Разработка нестандартного урока по русскому языку "Ток-шоу "Слова-загадки"(6 кл)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Материал можно использовать при проведении урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление местоимений в речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tok-shou_slova-zagadki6_kl.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Кашарская средняя школа
Учитель Лукомская Наталья Александровна
с.Кашары, 2013 г.
Знать: о местоимении как части речи, о роли местоимений как средства связи предложений и частей текста, о синтаксической функции местоимений;
Уметь: находить и правильно писать местоимения, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения в своей речи.
Сообщение темы, задач урока
-В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имен. Вы, конечно, догадались, что речь идет о местоимении. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, признак, количество, не называя их. Поэтому каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и ученик, и учитель, и товарищ и.т.д. Такой – это и яркий, и быстрый, и кислый.
Сегодня мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов, и задача нашего урока – научиться к тайне этих слов, и задача нашего урока – научиться правильно употреблять местоимения, чтобы речь наша становилась ярче, красивее и выразительнее. Запишите тему нашего урока в тетради.
А урок мы проведём в форме очень популярного телевизионного жанра – ток-шоу.
- А каково, по-вашему происхождение этого слова “ток-шоу”? Из какого языка оно к нам пришло?
Ток – англ. talk «разговор, разговаривать, беседа»
Шоу – англ. show «показывать, смотреть».
Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
ШОУ 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект. - Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным. Итак…
Ученик Ток-шоу открывается!
К началу все готовы!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!
Следующий диалог разыгрывается двумя учениками, а затем текст проецируется на доску:
У кассы
Ты послушай, дай билет!
Ваше вежливое слово!
У меня такого нет.
Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
- В этом диалоге, как вы заметили, не были соблюдены правила этикета! – А что такое этикет?
Этикет (из франц.) – «принятый порядок поведения»
- Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?
Ответы учеников:
(Обратился на ты к малознакомому человеку; кроме того, местоимения (ты) не могут выступать в роли обращения)
- Когда, в каких ситуациях уместно употребление местоимения ты, твой, Вы, Ваш?
Обратимся за помощью к таблице.
(уч-ся рассматривают таблицу, делают выводы)
- Итак, сделаем наш первый вывод: как же связаны между собой этикет и употребление местоимений?
(Ответы учеников)
ВЫВОД № 1.
Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умение правильно употреблять местоимения.
( Все выводы записываем в тетради )
- Умение правильно употреблять местоимения – очень важное умение. И сейчас вы в этом убедитесь. Приглашаем наших следующих гостей. Послушаем их рассказ, попытаемся понять в чем их трудности.
Ученица Мы с Димой ходим на дополнительные занятия по русскому языку. Но вчера Дима пропустил занятие, сказал, что ходил с мальчиками в кино. А дальше – как в известном стихотворении.
Ученик
Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
А он им – раз ! Они ей – раз!
Но тут как раз её он спас,
Ведь он был с нею заодно…
Ученица Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла!
- Ребята, разве причина непонимания между одноклассниками в возрасте? В чем же?
ВЫВОД № 2
Неправильное употребление местоимений делает высказывание смешным и непонятным.
- Кстати, напомните мне: «заместителями каких частей речи могут выступать местоимения? (Уч-ся отвечают, приводят примеры)
- А теперь поработаем с текстом. (Текст написан заранее на доске)
1. Барсук – осторожный зверь. Охотится барсук ночью. Поэтому днем увидеть барсука нелегко.
2. В морях Северного Ледовитого океана воды холодные. Но холодные воды не только в этих морях.
3. В нашем классе 30 человек. 30 человек и в соседнем классе.
( Уч-ся заменяют повторяющиеся имена существительные, прилагательные, числительные подходящими местоимениями, определяют синтаксическую роль местоимений и их разряды.)
( Делаем выводы, записываем в тетради)
ВЫВОД№3
Местоимения, употребляясь в тексте вместо имени существительного или числительного, выступают как их «заместители», разнообразя речь и связывая отдельные предложения в целое высказывание.
- А теперь поговорим о красоте, радости, печали и других состояниях души с нашим следующим гостем.
Ученица
Когда видишь что-нибудь красивое, узнаешь о чем-то интересном, хочется поделиться этим с кем-нибудь. И плохо, когда поделиться не с кем. Об этом говорится в стихотворении А.Барто. Послушайте его, ребята.
Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: “Постой!”
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.
( Стихотворение проецируется на доску.)
- Какие местоимения преобладают в стихотворении? Какую тональность они придают ему?
(Ответы учеников)
- Но вместе тем стихотворение легкое, ритмичное. Какие синтаксические особенности позволяют этого достигнуть? (ответы учеников)
- А еще выразительность достигается с помощью рифм. Какие рифмы кажутся вам наиболее выразительными, интересными?
