Инфинитив – начальная форма глагола.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе к учебнику под редакцией С.И.Львовой. Сегодня в методике русского языка, когда цели урока и его содержание должны быть полностью направлены на результат, на первом плане стоят универсальные учебные действия. Каждый учитель ищет свою методику, комбинируя известные методы и приёмы. А системно - деятельностный подход сегодня ложится в основу совместной учебной деятельности каждого ученика и учителя. Предлагаю конспект урока с учётом современных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infinitiv-nachalnaya_forma_glagola_5_kl.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Старочеркасская СОШ
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе к учебнику под редакцией С.И.Львовой
на тему:
«Инфинитив – начальная форма глагола».
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Бузнякова С. В.
МБОУ Старочеркасская СОШ
Сегодня в методике русского языка, когда цели урока и его содержание должны быть полностью направлены на результат, на первом плане стоят универсальные учебные действия. Каждый учитель ищет свою методику, комбинируя известные методы и приёмы. А системно - деятельностный подход сегодня ложится в основу совместной учебной деятельности каждого ученика и учителя.
На уроках в 5 классе, на этапе перехода в основную школу, я обращаю особое внимание формированию субъектности учебной деятельности, организую сотрудничество учащихся с учителем, с другом и с самим собой. Нередко выполняю задание параллельно с ребятами, позволяю им сравнить наши результаты и даже стать на место учителя, а на определённых этапах урока управлять (распределять работу, самим составлять вопросы и выслушивать ответы товарищей. Ведь в этом возрасте они очень зорко наблюдают над каждым словом и действием партнёра в общении. Развитие Я – концепции и самооценки, систематическая работа по переработке и структурированию изучаемой информации, элементы ролевых игр и совместная деятельность по поиску ответов на возникающие вопросы стали неотъемлемой частью нашего с детьми сотрудничества. Надеюсь, это поможет им в жизни.
Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Инфинитив – начальная форма глагола».
Цели урока:
- Развитие коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, оценивать);
- формировать умение определять начальную форму глагола с учётом его грамматических признаков;
- тренировать учащихся в использовании инфинитива в собственной речи;
- формирование умения осуществлять целенаправленную деятельность, поиск необходимой информации, преобразовывать её и оценивать.
УУД см. в структуре урока
Структура проведения урока
1.Этап мотивации
Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
-Здравствуйте, ребята! Вы уже готовы к уроку? Как прошла переменка? Расскажите мне коротко (по секрет), что вы делали? Назовите действия. Дети рассказывают, чем занимались на перемене.
2.Актуализация изученного материала
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе как самостоятельной части речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умение строить устное высказывание (рассказывать о своих умениях), высказывать свои предположения, способность к самооценке, умение планировать свою учебную работу
-А домашнее задание выполнили, правило повторили? Честно? Так давайте же вместе всё проверим. Чтобы нам было удобнее, возьмём собой карту и вспомним маршрут прошлого урока. На доске нарисована карта.
-Как вы думаете, что обозначают буквы на карте?
(Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.)
- Верно, кто из вас поведёт нас к первому пункту этого маршрута и расскажет об общем грамматическом значении глагола? (1 уч-ся рассказывает правило и выполняет задание у доски: приводит примеры 10 глаголов, употребляемых в школьной жизни)
На карте рисуем первую линию ко второй точке на карте
- Какими же морфологическими признаками обладают глаголы? (Постоянными и непостоянными). Кто распределит эти признаки? (к доске идут 2 уч. и сообща распределяют цифры рядом с признаками.)
П.п. Н.п.
1) вид, 2)наклонение, 3)возвратность, 4)время, 5)число, 6)спряжение, 7)род, 8)переходность, 9)лицо.
На карте рисуем следующую линию к третьей точке
- Следующий пункт – синтаксическая роль глагола. (Уч-ся рассказывает о синтаксической роли глагола и дополняет стихотворение глаголами)
Ветер в наш лес ……… на опушке.
Песню …… . Дружно ……..
Песню …… Песню лягушки.
Охотничий пёс. Лось эту песню
Волк эту песню Как мог, …….. .
-Да, ребята, у глагола в русском языке роль очень ответственная. И пока ваши одноклассники работают у доски, мы с вами подготовимся немного рассказать о себе, но непременно используя глагол.
- Итак, что вы умеете делать? Дети заполняют самостоятельно схему в тетради
Учитель тоже заполняет своё солнышко на доске, но у него появился глагол «водить» (автомобиль)
-Ребята, всё ли верно указано у ребят у доски? Проверяем и оцениваем. Кто прав? Тогда движемся дальше. Отмечают на карте цветом движение стрелки.
- Послушаем, что же умеет делать каждый из вас. Уч-ся зачитывают свои глаголы, оценивают свои умения, сравнивают с солнышком учителя.
3. «Открытие» новых знаний.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,
Ожидаемый результат: умение анализировать, перерабатывать и структурировать информацию и пользоваться ею, умение действовать по составленному плану и делать общие выводы
- Вот как много мы рассказали друг другу о себе, а помог нам в этом не просто глагол, ребята, а инфинитив. Давайте познакомимся с ним поближе. Записываем тему урока в тетради, а на личной карте отмечаем рядом с вопросительным знаком новое слово и рисуем знак машины.
- Что обозначает этот термин? Как определить его значение?
(Обратиться за помощью к учебнику)
- Верно, в разделе «Теоретические сведения» попробуйте найти ответ сами.
- С сегодняшнего дня на нашем маршруте появился новый объект – инфинитив. Мы будем учиться определять начальную форму глагола и тренироваться в использовании инфинитива в собственной речи. Мы поедем дальше с ним на его машине «Инфинити». Кто будет водителем?
