Разработка нестандартного урока по русскому языку "Ток-шоу "Слова-загадки"(6 кл)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Лукомская Наталья Александровна

Материал можно использовать при проведении урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление местоимений в речи". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tok-shou_slova-zagadki6_kl.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                      Кашарская  средняя  школа

                     


     



                       Учитель  Лукомская Наталья Александровна









                                          с.Кашары, 2013 г.

       

Знать: о местоимении как части речи, о роли местоимений как средства связи предложений и частей текста, о синтаксической функции местоимений;

Уметь:
находить и правильно писать местоимения, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения в своей речи.

Сообщение темы, задач урока

 -В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имен. Вы, конечно, догадались, что речь идет о местоимении. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, признак, количество, не называя их. Поэтому каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и ученик, и учитель, и товарищ и.т.д. Такой – это и яркий, и быстрый, и кислый.

  Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов, и задача нашего урока – научиться к тайне этих слов, и задача нашего урока – научиться правильно употреблять местоимения, чтобы речь наша становилась ярче, красивее и выразительнее. Запишите тему нашего урока в тетради.

  А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра – ток-шоу.

     


- А каково, по-вашему происхождение этого слова “ток-шоу”? Из какого языка оно к нам пришло?
Ток – англ. talk «разговор, разговаривать, беседа»

Шоу – англ. show «показывать, смотреть».
Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

ШОУ 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. - Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак…
Ученик                                   Ток-шоу открывается!
                                               К началу все готовы!
                                              Билеты предлагаются
                                             За вежливое слово.

             
- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!
Следующий диалог разыгрывается двумя учениками, а затем текст проецируется на доску:
                                                      У кассы

                                       Ты послушай, дай билет!
                                       Ваше вежливое слово!
                                       У меня такого нет.
                                       Ах, у Вас такого нет?
                                      Не получите билет!

- В этом диалоге, как вы заметили, не были соблюдены правила этикета! – А что такое этикет?
Этикет (из франц.) – «принятый порядок поведения»
- Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?
Ответы учеников:
(Обратился на ты к малознакомому человеку; кроме того, местоимения (ты) не могут выступать в роли обращения)
- Когда, в каких ситуациях уместно употребление местоимения
ты, твой, Вы, Ваш?

Обратимся за помощью к таблице.
(уч-ся рассматривают таблицу, делают выводы)

- Итак, сделаем наш первый вывод: как же связаны между собой этикет и употребление местоимений?
(Ответы учеников)

 
ВЫВОД № 1.
Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с            умение правильно употреблять местоимения.
 ( Все выводы записываем в тетради )
- Умение правильно употреблять местоимения – очень важное умение. И сейчас вы в этом убедитесь. Приглашаем наших следующих гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся понять в чем их трудности.

Ученица Мы с Димой ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера Дима пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчиками в кино. А дальше – как в известном стихотворении.

Ученик

                                                              Они ползут, а он им – раз!
                                                             
А тут как раз она ползла,
                                                             
А он как даст ему со зла!
                                                             
А он им – раз ! Они ей – раз!
                                     Но тут как раз её он спас,
                                     Ведь он был с нею заодно…

Ученица                       Нет, видно я еще мала:
                                     Я ничего не поняла!
- Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками в возрасте? В чем же?

ВЫВОД № 2
Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным.

- Кстати, напомните мне: «заместителями каких частей речи могут выступать местоимения? (Уч-ся отвечают, приводят примеры)
- А теперь поработаем с текстом. (Текст написан заранее на доске)
1. Барсук – осторожный зверь. Охотится барсук ночью. Поэтому днем увидеть барсука нелегко.
2. В морях Северного Ледовитого океана воды холодные. Но холодные воды не только в этих морях.
3. В нашем классе 30 человек. 30 человек и в соседнем классе.
( Уч-ся заменяют повторяющиеся имена существительные, прилагательные, числительные подходящими местоимениями, определяют синтаксическую роль местоимений и их разряды.)
( Делаем выводы, записываем в тетради)

ВЫВОД№3
Местоимения, употребляясь в тексте вместо имени существительного или числительного, выступают как их «заместители», разнообразя речь и связывая отдельные предложения в целое высказывание.


- А теперь поговорим о красоте, радости, печали и других состояниях души с нашим следующим гостем.
Ученица
Когда видишь что-нибудь красивое, узнаешь о чем-то интересном, хочется поделиться этим с кем-нибудь. И плохо, когда поделиться не с кем. Об этом говорится в стихотворении А.Барто. Послушайте его, ребята.

 Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: “Постой!”
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.