(Ответы учеников, затем уч-ся объясняют написание неопределенного и отрицательных местоимений. Делают соответствующие выводы)
ВЫВОД № 4
Умелое использование местоимений может придать нужную тональность речи, создать определенное настроение.
- Прежде чем приступить к следующему виду работы, сделаем рекламную паузу: отвечаем на вопросы-шутки.
1)Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?(оно,тот)
2) Какое местоимение, если его прочитать наоборот, станет союзом?(он-но)
3) Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100?(Те-сто)
4) Cын моего отца, но не мой брат. Кто это?(я сам)
5) Какие два личных местоимения портят дороги?(я-мы)
6) Какой газ отрицает личное местоимение?(не-он)
7) Какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова “польза”?(вы-года)
А теперь, ребята, поработаем с лингвистическим текстом. После его прочтения, определите тему, основную мысль текста.
( На каждой парте – лист с отпечатанным текстом)
Местоимения по самой своей природе как бы приспособлены для связи предложений. Что означает, например, он? Это тот, о ком идет речь сейчас или шла раньше. Без опоры на предыдущий контекст слово он непонятно, несамостоятельно. Следовательно, замещая упомянутый ранее предмет, местоимения и осуществляют связь между предложениями .
Хотя местоимений в языке очень мало, роль их исключительно велика. Если допустить невероятное – что они исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек смог бы обозначить себя как говорящего – я. Не смог назвать собеседника – ты и лицо, о котором идет речь, - он. И крайне затруднилась бы связь между предложениями.
В силу отсутствия конкретного значения местоимения выполняют роль самой экономной и прочной связи между предложениями, сцепляя их в единое речевое высказывание.
Замещая то или иное слово предыдущего предложения, местоимения позволяют избежать повторов в речевом высказывании, разнообразят речь.
( Г. Солганик)
- А теперь под диктовку запишем следующий текст. Вам нужно найти в тексте местоимения, которые сцепляют предложения. Сделайте синтаксический разбор второго предложения, составьте его схему.
Солнца не было видно. Его лучи не могли пробить песчаные тучи, которые неслись по пустыне. Но к полудню оно накалило это море летящего песка и под палаткой сделалось жарко, душно.
Многих вещей не хватало. Их унесло.
- Ребята, а теперь составьте небольшие тексты типа описания или рассуждения, используя в роли связи предложений разнообразные местоимения. (Предлагаю возможные темы)
«Мой друг». «Моя собака»(кошка), «За что я люблю волейбол»(футбол, гимнастику, теннис.)
Анализируем несколько письменных работ, делаем коллективно следующий вывод.
ВЫВОД № 5.
При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями.
- И, наконец, наш последний гость – редактор нашего ток-шоу. Он приготовил предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Он просит нас устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.( На каждую парту раздается лист с отпечатанными предложениями)
- “Слышу, сзади меня кто-то танцует. Вижу, они танцуют на большой фанере”.
- “Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру”.
- “Лицо у ней круглое”.
- “Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии”.
- “Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял”.
- “Повесть “Выстрел” - интересна. В нём много захватывающих событий”.
(Уч-ся находят ошибки в предложениях, исправляют их и записывают в тетради.)
Дома уч-ся должны будут составить рассказ по теме урока, используя при этом выводы и самостоятельно подобранные примеры.
Употребление местоимений Вы, Ваш, Употребление местоимений ты, твой
уместно уместно
1) по отношению к незнакомому, малознакомому 1) по отношению к хорошо знакомому адресату;
адресату
2) в официальной обстановке общения; 2) в неофициальной обстановке общения;
3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении 3) при дружеском, фамильярном, интимном
к адресату; отношении к адресату;
4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, 4) по отношению к равному и младшему адресату.
положению)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка нестандартного урока «Улей».
Методическая разработка нестандартного урока «Улей».Тема урока «Квадратный трехчлен»...
"Интеллектуальное казино", методическая разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур".
"Интеллектуальное казино" - это разработка нестандартного урока по геометрии в 8 классе по теме "Площади плоских фигур". В ходе соревнования, в непринуждённой игровой форме ребята оттачива...
Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В
Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...
Разработка нестандартного урока по математике.
Тема "Умножение и деление обыкновенных дробей"...
Разработка нестандартного урока «Своя игра» для 5-6 кл.
Разработка нестандартного урока «Своя игра» для 5-6 кл....
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...
Практическая рекомендация по разработке нестандартного урока математики (урок игра-путешествие). В помощь молодому педагогу. Коррекционная педагогика.
Практическая рекомендация по разработке нестандартного урока математики в коррекционной школе....