А2. Лексические нормы
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Зеленова Татьяна Юрьевна

Цель данной презентации - продолжить знакомить учащихся с основными речевыми и грамматическими нормами языка, продолжить развивать навыки грамотной речи. Предлагается разбор задания ЕГЭ, связанное с определением лексического значения слов. Презентацию можно испоьзовать на уроках 10-11 кл..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a2._leksicheskie_normy.pptx439.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Prezentacii.com (УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С ТОЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ И ТРЕБОВАНИЯМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ) Зеленова Татьяна Юрьевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Усть-Илимск, Иркутская область

Слайд 2

ЛЕКСИКА (гр. lexicos — словарный, lexis — слово, выражение) обозначает весь запас слов каждого языка. Поэтому лексиконом называют иногда словари и словарный запас одного человека. Слово — важнейшая единица языка. Слова имеют лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение имеют слова, являющиеся самостоятельными частями речи. Служебные слова не называют понятий.

Слайд 3

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА однозначные имеют одно лексическое значение (диалог, тюль); многозначные имеют 2 или более лексических значений (золотой, расцвести)

Слайд 4

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количества выступают в прямом значении (прямо указывает на предмет, действие, явление — седая голова, вершина горы, потерять шляпу). Если прямое значение слова переносится на другой предмет (седая зима, вершина славы, потерять покой), то у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Переносное значение слова может закрепиться за предметом (признаком, действием) и стать прямым значением: нос человека (прямое), нос лодки (переносное), нос лодки (прямое). Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо.

Слайд 5

ОМОНИМЫ (Приставка homos (гр.) означает «одинаковый», onyma (гр.) — «имя») — слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (вид города — вид глагола). Следует отличать омонимы от других слов, совпадающих по написанию ( мукa и мyка ), произношению (поласкать ребёнка — полоскать бельё), по написанию и произношению: стёкла (сущ., р.п., ед.ч.) — стекла вода. Омонимы в языке появляются в результате: а) заимствования слов из других языков (кок — «род причёски» и кок — «повар»); б) превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное слово (коса — «род причёски»; коса — «отмель»; коса — «сельскохозяйственное орудие»); в) словообразования (посол — «должность дипломата», посол — «соление чего-либо»).

Слайд 6

СИНОНИМЫ (От греч. synonymos ) — слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи (метель, пурга, буран, метелица, вьюга — общее лексическое значение — падение снега в ветреную погоду). Например: храбрый и смелый , маленький и крошечный , радостный и весёлый

Слайд 7

АНТОНИМЫ Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (друг — враг, горячий — холодный). Приставка anti (греч.) означает «против» (противоположный), onyma (греч.) — «имя», например, храбрый и трусливый, крошечный и громадный. У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.

Слайд 8

ПАРОНИМЫ (Греч. para — «возле», «мимо» и onyma — «иметь»). Слова, имеющие сходство в морфологическом составе и, следовательно, в звучании, но различные по значению. Существует точка зрения, согласно которой паронимами можно считать только слова однокоренные, типа адресат — адресант, надеть — одеть, остатки — останки, представить — предоставить. Употребление паронимов в пределах небольшого высказывания или отрезка текста создаёт выразительные созвучия, которые подчёркивают своеобразие смысловых отношений между словами. На использовании паронимов построены многие пословицы: Рыба в реке — не в руке; Тогда будет досуг, когда вон понесут; Чужой рот не огород, не затворишь ворот и многие другие.

Слайд 9

Игла , море, бронзовый, воет, гладить, подошва, аудитория, работа, Чехов, штык Стальная игла – игла сосны. Берег моря – море флагов. Бронзовая монета – бронзовый загар. Воет волк – воет буря. Гладить белье – гладить волосы. Подошва туфель – подошва горы. Светлая аудитория – внимательная аудитория. Работа на производстве – сдать работу. Читать Чехова – произведения Чехова. Штык винтовки – отряд в тысячу штыков. Практическое задание: Из данных слов составьте словосочетания имеющее прямое и переносное значение

