Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока:
|
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простое
предложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природе. Оборудование: занимательный материал, рисунки, схемы, картина осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-соревнование | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)
Цель урока:
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простое
предложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природе. Оборудование: занимательный материал, рисунки, схемы, картина осени.
Ход урока Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы закончили небольшую, но сложную тему «Простое предложение». И сегодня у нас будет необычный урок: урок-соревнование. И, как вам известно, будут соревноваться две команды. Каждая команда выбирает своего капитана. Каковы же цели нашего урока: повторим и закрепим наши знания по данной теме, будем развивать нашу речь, составляя предложения, увидим красоту родной природы через составленные вами предложения и прочитанные ребятами стихи. И, конечно же, как и в любом соревновании будут цениться ваша ловкость, быстрота, ум.
Ребята, хотите увидеть чудо-дерево в стране сказок. Я вас приглашаю в этот удивительный мир, где вам будет очень интересно и приятно. Хотите увидеть? Тогда закройте глаза, считаю до трёх, и мы окажемся в чудном, дивном мире. 1, 2, 3 - откройте глаза. Мы, ребята, оказались в сказочном мире. Раз здесь сказочно, то и мы должны быть сказочными. И по мановению волшебной палочки вы становитесь сказочными - героями-гномиками. А я - Белоснежкой. Для того чтобы увидеть чудо-дерево, надо идти в лес. А дорога в лесу трудная. До этого чудо - дерева доберётся тот, кто хорошо знает тему «Простое предложение».
2
Для начала в тетрадях запишите сегодняшнее число и напишите новые слова, которые вам встретятся в предложениях в ходе игры: На доске (новые слова)
- просека - дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
- роща - небольшой лиственный лес;
- реяли - плавно летали;
- бурый - серовато-коричневый.
Вот эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.
Итак, давайте-ка пойдём в лес искать чудо - дерево. Дорога в лесу очень трудная, ребята.
I ТРУДНОСТТЬ «Необычные листья».
Ребята, в шапке я собрала листья, но они необычные: с вопросами. Представитель команды запускает руку в шапку и вытаскивает лист с вопросом, даёт полный ответ. Вопросы на листьях:
- Какие предложения называются простыми?
- Назовите главные члены предложения?
- Назовите второстепенные члены предложения?
- По наличию главных членов предложения, какие бывают простые предложения?
- По наличию второстепенных членов какие бывают простые предложения?
6) Чем может, осложнено простое предложение?
-Молодцы! Вы неплохо ответили на вопросы.
II ТРУДНОСТЬ. -Милые гномики! Сейчас какое время года? Да, осень. Осень для многих - любимая пора года. А лес осенью полон загадок. И
следующая-трудность «Отгадай загадку».
Отгадайте загадку, слово-отгадку пишите в первую графу, с этим словом составляете словосочетание, а затем предложение. Это задание вам не ново. Мы с вами раньше делали такое задание.
На доске
слово | словосочетание | предложение |
Загадки I команде:
- Весной и летом его
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)
Загадки II команде:
1)Пусть я птичка - невеличка, У меня, друзья, привычка- Как начнутся холода,
Прямо с севера, сюда Каждый год я к вам лечу - Зимовать у вас хочу –
И ещё красней зимой,- -Ярко-красный галстук мой.
2) В зелёной шубе летом,
В золотистой - осенью,
А зимой раздетый.
(Лес)
3) Стоит Антошка на одной
ножке, его ищут, а он не
откликается. (Гриб)
2) Под кустами, под ёлками
катится клубок с иголками.
(Ёж)
3) Сладко дремлет Емелька в
деревянной колыбельке.
(Снегирь) '
Вывод: Из чего мы строим предложения?
(Предложения строим из слов и словосочетаний)
III трудность - «Стрельба». (Выходят капитаны команд).
Вы должны быть меткими. Вы должны найти точно и правильно главные члены предложения и определить, какой частью речи они выражены.
На доске
I команда:
- Пухлый ковёр из бурых листьев покрывал землю.
- В просеках леса дороги влажны и упруги.
- Лес - наше богатство.
II команда:
- Красив лес поздней осенью.
- Душистый ветер с шелестом срывает листья.
3) В лесу деревья голые.
Вывод: Какие члены предложения называются главными? Чем может быть выражено сказуемое. (Сказуемое выражается глаголом, существительным в И. п., кратким прилагательным, полным прилагательным).
Поэтическая разминка
-Я думаю, вы устали идти. Давайте всё-таки отдохнём, послушаем
стихи, которые вы приготовили.
А. С. Пушкин «Унылая пора», (1 ученик)
А. А. Фет «Ласточки пропали». (2 ученик)
Вопрос-вывод: Что объединяет эти два стихотворения? (Тема - осень)
IV ТРУДHOCTb - «Допиши». На доске предложения, допиши их.
I команда:
Ветер, срывает (что?).
- (Какие?) листья падают (куда?).
- (Когда?) скворцы улетают (куда?).
II команда:
Улетают (какие?) птицы.
2. (Когда?) подул (какой?) ветер.
- Птички кормятся (какими?) (чем?).
Вывод: Какие члены предложения вы дописали? По наличию
второстепенных членов какие бывают простые предложения?
V трудность. По дороге, милые гномики, я нашла письмо. Нет, это не
письмо, а схемы. Вам они знакомы? Следующая трудность «Схемы»
Перед вами картина осени, внимательно посмотрите её и составьте
предложения по схемам. (Выполняется устно).
I команда: 1)
2)
3)
II команда: 1)
2)
3)
Вывод: Что такое простое предложение?
VI трудность - «Самый зоркий». Перед вами группа предложений.
Найдите и выпишите на доске сложное предложение. (Тексты на листах
прилагаются).
I команда: Осень глубоко продвинулась. Ветер срывает жёлтые листья с деревьев и разносит их по роще, по дорогам. Скоро появятся в лесу зимние гости. Перед отлётом птицы долго с криком реяли над рощей.
II команда: Шелестят под ногами опавшие листья. Ещё цветут в лесу запоздалые цветы. Лужи покрылись тонкой корочкой льда. О, вечный лес, ты прекрасен!
Вывод: Чем осложняется простое предложение? (Простое предложение: осложняется однородными членами и обращением).
VII трудность - «Самый грамотный». Каждый член команды
выходит к доске, работает с выписанными предложениями, делает
грамотно синтаксический разбор предложения.
6
Подведение итогов, (заключительное слово учителя)
Оценки.
Домашнее задание. При помощи тех предложений, с которыми мы с вами работали, напишите мини-сочинение «Осень в лесу», (тип речи -повествование с описанием, стиль речи - по выбору)
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")
Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...
Тест по теме "Простое предложение" 8 класс
Повторение теоритического и практического материала по теме...
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...
Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение" (8 класс)
Цели:- закрепить изученное о предложении;- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно ч...