уроки по Фроловой
план-конспект урока по русскому языку по теме

уроки по Фроловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_frolovoy.rar260.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Л.Н.

учитель русского

языка и летературы

МОУ-СОШ№43

Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: «Художественный стиль речи. Общая характеристика сти -      

        ля»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях

художественного стиля;

повторить ранее изученный материал;

развивать навыки и умения анализа художественного текста,

орфографические навыки;

воспитывать интерес к изучаемому материалу, любовь к родному

языку.

Оборудование: учебник «Русский язык: Грамматика. Текст.

                          Стиль речи» 10 – 11 класс. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова,

                         «Русский язык. Практикум». Т.Я. Фролова.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.   Словарно-орфоэпическая работа.

- Что включает орфоэпическая норма? (норма ударения, норма произношения)

На доске записаны слова:

Факсимиле, апартаменты, аэропорты, баловать, благоприобретение, вероисповедание, гастрономия, деяние, догнала, комбайнер, кулинария, мышление, нормирование, обеспечение, сосредоточение, рейтинг, генезис, торос.

        - Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова? Обьясните их лексическое значение

        - Отметьте слова, имеющие два варианта ударения и два ударения (состоящие из двух корней).

  1. Стилистическая разминка.

- Что такое речевая недостаточность? (пропуск слова)

- К каким ошибкам это может привести?

- Укажите эти ошибки и исправьте их:

1. Гоголя учитель поместил на одну сторону доски, а Некрасова – на другую. (Подмена понятий).

2. Изящность ахматовского стиля сопоставима с утонченными стихами символистов. (Алогизм, сопоставление несопоставимых понятий).

3. На окне – горшки с цветами и какой-то кувшин. (Ошибки нет, это эллиптическое предложение, в котором сознательно пропущен глагол – сказуемое, это делает предложение выразительным, динамичным).

- От каких предложений следует отличать эллиптические предложения? (От контекстуально-неполных, ситуативно-неполных и диалогических неполных предложений. Для понимания смысла эллиптического предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, т. к. полнота содержания достаточно выражена собственно лексико-грамматическими свойствами данного предложения).

  1. Орфографическая работа.
  1. Повторение написания НЕ с разными частями речи.

(Пособие Т.Я. Фроловой «Русский язык. Практикум». Стр. 30, схема для самоконтроля стр. 31. Таблица 3 «НЕ с любыми частями речи», «НЕ с определенными частями речи»).

  1. Комментированное письмо. Упражнение 42, стр. 32.
  2. Тренировочный тест по теме «НЕ с разными частями речи»
  1. Работа по теме урока.
  1. Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете значение слова «стиль»?

- Что значит стиль писателя? Стиль речи?

- Где реализуется стиль? (в текстах)

- Какие факторы влияют на формирование и функционирование художественного стиля речи?

- Каковы основные особенности художественного стиля речи? (Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, общедоступность)

  1. Работа с учебником.

 «Русский язык: Грамматика. Текст.  Стиль речи» 10 – 11 класс. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

        Чтение материала на стр. 310 – 311.

  1. Повторение материала о средствах художественной выразительности.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка вы помните?

-Что такое тропы?    

               - Что такое стилистические фигуры?

Индивидуальная работа у доски четырех учащихся с последующей проверкой и дополнением.

  1. Составление таблицы-схемы «Тропы»

(Гротеск, гипербола, ирония, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза, сравнение, эпитет).

  1. Составление таблицы-схемы «Фигуры речи»

(Анафора, антитеза, градация, инверсия, лексический повтор, оксюморон, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, умолчание, эллипсис).

  1. Составление таблицы-схемы «Звуковые средства выразительности»

(Звуковые средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание).

4) Изобразительные возможности лексики.

5) Вопросы к классу:

- Перечислите изобразительные возможности морфологии (Экспрессивное использование категории падежа, рода, одушевленности и др.; прямое и переносное употребление форм времени глагола; экспрессивное использование слов разных частей речи; использование междометий, звукоподражательных слов)

- Перечислите изобразительные возможности синтаксиса (ряды однородных членов предложения; предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами; экспрессивное использование предложений разного типа; многосоюзие; диалогичность изложения; парцелляция).

  1. Анализ текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств языка, лексики и синтаксиса (Самостоятельная работа)

Зима легла  не сразу.  После  покрова стаял  выпавший  снег,  и  табуны  снова  выгнали   на  подножный.  С неделю тянул  южный  ветер, теплело, отходила  земля, ярко доцветала в степи поздняя  мшистая зеленка.

Ростепель держалась до Михайлова дня, потом даванул мороз, вывалил снег; день ото дня холод крепчал, подпало еще на четверть снегу, и на опустевших обдонских огородах, через занесенные по маковки плетни, девичьей прошивной мережкой легли петлистые стежки заячьих следов. Улицы обезлюдели.

Пластался над хутором кизячный дым, возле кучек рассыпанной у дороги золы расхаживали налетевшие к жилью грачи. Сизой, выцветшей лентой закривилась по хутору санная ровень дороги-зимнухи.(М. Шолохов. Отрывок из романа «Тихий дон», кн.1, ч.2, гл.7)

        

  1. Подведение итогов урока.
  2. Задание на дом. 

Прочитать материал учебника по теме «Художественный стиль речи», проанализировать поэтический текст А.Ахматовой или М.Цветаевой по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фролова диктанты подготовительный кл.

письменные задания к аудио диктантам для дошкольников...

Фролова диктанты I кл.

Письменные задания к аудиодиктантам для I кл....

Фролова диктанты II кл.

Письменные задания к аудиодиктантам для II кл....

Фролова диктанты III кл.

Письменные задания к аудиодиктантам для III кл....

Фролова пособие подготовительная группа

Нотный материал для развития навыков чтения с листа...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Фролова И.М. Статья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»

Фролова И.М. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математикиСтатья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»Современная жизнь ...