Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Предлагаю свои разработки рабочих программ по русскому языку и литературе для 5,6,9.10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_russkomu_yazyku_i_literature.rar | 383.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании предметной кафедры (ШМО) __________________________ «__» ________ 201__ года. Протокол № ___ Руководитель кафедры ________________ | Принято на заседании педагогического совета «30» августа 2012 года Протокол № 38 Рекомендовано в качестве рабочей программы по изучению ЛИТЕРАТУРЫ | Утверждаю Директор МКОУ НСОШ № 14 «____» августа 201__ года. Приказ № _____ |
Рабочая программа
учебного курса «Литература» в 10 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы
Поперекова Е.И.
2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2011 г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Т. И. Михайловой «Поурочные разработки по русской литературе XIX века». – Москва: Издательство «ВАКО», 2008 г.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 105 часов (из расчёта 3 урока в неделю).
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Содержание учебной темы | Формы и воп-росы контроля | Виды самостоя-тельной работы учащихся |
Требования к умениям и зна-ниям учащихся | |||||
1 | Введение. | 2 | Знать идейно-нравст. проблем. литературы | Тестирование | Конспектирова-ние, тест |
2 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. | 1 | Знать, в чём проявляется гуманизм лирики Пушкина | Лекция | Конспектирова- ние лекции. Составление таблицы «Тематика и особенности лирики Пушкина». |
3 | Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылки (с повторением ранее изученного). | 1 | Знать особ-и романт. лирики Пушкина перио-да южной и михайл. ссылки | Беседа | Чтение наизусть |
4 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (с повторением ранее изученного). | 1 | Знать стихи Пушкина на тему поэта и поэзии | Практикум | Чтение наизусть |
5 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. | 1 | Уметь выразит. читать оды | Практикум | Чтение наизусть |
6 | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | 2 | Уметь выразит. читать стихи | Практикум | Чтение наизусть |
7 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | Знать сод-е поэ-мы, тему, идею. | Лекция | Конспектиро-вание лекции |
8 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 2 | Поним. историч. знач. образа Пе-тра, симв. смысл его обр. в поэме | Беседа | Составление плана поэмы |
9 | Развитие речи. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | 2 | Знание твор-ва поэта | Письменная работа | Письменная работа |
10 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). | 1 | Зн. осн. факты жизни и темы творч-ва поэта | Лекция Беседа | Конспектиро-вание лекции |
11 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). | 1 | Знать особ-и жанра молитвы | Практикум Беседа | Составление табл. «Тематика лирики Лермонтова» |
12 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова | 2 | Практикум | Чтение наизусть | |
13 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). | 2 | Практикум Беседа | Анализ стихотворения | |
14 | Уроки внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова. | 2 | Беседа Консультации | Индивидуальные выступления. Консультации | |
15 | Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 2 | Письменная работа | Письменная работа | |
16 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (Обзор). (С обобщением ранее изученного). Романтические произведения. | 2 | Лекция Беседа | Конспектиро-вание лекции | |
17 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | 1 | Семинар | Выступления | |
18 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 | Практикум | Работа с текстом. Анализ эпизода | |
19 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | 1 | Беседа | Работа с текстом | |
20 | Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | 1 | Беседа | Ответы на вопросы | |
21 | Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | 2 | Письменная работа | Письменная работа | |
22 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы. | 1 | Лекция | Конспектиро-вание | |
23 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. | 1 | Лекция Беседа | Составление плана X главы романа | |
24 | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа и их отношение к Обломову. | 1 | Беседа | Анализ эпизода. Составление таб-лицы «Обломов, Штольц, Ольга Ильинская» | |
25 | Авторская позиция и способы её выражения в романе. | 1 | Беседа | Сочинение-миниатюра | |
26 | Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). | 1 | Семинар | Конспектирова-ние статей в фор-ме сравнительной таблицы | |
27 | Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. | 1 | Лекция Беседа | Конспектиро-вание лекции | |
28 | Драма «Гроза». Её народные истоки. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. | 2 | Беседа. Практикум | Выразительное чтение и анализ монологов Катерины и Кулигина | |
29 | Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы | 1 | Беседа | Табл. «Герои о хозяевах города». Р-з о г. Калинове | |
