Презентация "Нераспространенные и распростаненные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

                         Тема урока:
Второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.

Цели урока:

А) дидактическая – организовать самостоятельную работу  учащихся по усвоению новых понятий и углублению имеющихся;
Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении;
 В) нравственная- привить любовь природе.
Активизация путем постановки проблемных вопросов:

Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?
Почему они составляют грамматическую основу предложения?
Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?
Решение проблем путем выполнения упражнения   264
              Физкультминутка
 Дружно встали. Раз! Два! Три!Мы теперь — богатыри!Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво;И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.Точно в танце — руки в боки.Наклонились влево, вправо.Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.
Формулировка проблемы:
Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?
Почему они составляют грамматическую основу предложения?
Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?

Постановка учебного задания (в помощь решению проблем)
1.Мелкий дождь бесшумно моросит.
2. Дождь моросит.

3. Моросит.
4.. Мелкий бесшумно.
1а. Вокруг царит мертвая тишина.
2а. Царит тишина.
3а . Тишина.
4а. Вокруг мертвая.
Решение проблемы:
2, 3 , 1а, 2а, 3а- предложения.
4, 4а- не предложения.
1, 1а, - состоят из главных и второстепенных членов,
2, 2а- только из главных,
3- только из сказуемого,
3а- только из подлежащего,
4а- только из второстепенных членов, и они не предложения (доказательство).
Вывод:
Из главных членов , даже из одного главного , предложение может состоять, а из второстепенных членов не может. Вот почему одни называются главными, другие второстепенными членами предложения
Учебное задание:

Дождь (какой?) мелкий.
Моросит (как?) бесшумно.
В одной части – подлежащее с зависимыми словами , а в другой- сказуемое с зависимыми словами.
Мелкий (какой?) дождь.
Моросит (как?) бесшумно
Самостоятельная работа по формированию умений и навыков путем применения углубленных (опорных) понятий.
Упражнение :265.
Предложения:

1. Черенок листа прикрепляется к ветке при помощи клейкого вещества.


2.Клейкое вещество высыхает.
2а- Вещество высыхает.

3.Вот почему со многих деревьев осенью осыпаются листья.
3а. Осыпаются листья.
Решение проблемы:

Первый столбик- 1,2, 3.
Второй столбик- 1а, 2а, 3а.
В первом столбике предложения с второстепенными членами, во втором – только из главных членов.
Значит, предложения с второстепенными членами называются распространенными, а состоящие только из главных- нераспространенными.
Формирование понятий и навыков .Проверка усвоения, уточнение, запоминание.

Карточка №1Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки. Задание 2 . Составьте предложения по схеме.Каточка №2Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iiii.ppt1.85 МБ
Office presentation icon iiii.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.» Учительница МБОУ «Ухманская СОШ» Канашского района Чувашской Республики Семенова Галина Дмитриевна.

Слайд 2

Цели урока: А) дидактическая – организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению новых понятий и углублению имеющихся; Б) логическая – упражнять в самостоятельном анализе , сравнении , обобщении, умозаключении; В) нравственная- привить любовь природе.

Слайд 3

Активизация путем постановки проблемных вопросов: Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Почему они составляют грамматическую основу предложения? Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?

Слайд 4

Решение проблем путем выполнения упражнения 264 Ворона сидела. Тощая растрепанная ворона сидела на дереве. Кот прогуливался. Толстый кот лениво прогуливался под деревом. Они поздоровались. Они вежливо поздоровались.

Слайд 5

Физкультминутка Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь — богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце — руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали.

Слайд 6

Формулировка проблемы: Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения? Почему они составляют грамматическую основу предложения? Почему другие члены называются второстепенными членами предложения?

Слайд 7

Постановка учебного задания (в помощь решению проблем) 1.Мелкий дождь бесшумно моросит. 2. Дождь моросит. 3. Мелкий бесшумно. 1а. Вокруг царит мертвая тишина. 2а. Царит тишина. 3а . Тишина. 4а. Вокруг мертвая.

Слайд 8

Решение проблемы: 2, 3 , 1а, 2а, 3а- предложения. 4, 4а- не предложения. 1, 1а, - состоят из главных и второстепенных членов, 2, 2а- только из главных, 3- только из сказуемого, 3а- только из подлежащего, 4а- только из второстепенных членов, и они не предложения (доказательство).

Слайд 9

Вывод: Из главных членов , даже из одного главного , предложение может состоять, а из второстепенных членов не может. Вот почему одни называются главными, другие второстепенными членами предложения

Слайд 10

Учебное задание: Дождь (какой?) мелкий. Моросит (как?) бесшумно. В одной части – подлежащее с зависимыми словами , а в другой- сказуемое с зависимыми словами. Мелкий (какой?) дождь. Моросит (как?) бесшумно

Слайд 11

Самостоятельная работа по формированию умений и навыков путем применения углубленных (опорных) понятий. Упражнение :265. А) Выделить основу, Б) отделить группу подлежащего от группы сказуемого . Проверка выполнения. Создание проблемной ситуации с целью углубления понятия о членах предложения

Слайд 12

Предложения: Черенок листа прикрепляется к ветке при помощи клейкого вещества. Клейкое вещество высыхает. 2а- Вещество высыхает. Вот почему со многих деревьев осенью осыпаются листья. 3а. Осыпаются листья.

Слайд 13

Решение проблемы: Первый столбик- 1,2, 3. Второй столбик- 1а, 2а, 3а. В первом столбике предложения с второстепенными членами, во втором – только из главных членов. Значит, предложения с второстепенными членами называются распространенными, а состоящие только из главных- нераспространенными.

Слайд 14

Формирование понятий и навыков . Проверка усвоения, уточнение, запоминание. Карточка №1 Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений , укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Падает снег. Стоит чудесный зимний день. Деревья одеты в белые шубки. Задание 2 . Составьте предложения по схеме. Каточка №2 Задание 1. Запиши предложения. Определи вид предложений, укажи его в скобках. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения Небо почернело. Надвинулась чёрная туча. Налетел сильный, холодный ветер.

Слайд 15

ЗАДАНИЕ: Составить предложение с данным словом по схеме: [ сущ. прил. ] . Составить словосочетание с данным словом по схеме: прил. + сущ.

Слайд 16

ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ» Задание: Распространите в предложении главный член - сказуемое. Распространите оба главных члена. Распространите предложение еще больше.

Слайд 17

Рефлексия 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

Слайд 18

Список литературы 1.Е.А.Быстрова. Русский язык . 5 класс. 2. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.- М.: МИРОС- МАИК. «Наука / Интерпериодика», 2000.- 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян.

Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян....

распростанение педагогического опыта

Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя технологии. Здесь представлена система и результаты моей работы.«Чтобы быть хорошим преподавателем,нужно любить то, что ...