работа со словарями при подготовке к ЕГЭ
материал по русскому языку (11 класс) на тему
описание опыта работы с заданиями А4, А6 ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_slovarey_pri_podgotovke_k_ege.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание А6 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников находить грамматические ошибки. Пример:
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1). Проток между озерами образовался благодаря большого лесистого острова.
2). И.В.Гете считал, что «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них в бой».
3). Чувствуя приближение темноты и не зная наверняка дороги, я решил, что пора вернуться в деревню.
4). Если бы мероприятия по вакцинации населения были проведены вовремя, эпидемия гриппа не разразилась бы.
До учащихся нужно обязательно донести, что любое нарушение норм современного русского литературного языка – это проблема культуры русской речи. Эти нарушения надо уметь распознавать, чтобы соблюдать нормы СРЛЯ, владеть культурой русской речи. Недостаточно выяснить, что в этом задании предложение с грамматической ошибкой – 1. Необходимо выяснить нарушение синтаксической нормы, в данном примере – употребле- ние слова благодаря . И тут с учащимися можно провести словарную работу. Проблемы культуры русской речи описаны как в современных, так и в старых источниках. Читаем:
«Благодаря». Известно, что это слово, как предложное наречие, сочетается с падежом дательным, в значении деепричастия дополняется падежом винительным и равносильно
форме «благодарив». дополняется падежом винительным и равносильно форме «благодарив». Согласно смыслу глагола, от которого это предложное наречие производится, постановка его возможна только в таких выражениях, которые заключают в себе значение нравственное, хорошее, а между тем в печати попадается оно в таких оборотах речи, как: благодаря моровой язве, благодаря зверству турок и т.п.
Примеч. Редактора (А. Хованского):
«Удивительно, как это выражение безразлично вошло во всеобщее употребле- ние в совершенно ложном, не соответствующем здравому смыслу значении, сделалось каким-то модным, излюбленным мотивом рассыпать благодарности и кстати и некстати... Странно ведь встретить приведенное выше нашим почтенным сотрудником выражение: «благодаря моровой язве!» или, напр., «благодаря мошенническому обману, я лишился многого». Разве следует за это благодарить?! Ведь «благодарить» и «благодаря» другого значения не имеют....- Пора бы бросить это пустословие, эту бессмыслицу. Надо быть крайне разборчивым в употреблении слова «благодаря».
И. Николич. Неправильности в выражениях, допускаемые в современной печати // Филологические записки. — Воронеж, 1877. - Вып. I. - с.1-2.
БЛАГОДАРЯ, предлог с дат. пад. Употребление. В строго нормативной речи употр. при указании причин, вызывающих желательный результат. В гостиной было прохладно благодаря отворенной двери на балкон (Салтыков-Щедрин)...
Не употребляется только при резком противоречии между исходным лексическим значением предлога [от глагола благодарить — деепричастие благодаря, перешедшее в предлог] и указанием отрицательной причины, напр.: Он не пришел на работу благодаря смерти матери.
Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь трудностей русского языка. – М, 1984.
БЛАГОДАРЯ, предлог. 1. В современном литературном языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется поэтому обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат. В разговорно-сниженной речи предлог благодаря нередко употребляется без указанного ограничения – вместо различных причинных предлогов. В современном литературном языке такие конструкции не допускаются. Ошибка возникает в связи с дальнейшей грамматикализацией предлога благодаря, отвлечением его от производящего глагола благодарить.
Л.И.Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
После знакомства с источниками, раскрывающими правильное употребление этого предлога, учащиеся сразу распознают предложения в вариантах КИМов , содержащих это слово, как предложения с грамматической ошибкой.
А задание А4, в котором выпускники должны указать пример с ошибкой в образовании слова, часто содержит такие примеры:
1) пара сапог
Так и хочется сказать: пара сапогов. Опять обращаемся к источникам.
А. Б. Отчего, зачем и почему? Оскудение и искажение русской речи. — СПб., 1889. — с. 17.
Многие исключения из общих правил, по всем частям речи, относимые к особенностям или, как говорят, капризам нашего языка, в большинстве, за отсутствием настоятельной в них надобности, могут быть истолкованы...
Почему, напр., имя существительное сапог в род. падеже множественного числа сапог, а башмак — башмаков, носок — носков, а чулок — чулок...
К. С. Горбачевич. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — СПб., 2002. — с. 224.
САПОГ, род. мн. сапог и устарелое с а п о г о в. Вариант с а п о г о в был широко употребителен в XIX в....
НОСОК, род. носка; мн. носки, род. н о с к о в (не рекомендуется носок).
ЧУЛОК, род. чулка; мн. чулки, род. чулок (неправильно чулков), дат. Чулкам.
Прочитали – и запомнили.
Как быть со словами Одевать и надевать?
А. Б. Отчего, зачем и почему? Оскудение и искажение русской речи. — СПб., 1889. — с. 30.
Одевать и надевать. Смешение этих понятий, или вернее, подавляющее преобладание первого из них – нелепость, сильно в нас въевшаяся. Одевать можно кого-нибудь или самого себя (возвратный глагол одеваться); вещи же, как белье, платье, обувь и проч., в которые мы одеваемся – надеваются. Точно так же: кольцо на палец, чехлы на мебель и проч. надеваются. К сожалению, и в сфере писательской незнание этой азбучной истины замечается не у одних только писарей.
Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь трудностей русского языка. – М, 1984.
НАДЕВАТЬ – ОДЕВАТЬ. Употребление. Надевать. Обозначает действие, обращен- ное на самого производителя этого действия, и в конструкциях с предлогом на – действие, обращенное на другое лицо или предмет. Надевать пальто….надевать пальто на ребенка. Надевать чехол на кресло. …
Одевать. Обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет. Одевать ребенка. Одевать куклу. Одевать коня попоной….
Вот таким чтением словарей и других источников мы закрепляем знания учащихся по правильному употреблению слов благодаря, одевать, надевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Работа со словарями в начальных классах"
В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....
Практическая работа «Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»
Практическая работа«Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»1. Открыть Электронный словарь на сайте www.ver-dict.ru или по выбору.2....
Работа со словарями
По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтоб...
Орфоэпический словарь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Орфоэпический словарь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
СЛОВАРЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ
термины...
Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.
Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом по различным толковым словарям....
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...