30 | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы. | 1 | Практикум | Чтение монологов наизусть. Сочине-ние-миниатюра «Дописать пьесу» | |
31 | А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова). | 1 | Беседа | Конспектирова-ние статьи по пла-ну. Домашнее сочинение. | |
32 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор с обобщением ранее изученного). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. | 1 | Лекция | Конспектиро-вание лекции | |
33 | «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. | 1 | Беседа | Составление таблиц «Идейный спор» (на матери-але X главы рома-на) и «Художест-венный портрет Базарова» | |
34 | Базаров в ситуации русского человека на рандеву. | 1 | Беседа | Сочинение-пись-мо Аркадия к отцу». | |
35 | Сторонники и противники Базарова. «Отцы» и «дети в романе «Отцы и дети». | 1 | Беседа | Тематические пересказы: «Роди-тели Базарова», «А.С. Одинцова». | |
36 | Трагическое одиночество героя. Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 | Беседа | Выразит. чтение эпизодов «Три приезда Базарова к Одинцовой». | |
37 | Развитие речи. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Лекция. Практикум | Конспектирова-ние лекции и статьи Писарева. Запись тем и плана материалов к домашнему сочинению. | |
38 | Зачётная работа за первое полугодие. | 1 | Зачёт | Зачёт | |
39 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-ро-мантик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. | 2 | Презентация лекции. Беседа | Конспектиро-вание лекции. Чтение наизусть стихов поэта о природе. Состав-ление таблицы «Особенности и тематика лирики Тютчева» | |
40 | Основной жанр – лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. | 1 | Беседа. Практикум | Чтение наизусть стихов поэта о природе. | |
41 | Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | 1 | Практикум | Чтение наизусть стихов поэта о любви. | |
42 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. (Обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практического помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. | 1 | Лекция. Беседа | Конспектирова-ние лекции. Чтение наизусть стихов поэта о природе. Состав-ление таблицы «Особенности и тематика лирики Фета» | |
43 | Любовная лирика Фета. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | Беседа | Чтение наизусть стихов поэта о любви и фило-софской лирики. Запись тем и плана материалов к дом. сочинению | |
44 | Внеклассное чтение. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | Практикум | Презентация творчества. Чтение наизусть стихов поэта. | |
45 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор). Некрасов-журналист. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний поэта. | 1 | Презентация лекции. Беседа | Конспектирова-ние лекции. Составление таб-лицы «Особен-ности и тематика лирики Некрасова» | |
46 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | 1 | Практикум | Чтение наизусть. Анализ стих-ния. | |
47 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | 1 | Практикум | Чтение наизусть отрывка из «Поэ-та и гражданина». Анализ стих-ния | |
48 | Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. | 1 | Беседа | Чтение наизусть и анализ стих-ния о любви. Сочине-ние –миниатюра «Надо ли прощать?» | |
49 | Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. | 1 | Презентация лекции. Беседа. Выразительное чтение и анализ «Пролога», глав «Поп», «Сель-ская ярмонка». | Конспектирова-ние лекции. Ра-бота в тематичес-ких группах. Со-ставление табли-цы «Поэтические особенности поэмы». | |
50 | Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. | 1 | Практикум | Чтение наизусть и выразительное чтение. Тематич. выступления. | |
51 | Образы крестьян и «народных за-ступников» в поэме. | 1 | Семинар | Тематические выступления, ана-лиз отрывка. | |
52 | Фольклорное начало в поэме. Осо-бенности поэтического языка. До-машнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 | Практикум | Анализ таблицы. Систематизация материалов к домашнему сочинению. | |
53 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор). Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. | 1 | Лекция. Беседа | Составление плана-конспекта лекции. Анализ сказки. | |
54 | «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. | 2 | Уроки внеклассного чтения | Работа с текстом. Пересказ | |
55 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. | 1 | Презентация лекции. Беседа. | Конспектирова-ние лекции. Со-чинение-миниа-тюра «Действи-тельно ли «спо-койствие – душев-ная подлость»?» (Л.Н. Толстой) | |
56 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | 1 | Урок внеклассного чтения | Пересказ-анализ рассказа из повести | |
57 | «Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора. | 1 | Презентация лекции. Беседа | Составление тезисов лекции. | |
58 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 2 | Беседа | Составление схем «Искания героев». | |
59 | Женские образы в романе «Война и мир». | 1 | Практикум | Тематические вы-ступления | |
60 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | Беседа | Составление сравнительной таблицы. | |
