Дидактические игры в начальной школе. Урок-сказка по математике и русскому языку
материал по русскому языку на тему
Дидактические игры в начальной школе. Урок-сказка по математике и русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_nachalnoy_shkole.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в начальной школе. Урок-сказка по математике и русскому языку
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский
Игра – это “дитя труда”. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
- игры, включающие элементы поиска и творчества.
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды – победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Урок-сказка по математике
Тема: закрепление навыка умножения на двухзначное число
Цели:
- закрепить навык умножения на двухзначное и трехзначное число; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади;
- развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа; интерес к математике, активность на внимание учащихся;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- герои – Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Баба Яга;
- реквизит – ступа, избушка, камень, шкатулка, игла, мечи.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II. Сообщение темы.
У.: Ребята, на прошлых уроках вы научились умножать на двузначное и трехзначное число. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждут испытания. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, найти площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы?
Д.: Да
У.: Тогда сказка начинается.
III. Устный счет.
У.: Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики. Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?
Д.: Да.
(Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).
Задания.
- 16 увеличить в 4 раза.
- Найти частное от деления чисел 96 и 12.
- Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
- Сколько килограммов в центнерах?
- Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
- Какое число в 12 раз больше 5?
- Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдет за 1 минуту?
IV. Решение примеров на умножение двухзначных чисел.
У.: С вашей помощью Иван Царевич благополучно миновал реку.
А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму”.
У.: Ребятки, давайте поможем Бабе Яге решить примеры:
1200 | 31200 | 4200 | 38400 |
40 | 50 | 30 | 70 |
У.: Молодцы, ребятки!
V. Чистописание.
У.: Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?
Д.: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.
VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.
Б.Я. “Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.
Иван Царевич: “Нет, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”.
Б.Я.: “Что ж, бери. Только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:
Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость ступы.
Иван Царевич: “Ой, ребятки, помогите мне решить задачу”.
У.: Вы готовы помочь Ивану Царевичу?
Д.: Да, мы готовы!
Б.Я. (Дает совет Ивану): “Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. (Производится на доске)
VII. Задание на сравнение двух выражений.
У.: Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнивать и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
У.: Ребята, давайте поможем Ивану сравнивать числа.
6500 х 40 : 100 ? 550 х 50 : 100
Д.: 2600 больше, чем 275, поэтому мы пойдем направо.
У.: Обрадовался Иван Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
VIII. Физкультминутка.
IX. Решени задачи на нахождение площади фигуры.
У.: Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
Кощей: За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся; задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой.
У.: Делать нечего, согласился Иван.
Кощей: Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет ? площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца?
Иван: Ребята, я без вашей помощи пропаду, помогите!
У.: Ребятки, давайте выручим Ивана из беды.
Д.: Мы согласны помочь Ивану.
I – ? , S = 24х30 (м2)
II – ? 1/4 от I
III – ? в 2 раза > II
24 • 30 = 720(м2) – площадь I зала.
720 : 4 = 120(м2) – площадь II зала.
180 • 2 = 360 (м2) – площадь III зала.
720 + 180 + 360 = 1260 (м2) – всего.
Ответ: 1260 м2 площадь дворца.
X. Решение уравнений.
Иван: Решил я твою задачу, отдавай мне Елену Прекрасную.
Кощей: Нет, не отдам!
Иван: Ах, ты так!
У.: Выхватил Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке – уравнения.
Иван: Ребятки, это еще что такое?
Д.: Это уравнения. Мы поможем тебе их решить.
У.: Но решать будем по вариантам.
I вариант х : 20 = 360 х = 360 • 20 х = 7200 | II вариант 30 • х = 210 х = 210 : 30 х = 7 |
(Дети решают самостоятельно.)
У.: Решил Иван Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась, Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене царство. Сыграли свадьбу и стали жить и поживать в мире и согласии.
Ребятки, и нам пора вернуться в класс.
XI. Подведение итогов.
У.: Ребятки, где мы с вами побывали?
Понравилась ли она вам? А чему она учит?
А урок математики понравился вам?
Чему мы учились сегодня?
У.: Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!
Урок-сказка по русскому языку:
Путешествие в сказку “Рукавичка”
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”.
Цели:
- сформировать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”;
- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: рисунки, рукавичка, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нами сказок.
II. Сообщение темы урока.
У.: Ребята, сегодня в гости к нам на урок пришла сказка. А какая, вы узнаете из минутки чистописания.
III. Чистописание.
LрLуLкLаLвLиLчLкLа |
Д.: Рукавичка.
