упражнения к теме "лексика"
материал по русскому языку (6 класс) по теме
Задания разноуровневые, от простых к более сложным. Использую в 5-6 классе по программе Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
синонимы | 27.5 КБ |
лексика (обобщение) | 47 КБ |
тропы | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИНОНИМЫ
1.С.Я. Маршак «Вьюга». Выпишите синонимы и однокоренные слова. Назовите синонимы к названию стихотворения, к какой части речи они принадлежат?
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
2. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравните два варианта. Какие изменения внёс поэт? Почему?
Черновой вариант Окончательный вариант
В ручку яблочко взяла, В руки яблоко взяла,
К алым губкам поднесла, К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила Потихоньку прокусила
И ломтик проглотила… И кусочек проглотила…
Пёс на яблоко стремглав Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся – сердился, С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его – свалился Проглотил его, свалился
И издох… И издох.
3. Синонимические ряды. Расположите синонимы в порядке усиления признака и запишите.
а) Колосс, титан, гигант, великан, исполин.
б) Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.
в) Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.
г) Холод, стужа, мороз.
4. Выписать сначала слова, называющие один и тот же предмет, затем – один и тот же признак, и, наконец, одно и то же действие.
1) Бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный.
2) Безграничный, известие, беспредельный, блестеть, весть, бескрайний, сиять, бесконечный, извещение, необозримый, сверкать, необозримый, сообщение, светиться, необъятный, искриться, безбрежный, новость, блистать.
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИКА. СЛОВОБРАЗОВАНИЕ
ВАРИАНТ 1( I УРОВЕНЬ)
А1. В предложении ЛУНОЛОГИ хорошо изучили рельеф Луны выделенное слово является:
1) диалектным;
2) общеупотребительным;
3) устаревшим;
4) неологизмом.
А2. Буква А пишется в слове:
1) предпол..жение;
2) к..снуться;
3) выг..реть;
4) к..сание.
А3. Буква И пишется:
1) без..скусный;
2) под..тожить;
3) сверх..ндустриальный;
4) без..мянный.
А4. Укажите ошибку:
1) свисток – свистеть;
2) возвратить – возвращение;
3) век – вечный;
4) великий – величина.
Прочитайте предложение и выполните задания А5, В1, В2.
Кто-то совсем недавно прошёл по седому от росы лугу ( ) и на траве остался яркий тёмный след.
А5. Укажите правильное утверждение в предложении:
- это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
- это простое предложение с однородными членами, на месте скобок не нужна запятая;
- это сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая;
- это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна.
В1. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
В2. Разберите по составу слово недавно.
В3. Укажите каким способом образованы слова. Напишите под номером слова букву, обозначающую способ его образования.
- отлёт;
- раскрывать;
- подлёдный;
- беспорядок.
Способы образования:
- приставочный;
- суффиксальный;
- бессуффиксный;
- приставочно-суффиксальный.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ВАРИАНТ 2 ( I УРОВЕНЬ)
А1. В предложении Художник достал ФИКСАЖ выделенное слово является:
- профессионализмом;
- диалектизмом;
- устаревшим;
- неологизмом.
А2. Буква А пишется в слове:
- выр..щенный;
- соприк..снувшись;
- выг..ревший;
- л..житься.
А3. Буква И пишется в слове:
- вз..грать;
- пред..стория;
- по..нтересоваться;
- об..скать.
А4. Укажите ошибку в словообразовании:
- острый – острота;
- стекло – стеклянный;
- издать – издание;
- грибник – грибной.
Прочитайте предложение и выполните задания А5, В1, В2.
Тень вертолёта бесшумно двигалась за ним внизу ( ) и перечёркивала озёра, реки, леса и болота.
А5. Укажите правильное утверждение о предложении:
- это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
- это простое предложение с однородными членами, на месте скобок не нужна запятая;
- это сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая;
- это сложное предложение с союзом, на месте скобок не нужна запятая.
В1. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
В2. Разберите по составу слово бесшумно.
В3. Укажите, каким способом образованы слова. Напишите над номером слова букву, обозначающую способ его образования.
- разбросать;
- выход;
- наладчик;
- бездомный.
Способы образования:
- приставочный;
- суффиксальный;
- бессуффиксный;
- приставочно-суффиксальный.
Предварительный просмотр:
ВЫРАЗИТЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ
Метафора
1) Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение этих метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
- Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа. (А. Фет)
2. Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)
3. Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)
2) Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.
- Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потопу
Возвёл плотину, как не ты? (В.Я. Брюсов)
- «Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождём…
«Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!» (А.Н. Майков)
- Топи да болота, синий плат небес. (С.А. Есенин)
- Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М. Шукшин)
- Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А. Фет)
Эпитет
1) Найдите в текстах определения, которые не просто называют какой-либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью.
- Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт)
- Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
Ручей журчит во мгле долины –
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом. (И.С. Тургенев)
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин)
2) Найдите в примерах эпитеты, определите их роль.
- Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. (А.П. Чехов)
- Холодное, тёмное и глухое утро. Мороз винтовочными выстрелами то и дело бухает в скрипучих постройках. (В.И. Белов)
- Стояло лето, шёл долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. Платонов)
- Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной. (С.А. Есенин)
- В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И.С. Шмелёв)
- На трепещущие листья
Капли крупные летят,
И печальных сосен кисти
Чуть кивают ветру в лад. ( Саша Чёрный)
- Куда ни обращаю взор,
Кругом сияет мрачный бор
И день права свои утратил.
В глухой дали стучит топор,
Вблизи стучит вертлявый дятел. ( А.А. Фет)
Сравнение
1) Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.
- Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов)
- Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелёв)
- Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли! (А.А. Фет)
- Что россов та была падения причина –
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,
Нельзя пучка переломить,
Как россы, так она рассыпалась подобно,
И стало изломать лучину всю удобно. (А.П. Сумароков)
- Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка…
На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А.П. Чехов)
Олицетворение
1) Найдите в текстах олицетворение. Объясните их художественную роль.
- Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком. (С.А. Есенин)
- Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы…
И роняют тихо слёзы
Ароматные цветы. (А.А. Фет)
- Светило солнце ласково,
Дышало утро раннее
Прохладой, ароматами
Косимых всюду трав… (Н.А. Некрасов)
- Знойный и душный полдень. На небе ни облачка… Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей… Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.П. Чехов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме«Обучение упражнений со штангой на верхний плечевой пояс и мышцы ног. Обучение и совершенствование техники выполнения упражнений на тренажёрах».
Открытое занятие...
Термины акробатических упражнений. Термины для обозначения маховых движений (махов). Термины упражнений на снарядах
Краткий словарь терминов по разделу "Гимнастика"...
План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."
Дата проведения:06.02.2014г. Место проведения: спортзал МБОУ Оболенская СОШ Серпуховского района Подмосковья....
Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие
Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...
Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...
Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.
В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...
Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.
Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...