61 | Тема народа в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева. | 2 | Беседа | Тематические вы-ступления. Чтение наизусть | |
62 | Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | 1 | Практикум | Составление сравнительной таблицы. | |
63 | Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Семинар | Систематизация материалов к домашнему сочинению. | |
64 | Развитие речи. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Практикум. Консультации | Систематизация материалов к домашнему сочинению. | |
65 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор). Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 1 | Презентация лекции. Беседа | Конспектирова-ние лекции | |
66 | «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 3 | Презентация. Семинар. Беседа | Конспектирова-ние. Работа с текстом. Анализ эпизодов | |
67 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 1 | Семинар. | Заполнение таблицы «Истоки бунта Раскольни-кова». | |
68 | «Двойники» Раскольникова. | 1 | Беседа | Тематические выступления | |
69 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману. | 1 | Беседа. Консультация | Анализ эпизодов. Выразительное чтение. | |
70 | Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилис-тические романы. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. | 2 | Презентация лекции. Практикум | Конспектирова-ние лекции. Рассказ о герое повести. | |
71 | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). | 1 | Урок внеклассного чтения | Тематические вы-ступления. Выра-зительное чтение. Дом. сочинение. | |
72 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре». | 1 | Лекция. Беседа. Презентация творчества. | Составление тезисов. Выразит. чтение | |
73 | Темы, проблематика и поэтика рас-сказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах». | 1 | Практикум | Составление тезисов. Анализ рассказа и эпизода | |
74 | «Футлярное» существование. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 1 | Практикум | Рассказ о герое | |
75 | Особенности драматургии А.П. Чехова. | 1 | Практикум | Конспектирова-ние | |
76 | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | 1 | Практикум | Конспектирова-ние | |
77 | Образ вишнёвого создания, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. | 1 | Беседа. Практикум | Рассказ о герое пьесы. Чтение на-изусть и по ролям. | |
78 | Зачётная работа за второе полугодие | 1 | Урок контроля | Зачёт | |
79 | Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности. | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение стихов поэта | |
80 | Из зарубежной литературы. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль» | 2 | Уроки внеклассного чтения | Пересказ. Выразительное чтение эпизодов. | |
81 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | Беседа | Тестирование. Запись литературы для летнего чтения |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10-ого класса
К концу учебного года десятиклассники должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Список литературы:
- Аркин И. И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.
- Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
- Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
- Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
- Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Капитанова Л. А. Л. Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Капитанова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2001.
- Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
- Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.
- Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Якушин Н. И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
- Якушин Н. И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
- Якушин Н. И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Сочинения |
1. | Введение | 1 | - | - | - |
2. | Литература первой половины XIX века | 7 | 1 | 1 | 1 |
3. | Литература второй половины XIX века -Обзор - А. Н. Островский -И. С. Тургенев -И. А. Гончаров -Ф. И. Тютчев -А. А. Фет -А. К. Толстой -Н. С. Лесков -М. Е. Салтыков-Щедрин -Н. А. Некрасов -К. Хетагуров -Ф. М. Достоевский -Л. Н. Толстой - А. П. Чехов | 84 1 8 10 8 3 3 2 1 2 8 1 9 21 7 | - 2 1 1 - 1 - - - 1 - 1 1 2 | - 1 1 1 - - 1 - - - - 1 1 - | - 1 1 1 - 1 - - - 1 - 1 1 1 |
4. | Зарубежная литература | 3 | - | - | - |
5. | Подведение итогов | 10 | - | - | - |
6. | Итого | 105 | 11 | 7 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 10 классе
на 2012-2013 учебный год
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
По предмету ЛИТЕРАТУРА
Класс 10
Учитель Поперекова Екатерина Ивановна
Количество учебных часов: всего: 105 в неделю: 3
Плановых контрольных работ: 2
Лабораторных работ: нет
Практических работ: нет
Зачетов: 2
Тестов: 3
Экскурсий: нет
Планирование составлено на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной
Москва, «Просвещение», 2010
Учебник: Ю.В. Лебедев в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2008
Дополнительная литература:
- Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. М: «Дрофа», 2008.
- Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.: «Просвещение», 1976.
- Золотарёва И.В. Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе второй половины XIX века в 2-х частях. М.: «ВАКО», 2003.
- Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? Книга для учителя. М.: «Просвещение», 1990
- Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. 5 – 11 классы. (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей. М.: «Московский лицей», 2002
Дата | Фактически | № урока | Раздел и тема | Количество часов | Контроль за ЗУН | Практичес- кая часть | ||
по программе | Фактически | по программе | Фактически | |||||
03.09 04.09 | 1-ый 2-ой | Введение. Россия в первой и второй половине XIX века. | 2 | Беседа | План лекц | |||
Литература первой половины XIX века. | 29 | |||||||
Александр Сергеевич Пушкин. | 11 | |||||||
07.09 | 3-ий | Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану» (IX, «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. | 1 | Лекция | Чтение стихов | |||
10.09 | 4-ый | Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылки (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книго-продавца с поэтом». | 1 | Собеседование | Чтение стихов | |||
11.09 | 5-ый | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». | 1 | Собеседование | Чтение стихов | |||
14.09 | 6-ой | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». | 1 | Собеседование | Чтение стихов | |||
17.09 18.09 | 7-ой 8-ой | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина. | 2 | Лекция, консультация | Чтение и анализ стихов | |||
21.09 | 9-ый | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека» в поэме. | 1 | Лекция, бес. | Чтение отр. | |||
24.09 25.09 | 10-11-ый | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | 2 | Беседа | Сообщение | |||
28.09 01.10 | 12-13-ый | Развитие речи. Сочинение по творче-ству А.С. Пушкина. | 2 | Письм. раб. | Соч. | |||
Михаил Юрьевич Лермонтов. | 10 | |||||||
02.10 | 14-ый | Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве поэта. Т. л. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их взаимоотношении и взаимосвязи. | 1 | Лекция, беседа, тест | Чтение стихов наизусть и по текс. | |||
05.10 | 15-ый | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») | 1 | Практикум, бес. | Чтение стихов | |||
08.10 09.10 | 16-ый 17-ый | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание». | 2 | Практикум | Чтение стихов | |||
12.10 15.10 | 18-ый 19-ый | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Чувство трагического одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». | 2 | Беседа, практикум | Выразит. чтение стихов | |||
16.10 19.10 | 20-ый 21-ый | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Любовь как страсть, приносящая страдания. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова. | 2 | Уроки внекл. чт. | Чтение стиххот. наиз | |||
22.10 23.10 | 22-23-ий | Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 2 | Уроки контроля | Письм. работа | |||
Николай Васильевич Гоголь | 8 | |||||||
26.10 29.10 | 24-ый – 25-ый | Жизнь и творчество (Обзор). (С обобщением ранее изученного). Романтические произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). | 2 | Лекция, беседа | Пересказ, выразит. чтение | |||
30.10 | 26-ой | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях. | 1 | Семинар | Сообщения | |||
02.11 | 27-ой | «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Обучение анализу эпизода. | 1 | Практикум | Переск., ан-з эпиз | |||
12.11 | 28-ой | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | 1 | Беседа | Сообщения | |||
13.11 | 29-ый | Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | 1 | Ур. внекл. чт. | Пересказ, чтен | |||
16.11 19.11 | 30- 31-ый | Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | 2 | Письм. раб. | Сочинение | |||
20.11 | 32-ой | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы. | 1 | Лекция | Конспект | |||
Иван Александрович Гончаров | 4 | |||||||
23.11 | 33-ий | Жизнь и творчество. (Обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Т. л. Обобщение в литературе. типи- чное явление в литературе. Ти- пическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. | 1 | Лекция, беседа, тест | Конспектирование лекции | |||
26.11 | 34-ый | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа и их отношение к Обломову. | 1 | Беседа | сост. таблицу | |||
27.11 | 35-ый | Авторская позиция и способы её выражения в романе. | 1 | Беседа | Соч-мин | |||