( Стихотворение проецируется на доску.)
- Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему?
(Ответы учеников)
- Но вместе тем стихотворение легкое, ритмичное. Какие синтаксические особенности позволяют этого достигнуть? (ответы учеников)
- А еще выразительность достигается с помощью рифм. Какие рифмы кажутся вам наиболее выразительными, интересными?
(Ответы учеников, затем уч-ся объясняют написание неопределенного и отрицательных местоимений. Делают соответствующие выводы)

ВЫВОД № 4
Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определенное настроение.
- Прежде чем приступить к следующему виду работы, сделаем рекламную паузу: отвечаем на вопросы-шутки.

   1)Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?(оно,тот)

2) Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом?(он-но)

3) Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100?(Те-сто)

4) Cын моего отца, но не мой брат. Кто это?(я сам)

5) Какие два личных местоимения портят дороги?(я-мы)

6) Какой газ отрицает личное местоимение?(не-он)

7) Какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова “польза”?(вы-года)

А теперь, ребята, поработаем с лингвистическим текстом. После его прочтения, определите тему, основную мысль текста.
( На каждой парте – лист с отпечатанным текстом)
  Местоимения по самой своей природе как бы приспособлены для связи предложений. Что означает, например, он? Это тот, о ком идет речь сейчас или шла раньше. Без опоры на предыдущий контекст слово он непонятно, несамостоятельно. Следовательно, замещая упомянутый ранее предмет, местоимения и осуществляют связь между предложениями .
Хотя местоимений в языке очень мало, роль их исключительно велика. Если допустить невероятное – что они исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек смог бы обозначить себя как говорящего –
я. Не смог назвать собеседника – ты и лицо, о котором идет речь, - он. И крайне затруднилась бы связь между предложениями.
В силу отсутствия конкретного значения местоимения выполняют роль самой экономной и прочной связи между предложениями, сцепляя их в единое речевое высказывание.
Замещая то или иное слово предыдущего предложения, местоимения позволяют избежать повторов в речевом высказывании, разнообразят речь.
                                                                         ( Г. Солганик)

- А теперь под диктовку запишем следующий текст. Вам нужно найти в тексте местоимения, которые сцепляют предложения. Сделайте синтаксический разбор второго предложения, составьте его схему.

 Солнца не было видно. Его лучи не могли пробить песчаные тучи, которые неслись по пустыне. Но к полудню оно накалило это море летящего песка и под палаткой сделалось жарко, душно.
 Многих вещей не хватало. Их унесло.

- Ребята, а теперь составьте небольшие тексты типа описания или рассуждения, используя в роли связи предложений разнообразные местоимения. (Предлагаю возможные темы)
«Мой друг». «Моя собака»(кошка), «За что я люблю волейбол»(футбол, гимнастику, теннис.)
Анализируем несколько письменных работ, делаем коллективно следующий вывод.
ВЫВОД № 5.
При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.
- И, наконец, наш последний гость – редактор нашего ток-шоу. Он приготовил предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Он просит нас устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.( На каждую парту раздается лист с отпечатанными предложениями)

  1. “Слышу, сзади меня кто-то танцует. Вижу, они танцуют на большой фанере”.
  2. “Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру”.
  3. “Лицо у ней круглое”.
  4. “Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии”.
  5. “Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял”.
  6. “Повесть “Выстрел” - интересна. В нём много захватывающих событий”.

(Уч-ся находят ошибки в предложениях, исправляют их и записывают в тетради.)

Дома уч-ся должны будут составить рассказ по теме урока, используя при этом выводы и самостоятельно подобранные примеры.

Употребление местоимений Вы, Ваш,                 Употребление местоимений ты, твой

                        уместно                                                                    уместно

1) по отношению к незнакомому, малознакомому            1) по отношению к хорошо знакомому адресату;
адресату                  

2) в официальной обстановке общения;                            2) в неофициальной обстановке общения;

3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении 3) при дружеском, фамильярном, интимном
к адресату;                                                                                отношении к адресату;

4) по отношению к равному и старшему (по возрасту,    4) по отношению к равному и младшему адресату.

положению)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка нестандартного урока «Улей».

Методическая  разработка нестандартного урока «Улей».Тема урока  «Квадратный трехчлен»...

"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".

"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой  форме  ребята оттачива...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Разработка нестандартного урока по математике.

Тема "Умножение и деление обыкновенных дробей"...

Разработка нестандартного урока «Своя игра» для 5-6 кл.

Разработка нестандартного урока «Своя игра» для 5-6 кл....

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...