Урок "Различные виды придаточных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Конспект, презентация и рабочая карта урока обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме "Различные виды придаточных предложений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Различные виды придаточных" | 45.5 КБ |
презентация к уроку "Различные виды придаточных" | 640 КБ |
рабочая карта урока "Различные виды придаточных" | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Различные виды придаточных предложений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-исследование.
Уровень подготовки класса: средний
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения».
Задачи урока:
обучающие: повторение опознавательных признаков СПП;
развивающие: совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.
воспитывающие: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедиа.
Ход урока
Первый этап. Акцентологическая минутка.
Расставьте ударение в словах.
Вероисповедание, танцовщица, новорождённый, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнования, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить.
Второй этап. Мобилизующий этап.
- Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.
( определит. )
- Чувствовалось в воздухе что солнце встало. (изъявит. )
- Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то.(степени )
- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы. (времени)
- Морозы стояли лютые отчего и погибли сады.(присоед ).
- Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. (следствия)
Тема всех предложений: Природа
Учитель: Внимательно посмотрите на упражнение и сформулируйте задание. (расставить знаки препинания, определить тип придаточных; определить тему, объединяющую предложения) Что общего у этих предложений?
Третий этап: Формулирование темы и цели урока.
(все эти предложения являются сложно подчиненными)
Учитель: Эти СПП с одним типом придаточных или с разными? (с разными) → Тема урока «Различные виды придаточных предложений».→ цель.
Четвертый этап. Актуализация знаний.
Заполнение таблицы
Вопросы:
- Чем СПП отличаются от ССП?
- Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?
- В чем отличие союзов и союзных слов?
- Почему придаточные присоединительные являются отдельной группой?
- Для чего вам нужны знания о СПП?
Пятый этап: Обобщение и систематизация знаний.
(групповая работа) каждая группа выполняет задание, затем сравнивают. Если у групп разные ответы на поставленные вопросы, то все три группы приходят к общему решению.
Упражнение 1.
1: подчеркнуть в тексте «ошибкоопасные» места? Анализ орфограмм.
2: определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, определить языковые средства, которые используются в тексте.
3: подчеркнуть основы, выделить части предложения. Определить вид придаточных.
Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями. (В.Белов)
Работа со словарями: найти значение словосочетания набивать оскомину.
Упражнение 2.
Подчеркнуть словосочетания, которые пригодятся для написания сочинения-миниатюры. Написать сочинение –миниатюру.
Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.
Шестой этап: Я оцениваю себя:
Мобилизующий этап | Формулирование темы и цели урока | Актуализация знаний | Анализ текста | Сочинение |
Седьмой этап: Домашнее задание: написать статью в газету об экологии нашего края; найти афоризм о природе или сделать синтаксический разбор предложения и морфологический – слова пристяжными
Сложноподчиненные предложения
С придаточными определительными
С придаточными изъяснительными
С придаточными обстоятельственными
С придаточными присоединительными
Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Рабочая карта урока русского языка
Фамилия, имя______________________________________________________
Дата ______________________________________________________________
Тема ______________________________________________________________
Цель ______________________________________________________________
- Акцентологическая минутка.
Расставьте ударение в словах.
Вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнования, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить.
- Мобилизующий этап.
- Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи. ( )
- Чувствовалось в воздухе что солнце встало. ( )
- Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то. ( )
- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы.( )
- Морозы стояли лютые отчего и погибли сады. ( )
- Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. ( )
Тема всех предложений__________________________________________
2. Актуализация знаний:
- Обобщение и систематизация знаний.
Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями. (В.Белов)
Набить оскомину - |
Тема:_________________________________
Основная мысль: _____________________
____________________________________________________________________________
Тип и стиль:__________________________
_______________________________________________________________
Языковые средства
____________________________ _______________________________
____________________________ _______________________________
____________________________ _______________________________
____________________________ _______________________________
- Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я оцениваю себя:
Мобилизующий этап | Формулирование темы и цели урока | Актуализация знаний | Анализ текста | Сочинение |
(подобрать афоризм о природе) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды придаточных предложений
Систематизированный материал по заявленной теме. Может использоваться учащимися, пропустившими учебные занятия по теме, учителями при подготовке к урокам...
Виды придаточных предложений. (Практикум)
Данный ресур поможет повторить виды придаточных предложений. (Подготовка к ГИА и ЕГЭ)...
Виды придаточных предложений
В материале" Виды придаточных предложений" дана таблица. Таблица составлена по всем видам придаточных предложений. Она может пригодиться для подготовки к ГИА и ЕГЭ....
Контрольная работа "Виды придаточных предложений"
Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений". Предназначена для учащихся 9 класса заочной формы обучения....
Урок в 9 классе "Виды придаточных предложений"
Данный урок является обобщающим уроком после изучения видов придаточных предложений. Воспитательная цель урока-выбор профессии....
«Виды придаточных предложений в сложноподчинённом предложений»
Данный урок является обобщающим о видах придаточных в сложноподчинённом предложении. На уроке также можно выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной ра...
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...