30.11 | 36-ой – | Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). | 1 | Семинар | Сообщен. | |||
Литература первой половины XIX века. | ||||||||
Александр Николаевич Островский. | 6 | |||||||
03.12 | 37-ой | Жизнь и творчество. (Обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. | 1 | Лекция, беседа | сост. тезисы лекц | |||
04.12 07.12 | 38-ой – 39-ый | Драма «Гроза». Её народные истоки. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Т.л. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт. | 2 | Беседа, практикум | Составл. Сравнит. таблицы. | |||
10.12 | 40-ой | Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. | 1 | Беседа | Чтеннаиз отр. | |||
11.12 | 41-ый | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. | 1 | Практикум | Таблица, отрыв. наиз | |||
14.12 | 42-ой | Драматургическое мастерство Островского. А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова). | 1 | Практикум | Конспект ст. | |||
Иван Сергеевич Тургенев. | 7 | |||||||
17.12 | 43-ий | Жизнь и творчество (обзор с обобщением ранее изученного). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. | 1 | Лекция | Тезисы | |||
18.12 | 44-ый | И.С. Тургенев – создатель русского романа. «Отцы и дети». История создания романа. Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. Т.л. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). | 1 | Беседа | Сообщения | |||
21.12 | 45-ый | Базаров в ситуации русского человека на рандеву. | 1 | Беседа | Таблица | |||
24.12 | 46-ой | Сторонники и противники Базарова. «Отцы» и «дети в романе «Отцы и дети». | 1 | Беседа | Срав табл | |||
25.12 | 47-ой | Трагическое одиночество героя. Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 | Беседа | Тезисы | |||
28.12 11.01 | 48-ой-49-ый | Развитие речи. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Лекция, практикум | Консп. статьи | |||
14.01 | 50-ый | Зачётная работа за первое полугодие. | 1 | Ур. конт | Зачёт | |||
II полугодие | ||||||||
Фёдор Иванович Тютчев. | 4 | |||||||
15.01 18.01 | 51-ый-52-ой | Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. «Silentium!”, «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «природа – сфинкс…». | 2 | Лекция, беседа | Составл. плана лекции, чтение стих | |||
21.01 | 53-ий | Основной жанр – лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». | 1 | Беседа, практикум | Выразит. чтение стихов | |||
22.01 | 54-ый | Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). | 1 | Практикум | Выразит. чтение | |||
Афанасий Афанасьевич Фет. | 2 | |||||||
25.01 | 55-ый | Жизнь и творчество. (Обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практического помещика. Лирика природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…» и др. | 1 | Лекция, беседа | Конспект лекции | |||
28.01 | 56-ой | Любовная лирика Фета. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певица» и др. Домашнее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | Беседа | Чтение наизусть стихотв. | |||
29.01 | 57-ой | Внеклассное чтение. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в про-изведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «против течения», «Государь ты наш батюшка…». | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразит. чтение | |||
Николай Алексеевич Некрасов. | 8 | |||||||
01.02 | 58-ой | Жизнь и творчество. (Обзор). Некрасов-журналист. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…» и др. | 1 | Лекция, беседа | План лекции, выразит. чтен | |||
04.02 | 59-ый | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др. | 1 | Практикум | Выразит. чтение | |||
05.02 | 60-ый | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др. | 1 | Практикум | Выразит. чтение | |||
08.02 | 61-ый | Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. | 1 | Беседа | Чтение наиз соч-мин. | |||
11.02 | 62-ой | Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел, история создания и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Т.л. Понятие о народности искусства. | 1 | Лекция, беседа | Тезисы лекции, таблица | |||
12.02 | 63-ий | Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. | 1 | практикум | пересказы | |||
15.02 | 64-ый | Образы крестьян и «народных заступников» в поэме. | 1 | беседа | Соч-мин. | |||
18.02 | 65-ый | Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. Т.л. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). | 1 | Практикум | сочинение | |||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. | 3 | |||||||
