ГИА
материал по русскому языку (9 класс) по теме
«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,-утверждает писатель К.Г.Паустовский.
Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен.
Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Многие слова имеют несколько значений, в том числе и переносных. Это можно рассмотреть на примере данного текста.. Здесь слова разговорной лексики (предложение 12)-пошушукались ; слова эмоционально0окрашенные (предложение 11) – бабуля.
Говоря о детях, автор использует не только слова нейтральной лексики, но книжной (предложение 43) – делегация. Тем самым делает акцент на деловом тоне визита школьников.
В предложении 53 автор использует метафору «письма вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».
Русскому языку свойственно богатство средств словообразования. Обилие суффиксов используемых автором, придает словам различные оттенки: ласкательности (бабуля, Танечка); уменьшения (ребятишки, листочки). В предложении 17 слово «листочки» усиливает значимость писем для пожилой женщины.
Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского, что « нет ничего такого…, чего нельзя было бы выразить русским словом».
Образец №2.
Известный филолог Л.В.Успенский утверждал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка». Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Чтобы рассмотреть данные высказывания, нужно вспомнить, что такое язык, для чего он служит. Язык состоит из множества слов. Образует предложения, при построении которых следует учитывать не только лексическое значение слов, но грамматическое, то есть значение падежа, рода, числа, лица ( или Обычно слово имеет несколько грамматических значений).Например слово «ночь» в 6 предложении употребляется в родительном падеже единственного числа (ночи), в предложении 8 – в дательном падеже множественного числа (по ночам), в предложении 21 - в винительном падеже единственного числа.
Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи. Она служить для передачи дополнительного смысла.
Например, автор употребляет восклицательные предложения (16, 18, 23,25), которые передают эмоциональное состояние героя. А для передачи внутреннего состояния человека - безличные предложения – «На душе потеплело» (предложение 24), «Как много и мало нужно человеку для счастья» (предложение 25).
Итак, справедливым является высказывание Л.Успенского: «……..»
Или
,что лексическое и грамматическое значения слова тесно связаны между собой.
Образец №3.Работа учащегося.
Известный русский писатель К.Г Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию».
Я согласна с этим утверждением и попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
Красочен и выразителен русский язык, богат различными изобразительно- выразительными средствами. Эпитеты придают тексту некую патетичность, эмоциональную окраску и живо характеризуют предмет. Так в предложении №2 встречается словосочетание «бесстрастные глаза». Оно ясно и ярко показывает настроение героя его отношение к происходящему.
Во многих словах русского языка выразительность фонетических средств лучше объясняет их значение и характер. Словосочетание «шаркающая походка» явно демонстрирует звучность действия. Это возможно благодаря обилию глухих звуков в слове «шаркающая» (предложение 15).
Действительно, многие слова в русской речи ярко и эмоционально характеризуют предметы, их признаки и действия.
Образец №4.Работа учащегося.
Известный русский писатель К.Г Паустовский утверждал:«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Я согласна с мнением автора и попробую доказать это на конкретных примерах.
Лексика - это словарный состав языка, это все слова, которые люди используют в своей речи. В данном тексте встречается разговорное слово «ошалело» (предложение 21). Оно передаёт настроение и характер героя, показывает его отношение к поведению старухи, ведь он такого не ожидал.
В предложении 30 автор использует слово «люта». Это слово сейчас редко используется в нашей речи, и, на мой взгляд, его можно рассматривать как архаизм. Люта значит зла, сурова. Это слово воспроизводит жестокую атмосферу далеких военных лет.
Действительно, с помощью русского слова можно выразить любую мысль, охарактеризовать любой предмет и действие. Передать тончайшие движения человеческой души.
Образец №5
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»,- такое утверждение мы находим в энциклопедии.
Чтобы рассмотреть данное высказывание, нужно вспомнить, что такое диалог.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Такая речь имеет несколько особенностей.
Во-первых, большую роль при разговоре имеет интонация, которая выражает эмоциональное состояние героя. Например, предложение 38 передает переживание Лиса из-за расставания с Маленьким принцем.
Во –вторых, интересна тема беседы. Маленький принц и Лис говорят о дружбе, сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Итак, мы убедились в том, что ранимость и душевность можно подчеркнуть с помощью мимики, интонации и темы разговора.
Образец №6 Образец №4
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»,- утверждает писатель К.Г.Паустовский.
Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, и богатство его проявляется в лексике, которая позволяет говорящему найти точное слово для выражения своих чувств, эмоции.
Выбор точной детали зависит от стиля речи.
Данный текст относится к художественному стилю речи, особенностью которого является образность. Например, в предложении 6, описывая состояние собаки, ожидающей хозяина, автор использует синоним к слову «неподвижно»- «в странном оцепенении», которое более точно передает чувства.
Также для художественного стиля характерно использование однородных членов. Так в предложении 3 картину безмолвия, царящего вокруг, рисуют слова: «Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо…и беззвучно откатывались…»
Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giiii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Образец №1.
