уроки по Фроловой
план-конспект урока по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Кудрявцева Л.Н.
учитель русского
языка и летературы
МОУ-СОШ№43
Урок русского языка в 11 классе
Тема урока: «Художественный стиль речи. Общая характеристика сти -
ля»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях
художественного стиля;
повторить ранее изученный материал;
развивать навыки и умения анализа художественного текста,
орфографические навыки;
воспитывать интерес к изучаемому материалу, любовь к родному
языку.
Оборудование: учебник «Русский язык: Грамматика. Текст.
Стиль речи» 10 – 11 класс. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова,
«Русский язык. Практикум». Т.Я. Фролова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Словарно-орфоэпическая работа.
- Что включает орфоэпическая норма? (норма ударения, норма произношения)
На доске записаны слова:
Факсимиле, апартаменты, аэропорты, баловать, благоприобретение, вероисповедание, гастрономия, деяние, догнала, комбайнер, кулинария, мышление, нормирование, обеспечение, сосредоточение, рейтинг, генезис, торос.
- Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова? Обьясните их лексическое значение
- Отметьте слова, имеющие два варианта ударения и два ударения (состоящие из двух корней).
- Стилистическая разминка.
- Что такое речевая недостаточность? (пропуск слова)
- К каким ошибкам это может привести?
- Укажите эти ошибки и исправьте их:
1. Гоголя учитель поместил на одну сторону доски, а Некрасова – на другую. (Подмена понятий).
2. Изящность ахматовского стиля сопоставима с утонченными стихами символистов. (Алогизм, сопоставление несопоставимых понятий).
3. На окне – горшки с цветами и какой-то кувшин. (Ошибки нет, это эллиптическое предложение, в котором сознательно пропущен глагол – сказуемое, это делает предложение выразительным, динамичным).
- От каких предложений следует отличать эллиптические предложения? (От контекстуально-неполных, ситуативно-неполных и диалогических неполных предложений. Для понимания смысла эллиптического предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, т. к. полнота содержания достаточно выражена собственно лексико-грамматическими свойствами данного предложения).
- Орфографическая работа.
- Повторение написания НЕ с разными частями речи.
(Пособие Т.Я. Фроловой «Русский язык. Практикум». Стр. 30, схема для самоконтроля стр. 31. Таблица 3 «НЕ с любыми частями речи», «НЕ с определенными частями речи»).
- Комментированное письмо. Упражнение 42, стр. 32.
- Тренировочный тест по теме «НЕ с разными частями речи»
- Работа по теме урока.
- Беседа с учащимися.
- Как вы понимаете значение слова «стиль»?
- Что значит стиль писателя? Стиль речи?
- Где реализуется стиль? (в текстах)
- Какие факторы влияют на формирование и функционирование художественного стиля речи?
- Каковы основные особенности художественного стиля речи? (Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, общедоступность)
- Работа с учебником.
«Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи» 10 – 11 класс. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
Чтение материала на стр. 310 – 311.
- Повторение материала о средствах художественной выразительности.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка вы помните?
-Что такое тропы?
- Что такое стилистические фигуры?
Индивидуальная работа у доски четырех учащихся с последующей проверкой и дополнением.
- Составление таблицы-схемы «Тропы»
(Гротеск, гипербола, ирония, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза, сравнение, эпитет).
- Составление таблицы-схемы «Фигуры речи»
(Анафора, антитеза, градация, инверсия, лексический повтор, оксюморон, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, умолчание, эллипсис).
- Составление таблицы-схемы «Звуковые средства выразительности»
(Звуковые средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание).
4) Изобразительные возможности лексики.
5) Вопросы к классу:
- Перечислите изобразительные возможности морфологии (Экспрессивное использование категории падежа, рода, одушевленности и др.; прямое и переносное употребление форм времени глагола; экспрессивное использование слов разных частей речи; использование междометий, звукоподражательных слов)
- Перечислите изобразительные возможности синтаксиса (ряды однородных членов предложения; предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами; экспрессивное использование предложений разного типа; многосоюзие; диалогичность изложения; парцелляция).
- Анализ текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств языка, лексики и синтаксиса (Самостоятельная работа)
Зима легла не сразу. После покрова стаял выпавший снег, и табуны снова выгнали на подножный. С неделю тянул южный ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя мшистая зеленка.
Ростепель держалась до Михайлова дня, потом даванул мороз, вывалил снег; день ото дня холод крепчал, подпало еще на четверть снегу, и на опустевших обдонских огородах, через занесенные по маковки плетни, девичьей прошивной мережкой легли петлистые стежки заячьих следов. Улицы обезлюдели.
Пластался над хутором кизячный дым, возле кучек рассыпанной у дороги золы расхаживали налетевшие к жилью грачи. Сизой, выцветшей лентой закривилась по хутору санная ровень дороги-зимнухи.(М. Шолохов. Отрывок из романа «Тихий дон», кн.1, ч.2, гл.7)
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Прочитать материал учебника по теме «Художественный стиль речи», проанализировать поэтический текст А.Ахматовой или М.Цветаевой по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фролова диктанты подготовительный кл.
письменные задания к аудио диктантам для дошкольников...
Фролова диктанты I кл.
Письменные задания к аудиодиктантам для I кл....
Фролова диктанты II кл.
Письменные задания к аудиодиктантам для II кл....
Фролова диктанты III кл.
Письменные задания к аудиодиктантам для III кл....
Фролова пособие подготовительная группа
Нотный материал для развития навыков чтения с листа...
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Фролова И.М. Статья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»
Фролова И.М. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математикиСтатья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»Современная жизнь ...