У.: Правильно, вы, наверное, часто слушали её, видели по телевизору. А сегодня на уроке вы можете стать её героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте, внимательно!
У.: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и оборонил рукавичку.
У.: Ребята, давайте поможем героям этой сказки занять места в рукавичке.
Для этого придется думать, писать красиво, экономить время и правильно выполнять все задания. А кто первым заселился в рукавичку узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка.
Под полом скребусь,
А кошки боюсь. (Мышка)
Д.: Мышка.
У.: Правильно! Это мышка-поскребушка. Она приготовила вам вот такие задания.
Задания.
1. Списать красиво буквы:
У.: Это буквы у, и, ю, о.
2. Какие гласные буквы вы знаете?
Д.: А, О, И, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю.
У.: Какие гласные буквы на ленте букв заняли нижние домики и почему?
Д.: Это буквы и, е, ё, ю, я. Потому что они смягчают согласные звуки.
У.: Да, ребята, правильно. Сегодня на уроке будем говорить об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквами “е, ё, и, ю, я”.
У.: Молодцы, ребятки! Справились с заданиями мышки.
У.: А теперь отгадайте, кто следующий заселился в рукавичку.
Загадка
Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка
Попадет в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)
Д.: Лягушка.
У.: Правильно. Это лягушка – попрыгушка. Лягушка просит вас прочесть стихотворение.
(Дети читают.)
Мы по улице гуляем,
Сами вывески читаем.
Вот блестит, белее снега,
Слово горькое аптека.
Рядом сладкие слова:
Фрукты, пряники, халва.
У.: В выделенных словах подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Д.: Пряники. Мягкий согласный звук [ р ].
У.: А теперь, ребятки, слушайте следующую загадку.
Загадка
Маленький, беленький
По лесу прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Д.: Зайчик.
У.: Правильно! Это зайчик-побегайчик.
Зайчик просит вас назвать имена людей.
Д.: Витя, Сережа, Галя, Таня…
У.: А как пишутся имена людей?
Д.: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
У.: Запишите эти имена самостоятельно в тетрадь и подчеркните мягкие согласные буквы.
У.: А кто следующим заселился в рукавичку, узнаете, отгадав загадку.
Загадка
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке кур посчитать. (Лисичка)
Д.: Лисичка.
У.: Правильно! Это лисичка-сестричка.
Лисичка просит вас написать, какими гласными буквами обозначаются мягкость согласного звука.
(Дети записывают буквы самостоятельно.)
Взаимопроверка написанного.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление пройденного материала.
У.: Отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.
Загадка
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами “щелк!”
Это серый . . . (Волк)
Д.: Волчок.
У.: Правильно! Это волчок – серый бочок. Волчок приготовил вам вот такое задание: списать, подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
ВОРОНЯТА – У ВОРОНЫ
У СЛОНА – СЛОНЯТА
(Комментированное письмо.)
У.: Молодцы, правильно выполнили задание!
У.: А теперь слушайте следующую загадку.
Загадка
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был... (Кабан)
Д.: Кабан.
У.: Верно. Это кабан-клыкан. Он просит вас прочитать и правильно.
Когда гласные буквы е, ё, ю, я, и стоят после согласных, то они обозначают не только гласный звук, но и показывают, что стоящая перед ними согласная буква обозначает мягкий согласный звук.
(Заслушивают ответы детей.)
У.: Ребята, отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.
Загадка
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под влажный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведюшка)
Д.: Медведюшка.
У.: Верно. Это медведюшка-батюшка. Он приносит вас вспомнить стихотворение про букву О. Это стихотворение вам надо записать красиво и аккуратно.
Д.:
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
У.: Молодцы, ребятки, справились с заданием! В рукавичке – семеро стало, да так тесно, что рукавичка разорвалась. Высыпались звери да врассыпную по лесу.
VI. Итог урока.
У.: Наше путешествие завершено. Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение игры "Своя игра" для начальной школы.
Рекомендации к проведению игры ...
Игры для начальной школы
Игры для начальной школы 1-3 класс...
Внеклассное мероприятие игра "Зарница". Начальная школа.
Сценарий. Внеклассное мероприятие игра "Зарница". Начальная школа....
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г
Урок повторительно-обобщающий.Вид урока: экскурсия.Технология: элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, текст...
Дидактическая игра в начальном обучении математике детей с умственной отсталостью
Статья об особенностях математического представления у детей с умственной отсталостью и дидактических играх....
Дидактические игры в начальной школе для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Поддерживаю интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радос...