19.02 | 66-ой | Жизнь и творчество. (Обзор). Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Т.л. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). | 1 | Лекция, беседа | Хронологич. таблица | |||
22.02 25.02 | 67-ый – 68-ой | «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изобража-ющая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Т.л. Сатира как выражение обществен- ной позиции писателя. Жанр памфле- та (начальные представления). | 2 | Уроки внеклассного чтения | Пересказ, выразит. чтение текста | |||
Лев Николаевич Толстой. | 13 | |||||||
26.02 | 69-ый | Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. | 1 | Лекция, беседа | Конспект презентации, соч-миниатюра | |||
01.03 | 70-ый | Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | 1 | Ур. в. ч. | Кон. през | |||
04.03 | 71 -ый | «Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Т.л. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. | 1 | Лекция, беседа | Конспект презентации | |||
05.03 11.03 | 72-ой – 73-ий | Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Т.л. Внутренний монолог (развитие понятия). | 2 | Беседа | План-характеристика героя | |||
12.03 | 74-ый | Женские образы в романе «Война и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Т.л. Психологизм художественной прозы (развитие понятия). | 1 | Практикум | Сообщения | |||
15.03 | 75-ый | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | Беседа | План | |||
18.03 19.03 | 76-ой-77-ой | Тема народа в романе. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Философский смысл образа Платона Каратаева. | 2 | Беседа | Сообщения | |||
22.03 | 78-ой | Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | 1 | Практикум | План-хар-ка героя, р-з | |||
01.04 02.04 | 79-ый-80-ый | Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Семинар | Сообщения | |||
05.04 | 81-ый | Развитие речи. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Практикум | Ан-з эпизода | |||
Фёдор Михайлович Достоевский. | 7 | |||||||
08.04 | 82-ой | Жизнь и творчество. (Обзор). Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. | 1 | Лекция, беседа | Конспект презент. | |||
09.04 12.04 15.04 | 83-ий 84-ый 85-ый | «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Т.л. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). | 3 | Беседа-семинар | План-тезисы | |||
16.04 | 86-ой | Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социаль-ных представлений. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Т.л. Психологизм и способы его выраже- ния в романах Толстого и Достоев- ского. | 1 | Семинар | Пересказ по плану | |||
19.04 | 87-ой | «Двойники» Раскольникова. | 1 | Беседа | Сообщ. | |||
22.04 | 88-ой | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Полифонизм романа и диалоги героев. Домашнее сочинение по роману. | 1 | Беседа | Сочинение | |||
Николай Семёнович Лесков. | 3 | |||||||
23.04 | 89-ый | Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. Т.л. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. | 2 | Лекция, практикум | Рассказ о герое | |||
26.04 | 90-ый | Рассказ «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. | 1 | Беседа | Чтение отр. Из текста | |||
29.04 | 91-ый | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). | 1 | Ур. вн. чт. | Р-з-хар-ка | |||
Антон Павлович Чехов. | 6 | |||||||
30.04 | 92-ой | Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основы комизма ранних рассказов. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре». Т.л. Углубление понятия о рассказе. | 1 | Лекция, беседа | Тезисы перзентации | |||
03.05 | 93-ий | Многообразие философско-психоло-гической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Темы, проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах». Т.л. Стиль Чехова-рассказчика: откры- тые финалы, музыкальность, поэтич- ность, психологическая и символическая деталь. | 1 | Практикум | Сообщения с анализом произведения | |||
06.05 | 94-ый | «Футлярное» существование. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 1 | Практикум | Ан-з текста | |||
07.05 | 95-ый | Особенности драматургии А.П. Чехова. Т.л. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. | 1 | Практикум | Тезисы по теме | |||
13.05 | 96-ой | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Образ вишнёвого сада. Разрушение дворянского гнезда. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». | 1 | Практикум | Конспект презентации | |||