- Стать водителем непросто. Кто знает, что для этого необходимо сделать?
(Получить водительское удостоверение, знать правила дорожного движения…)
- Вы все правы, нам придётся пройти через некоторые испытания
Вешаю на доску таблички:
- Теоретический экзамен
- Практический экзамен
- Правила безопасности
- Разговор с инспектором ГИБДД
Выбираем классом 2 ребят на роль инспекторов.
- К конце урока они проверят наши знания, составив и задав нам по 3 вопроса по теме урока.
-Все готовы начать подготовку к теоретическому экзамену? Кто будет проводить подготовительное занятие? Из класса выбирается 1 уч-ся, который подходит к доске, переворачивает первую табличку и зачитывает на обратной стороне задание: «Внимательно прочитайте правило (стр. 127-128) вслух, ответьте на вопросы к нему и, обсудив с учителем, составьте шпаргалку из трёх пунктов». Ребёнок сам назначает уч-ся для чтения, затем распределяет по вопросу и выслушивает ответы. Шпаргалку после обсуждения вариантов, предложенных детьми, составляют и записывают на доске коллективно общую, потом все заносят её в свою тетрадь. Учитель корректирует и направляет работу детей.
Шпаргалка должна отражать:
- Вопросы: что делать? Что сделать?
- Типичные окончания: ть, ти, оканчивается на чь
- В предложении может быть сказуемым и подлежащим
5. Закрепление полученного знания
Цель: отрабатывать умение правильно находить глаголы в начальной форме, закрепление нового знания.
Ожидаемый результат: умение самостоятельно опознавать грамматическое явление, использовать его в собственной речи
-Теперь мы готовы приступить к практическому занятию. Уч-ся переворачивает вторую табличку и зачитывает задание: «Глаголы упр. №901 учебника запишите в форме инфинитива в таблицу, пользуясь образцом рассуждения. Упражнение выполняется в рабочей тетради, цепочкой по слову каждый учащийся (комментированное письмо), начать лучше с сильных. Первые два слова (рассуждения детей) проговариваем эхом.
-Пользуясь шпаргалкой, самостоятельно найдите и выпишите из упр. №903 глаголы в инфинитиве. Прочитав выразительно текст, озаглавливают его, выписывают глаголы, предварительно задав вопрос, выделив окончание и определив роль в предложении.
- Какова роль инфинитива в этом тексте?
(Участвует в описании природы)
Табличка №3. уч-ся зачитывает задание на оборотной стороне: «Рассмотри рисунок (с.113)
Какие правила безопасности нарушает мальчик? Обсуди их с соседом по парте и сформулируй письменно, пользуясь конструкциями (упр. №907): нельзя+ инфинитив; можно +инфинитив»
- А вы соблюдаете эти правила дома?
- Что же у нас получилось? (Инструкция)
- Правильно! Я повешу её в нашем классном уголке, а вы где можете её повесить? (Дома, на кухне…) Кому она пригодится? (Мне, маме, всем домашним)
-Ребята, а можно мне открыть следующую табличку? Мы уже готовы к беседе с инспектором? Как вы думаете, о чём они нас спросят?
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Цель: Осмысление полученных знаний, их коррекция, формулирование трудностей, возникших на уроке и возможных путей их решения.
Ожидаемый результат: умение дать оценку своей учебной деятельности, работать в группе
Табличка №4. На обороте задание: «Вспомните, как началось ваше сегодняшнее знакомство с начальной форма глагола? С какой целью использовали инфинитив? (Предполагаемый ответ детей: рассказывали о себе, при описании природы, составляли инструкцию) Как пригодится ли нам это умение в жизни? Пригласите инспекторов для беседы».
Дети выстраиваются кругом, в центре 2 ребят – инспекторов, задают вопросы по теме урока, передавая свою палочку тому, кто должен ответить. В случае неправильного ответа, отвечающий передаёт палочку, следующему. Если время позволяет, дети могут задать вопросы самим инспекторам и друг другу.
- Хорошо, ребята! Все испытания вы прошли. С вопросами справились. Оцениваем вместе с детьми работу учащихся. Какие вопросы оказались самыми сложными? Как вы с ними справились?
7. Домашнее задание
К следующему уроку, повторите сегодняшнее правило и подготовьтесь к конкурсу на самую лучшую инструкцию о том, как пользоваться микрокалькулятором (упр. 905). Пользуйтесь указанными конструкциями с инфинитивом! И шпаргалкой!
Литература к уроку:
Васильевых И. П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс»/ И. П. Васильевых; под ред. С. И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2008.
Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб для общеобразоват. Учреждений/ С. И. Львова, В. В. Львов. – 3-е изд., - Мнемозина, 2010.
Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурс:
Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Я умею
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Начальная форма глагола"
Цель данного урока - повторить основные признаки инфинитива....
тест по теме "Неличные формы глагола (инфинитив, герундий)"
Работа содержит 20 тестовых заданий по теме "неличные формы глагола" с выбором верного ответа из 4х вариантов. Тест расчитан для учащихся 9 - 11 классов. ( С ответами)...
тест на инфинитив и инговую форму глагола
тест на инфинитив и инговую форму глагола -задания для учащихся 9-10 классов по теме...
тест на инфинитив и инговую форму глагола
тест содержит задания для 10 класса по теме...
Начальная форма глагола
Материал для индивидуальной работы...
Самоанализ урока английского языка в 10 классе по теме «Инфинитив/ing форма глагола. Актуализация грамматических навыков».
Самоанализ урока английского языка в 10 классе по теме«Инфинитив/ing форма глагола. Актуализация грамматических навыков»....
Инфинитив - начальная форма глагола
Презентация к уроку знакомства с инфинитивом как начальной формсой глагола....