Слайд 10

Храбрый неустрашимый, отважный, лихой, безбоязненный, бесстрашный; Много через край, без счета, куры не клюют (использование фразеологизмов или предложно-падежных форм); Красивый обаятельный, очаровательный, неотразимый, прекрасный; Мыслить - думать, размышлять, раздумывать, помышлять; Гармоничный - благозвучный; Смеяться - хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, хихикать, фыркать, прыскать; Вульгарный грубый, низкий, безнравственный, циничный. Шум листвы шорох, шепот, шелест; Приведите как можно большее количество синонимов к данным словам :

Слайд 11

ТЕСТ Тест! 1. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»? 1) скептический 2) хладнокровный 3) аскетический 4) апатичный 2. Какое из перечисленных слов имеет значение «забавный»: 1) курьезный 2) корректный 3) педантичный 4) уникальный

Слайд 12

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «всеобщий»: 1) радикальный 2) косный 3) потенциальный 4) тотальный 4. Какое из перечисленных слов имеет значение «относящийся к лирике как к роду литературы»: 1) лиричный 2) выразительный 3) лирический 4) субъективный

Слайд 13

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто удостоен диплома»: 1) дипломат 2) оппонент 3) дипломант 4) адресант 6. Какое из перечисленных слов имеет значение «краткая характеристика книги или статьи, излагающая их содержание в виде перечня главных вопросов»: 1) аннотация 2) реферат 3) тезисы 4) рецензия

Слайд 14

7 . Значение какого слова определено неверно: 1) РАДИКАЛЬНЫЙ – решительный, придерживающийся крайних взглядов 2) КОРРЕКТНЫЙ – вежливый и тактичный, учтивый 3) РЕАКЦИОННЫЙ – направление против общего прогресса 4) АЛЧНЫЙ – жестокий, бессердечный 8. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно? 1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы. 2) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей. 3) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе. 4) Ребята списывали текст, деля его на абзацы

Слайд 15

9. В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно? 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения. 2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову. 3) Непомерная гордыня обуяла этого человека. 4) Новый клуб – гордыня поселка. 10. В каком предложении слово длительный употреблено неправильно? 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия. 2) Канал оказался судоходным и очень длительным. 3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации. 4) Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми.

Слайд 16

11. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно? 1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону. 2) на крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз. 3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая. 4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке. 12. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно? 1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. 4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

Слайд 17

13. В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный ? 1) Искусственный пловец и на море не утонет. 2) В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание. 3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая. 4) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание 14. В каком предложении вместо слова конный нужно употребить слово конский ? 1) Он владелец конного завода и какой-то фабрики. 2) Ни конному, ни пешему судьбы не миновать. 3) Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали конный топот и ржание. 4) По дороге шел конный отряд

Слайд 18

13 . В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный ? 1) Искусственный пловец и на море не утонет. 2) В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание. 3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая. 4) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание. 14. В каком предложении вместо слова конный нужно употребить слово конский ? 1) Он владелец конного завода и какой-то фабрики. 2) Ни конному, ни пешему судьбы не миновать. 3) Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали конный топот и ржание. 4) По дороге шел конный отряд.

Слайд 19

15. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок ? 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки. 2) Этот юноша способен на благородные поступки. 3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали. 4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной. 16. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить ? 1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок. 2) Актер умел представлять пение соловья. 3) Вам нужно срочно представить отчет о командировке. 4) Я представлю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.

Слайд 20

Ответим на вопросы! ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛЕКСИКА? ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ А2 ? РАССКАЖИТЕ О ПАРОНИМАХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Лексические нормы"

Лексические нормы - А.2 Подготовка к ЕГЭ...

Тест. Орфоэпические и лексические нормы русского языка.

Данный тест даёт возможность отработать задания ЕГЭ А-1, А-2....

Тренажер Лексические нормы А-2

Тренажер содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырех вариантов ответа к заданию А -2 ЕГЭ по русскому языку...

Тренажер Лексические нормы А-2

Тренажер содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырех вариантов ответа к заданию А -2 ЕГЭ по русскому языку...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....