14.05 | 97-ой | Образ вишнёвого создания, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. | 1 | Практикум, бес. | Чтение наиз отр. | |||
17.05 | 98-ой | Зачётная работа по пройденному за второе полугодие материалу. | 1 | Ур. контр. | зачёт | |||
Из литературы народов России. | 1 | |||||||
18.05 | 99-ый | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности. | 1 | Урок внекл. чтения | Выразит. чтение стихов | |||
Из зарубежной литературы. | 3 | |||||||
20.05 21.05 | 100-ый 101-ый | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». | 2 | Уроки внекл. чтения | Обмен впечатлениями | |||
24.05 | 102-ой | Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». | 1 | |||||
27.05 | 103-ий | Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века. Защита презентаций. | 1 | Защита презентаций | ||||
28.05 | 104-ый | Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века. Защита презентаций. | 1 | Защита презентаций | ||||
31.05 | 105-ый | Итоговый урок по теме « Нравственные уроки русской литературы XIX века». Рекомендации для летнего чтения. | 1 | Беседа, тест | Анкетир-е |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Этапы творчества. Лирика. | 11 | 9 | 2 |
3 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). | 10 | 6 | 2 + 2 |
4 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор с обобщением ранее изученного). Роман-тические произве-дения. «Петербур-гские повести». | 8 | 5 | 1 + 2 |
5 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы. | 1 | 1 | - |
6 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравст-венная проблематика. | 4 | 3 | 1 |
7 | Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор). Периодиза-ция творчества. Наследник Фонви-зина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сцениче-ского репертуара. Драма «Гроза». | 6 | 6 | - |
8 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор с обоб-щением ранее изученного). Тургенев как пропа-гандист русской литературы на Западе. Роман «Отцы и дети». | 7 | 5 | 2 |
9 | Зачётная работа за первое полугодие. | 1 | - | 1 |
10 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наслед-ник классицизма и поэт-романтик. Фи-лософский характер тютчевского роман-тизма. Лирика. | 4 | 4 | - |
11 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. (Обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практического по-мещика. Лирика природы и любви. | 2 | 2 | - |
12 | Внеклассное чтение. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Свое-образие художест-венного мира Тол-стого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | 1 | - |
13 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор). Некрасов-журналист. Лирика. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний поэта. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | 8 | 7 | 1 |
14 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор). Сказки (по выбору). Сатирическое него-дование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. «История одного города». | 3 | 1 | 2 |
15 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравс-твенная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Сева-стопольские рас-сказы». «Война и мир» - вершина творчества писателя. | 13 | 10 | 1 + 2 |
16 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор). Этапы творческого пути. Идейные и эстети-ческие взгляды. Роман «Преступле-ние и наказание». | 7 | 6 | 1 |
17 | Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. | 3 | 2 | 1 |
18 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особен-ности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» и др. рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад». | 6 | 6 | - |
19 | Зачётная работа за второе полугодие | 1 | - | 1 |
20 | Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор). Стихотворе-ния из сборника «Осетинская лира». Изображение тя-жёлой жизни про-стого народа. Спе-цифика художест-венной образности. | 1 | - | 1 |
21 | Из зарубежной литературы. Обзор зарубежной литера-туры второй половины XIX века. «Вечные» вопросы в зарубежной литера-туре. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной лите-ратуры. Ги де Мо-пассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Куколь-ный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». | 3 | - | 2 |
22 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Рекомендации для летнего чтения. | 3 | 1 | - |
Итого: | 105 | 77 | 10 + 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе
Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...