«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,-утверждает писатель К.Г.Паустовский.
Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен.
Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Многие слова имеют несколько значений, в том числе и переносных. Это можно рассмотреть на примере данного текста.. Здесь слова разговорной лексики (предложение 12)-пошушукались ; слова эмоционально0окрашенные (предложение 11) – бабуля.
Говоря о детях, автор использует не только слова нейтральной лексики, но книжной (предложение 43) – делегация. Тем самым делает акцент на деловом тоне визита школьников.
В предложении 53 автор использует метафору «письма вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».
Русскому языку свойственно богатство средств словообразования. Обилие суффиксов используемых автором, придает словам различные оттенки: ласкательности (бабуля, Танечка); уменьшения (ребятишки, листочки). В предложении 17 слово «листочки» усиливает значимость писем для пожилой женщины.
Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского, что « нет ничего такого…, чего нельзя было бы выразить русским словом».
Образец №2.
Известный филолог Л.В.Успенский утверждал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка». Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Чтобы рассмотреть данные высказывания, нужно вспомнить, что такое язык, для чего он служит. Язык состоит из множества слов. Образует предложения, при построении которых следует учитывать не только лексическое значение слов, но грамматическое, то есть значение падежа, рода, числа, лица ( или Обычно слово имеет несколько грамматических значений).Например слово «ночь» в 6 предложении употребляется в родительном падеже единственного числа (ночи), в предложении 8 – в дательном падеже множественного числа (по ночам), в предложении 21 - в винительном падеже единственного числа.
Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи. Она служить для передачи дополнительного смысла.
Например, автор употребляет восклицательные предложения (16, 18, 23,25), которые передают эмоциональное состояние героя. А для передачи внутреннего состояния человека - безличные предложения – «На душе потеплело» (предложение 24), «Как много и мало нужно человеку для счастья» (предложение 25).
Итак, справедливым является высказывание Л.Успенского: «……..»
Или
,что лексическое и грамматическое значения слова тесно связаны между собой.
Образец №3.Работа учащегося.
Известный русский писатель К.Г Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию».
Я согласна с этим утверждением и попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
Красочен и выразителен русский язык, богат различными изобразительно- выразительными средствами. Эпитеты придают тексту некую патетичность, эмоциональную окраску и живо характеризуют предмет. Так в предложении №2 встречается словосочетание «бесстрастные глаза». Оно ясно и ярко показывает настроение героя его отношение к происходящему.
Во многих словах русского языка выразительность фонетических средств лучше объясняет их значение и характер. Словосочетание «шаркающая походка» явно демонстрирует звучность действия. Это возможно благодаря обилию глухих звуков в слове «шаркающая» (предложение 15).
Действительно, многие слова в русской речи ярко и эмоционально характеризуют предметы, их признаки и действия.
Образец №4.Работа учащегося.
Известный русский писатель К.Г Паустовский утверждал:«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Я согласна с мнением автора и попробую доказать это на конкретных примерах.
Лексика - это словарный состав языка, это все слова, которые люди используют в своей речи. В данном тексте встречается разговорное слово «ошалело» (предложение 21). Оно передаёт настроение и характер героя, показывает его отношение к поведению старухи, ведь он такого не ожидал.
В предложении 30 автор использует слово «люта». Это слово сейчас редко используется в нашей речи, и, на мой взгляд, его можно рассматривать как архаизм. Люта значит зла, сурова. Это слово воспроизводит жестокую атмосферу далеких военных лет.
Действительно, с помощью русского слова можно выразить любую мысль, охарактеризовать любой предмет и действие. Передать тончайшие движения человеческой души.
Образец №5
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»,- такое утверждение мы находим в энциклопедии.
Чтобы рассмотреть данное высказывание, нужно вспомнить, что такое диалог.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Такая речь имеет несколько особенностей.
Во-первых, большую роль при разговоре имеет интонация, которая выражает эмоциональное состояние героя. Например, предложение 38 передает переживание Лиса из-за расставания с Маленьким принцем.
Во –вторых, интересна тема беседы. Маленький принц и Лис говорят о дружбе, сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Итак, мы убедились в том, что ранимость и душевность можно подчеркнуть с помощью мимики, интонации и темы разговора.
Образец №6 Образец №4
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»,- утверждает писатель К.Г.Паустовский.
Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, и богатство его проявляется в лексике, которая позволяет говорящему найти точное слово для выражения своих чувств, эмоции.
Выбор точной детали зависит от стиля речи.
Данный текст относится к художественному стилю речи, особенностью которого является образность. Например, в предложении 6, описывая состояние собаки, ожидающей хозяина, автор использует синоним к слову «неподвижно»- «в странном оцепенении», которое более точно передает чувства.
Также для художественного стиля характерно использование однородных членов. Так в предложении 3 картину безмолвия, царящего вокруг, рисуют слова: «Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо…и беззвучно откатывались…»
Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».