Ситуация успеха
статья (русский язык) по теме
Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек в результате выполнения какой-то работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situaciya_uspeha.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъёма, которые испытывает человек в результате выполнения какой-то работы. Помня об этих положительных эмоциях, он и в следующий раз с удовольствием возьмётся за подобную работу, т.е. если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то впоследствии можно снова успешно настроить его на будущую деятельность. «Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель…».
О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер:
В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности» (ІQ). При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала из слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе.
Почему психологов и педагогов привлекают исследования в области влияния успеха/неуспеха на деятельность человека? Несомненно, потому, что:
- переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
- у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить эту радость от успеха;
- положительные эмоции, рождающееся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Однако опытные психологи и педагоги предупреждают о возможных негативных реакциях, стрессовых состояниях, возникающих после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс?
Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей.
Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация; если в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая.
В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для человека тем, что результат, важный и значимый для него самого, неадекватно оценен другими людьми. Так, успех, достигнутый «в главных» и «неглавных» учебных предметах, переживается ребенок одинаково интенсивно, особенно в начале обучения. Но отношение взрослых часто снижает эту радость: «Пятерка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…» Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему учебному процессу.
Успех в чтении необходим. Однако нужно учитывать, что успех сугубо индивидуален, значимость же его пока определяется общими нормами, установленными заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Но нам необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающем учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые. На практике же учителя всем ставят одинаковые отметки за хорошо выполненное упражнение, тем самым сводя усилия учащихся до одного уровня. Есть и такие ученики, которые, разуверившись в себе, заранее отказываются от возможности достигнуть успеха и не прилагают особых усилий в учебной деятельности, предпочитая пассивную позицию.
Итак, ситуация успеха в учебной деятельности создаётся педагогом (или психологом). Как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); обеспечение хода учебной работы (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). Следовательно, если ситуация успеха создается учителем последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все перечисленные компоненты.
Установка на деятельность. Учитель ставит задачу сформировать установку на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения.
Но здесь педагог сталкивается с реакцией ученического коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, результаты его оказались неудачными, и у части школьников уже сформировано отрицательное отношение к этой работе; вторая группа учеников не сталкивалась с подобными упражнениями, поэтому они не знают, чего можно ожидать от будущей деятельности; третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находятся в состоянии мобилизованности и готовности приступить к выполнению учебной задачи.
Опираясь на эмоциональную память успеха/неуспеха, на данном этапе учителю проще всего будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. И второй группы детей нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали радость, успех.
Наиболее трудной окажется работа с первой группой: прежде всего необходимо нейтрализовать память о неуспехе в прошлом, а затем создать перспективу для новой деятельности. Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится!»), но лучше, если эмоции будут иметь и деятельное основание. Можно напомнить, что ученик уже поработал над своими ошибками и результаты будут лучше, чем в прошлый раз, или что задание носит иной характер по сравнению с предыдущим, и пр.
Формируя мотив достижения (успеха, результата), учитель вправе предложить различные варианты мотивов:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи;
- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;
- установить новые контакты в ходе ее выполнения и т. д.
Другими словами, учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организует определенные ситуации с целью актуализировать для предстоящей деятельности одни эмоции и нейтрализовать другие. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.
Обеспечение хода учебной работы. Задача учителя – обеспечить учащемуся условия для успешного выполнения заданий (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать его самим познавательным процессом.
На этом этапе у некоторых детей непосредственный интерес к работе вызывает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, с другой – недостаточность условий для реализации задачи: это или недостаток способностей, или трудность задания, или отсутствие везения, или слабость волевых усилий. Первые два условия могут быть учтены учителем заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Конкретные обстоятельства продиктуют использование различных приемов создания ситуации успеха; к ним, в частности, относятся: эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию учащегося, «помощь клуба» (класса), «скорая помощь» (обращение к учителю, к более сильному ученику и пр.), «подсказка» (работа с учебником) и т.п.
Но нельзя забывать и о контроле за временем: без нажима напоминаем учащимися (особенно тем, кто с трудом включается в работу, часто отвлекается от нее), что до конца работы осталось 7, 5, 3 минуты; подходим к отдельным учащимися (обязательно меняем зоны общения!), уточняем, все ли в порядке, нет ли затруднений и т. д. Тем, кто так и не выполнил задание, помогает прием «даю шанс»: сейчас нужно сдать работу, но после уроков можно прийти и дописать ее (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что вы можете предложить им и дополнительное задание, поскольку они имеют возможность уточнить нужные решения у одноклассников).
Анализ результата деятельности.
Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.
Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным, итог учебной работы обычно сводится к отметке. Известно, что мнения учителя и ученика в данном вопросе часто расходятся. Почему? Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и пр., а учащийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т. д. Другими словами, ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Существуют два общих варианта соотношения усилий, затраченных ребенком на выполнение задания (У), и результата его учебной деятельности (Р): усилия, затраченные учащимися на выполнение учебной задачи, соответствуют полученной оценке (У=Р) или оценка учителя и усилия ученика неравнозначны (У#Р)
У=Р У#Р
У=Р=«5» У=Р=0 У<Р У>Р
І ІІ ІІІ ІV
Первый вариант, наиболее оптимальный для обеих сторон, - степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит и отметке. В этом случае учителю достаточно похвалить учащегося, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.
Второй вариант только внешне напоминает предыдущий – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат – неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ученика. Теперь учителю придется начинать все сначала.
Вариант третий: при минимальных затраченных усилиях со стороны ученика итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Этот вариант требует от учителя знания индивидуальных особенностей учащегося, умения анализировать ситуацию, определяемую как «мнимый успех», или «опасный успех». Прежде всего, необходимо продумать систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности для конкретного ученика; предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого учащегося в общее дело и оценивание производится группой учеников, а не одним учителем. Кроме того, возможны личные беседы, где учитель прямо, но без свидетелей говорит ученику о его недостатках: равнодушии, лени, попытке списать и пр.
На первый взгляд, возникает парадокс: учитель намеренно ставит ученика в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы ребенок смог осознать удовольствие не столько от отметки, столько от самого процесса открытия истины. Произойдет же его только в том случае, если школьник преодолеет определенные трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.
И наконец, четвертый вариант, наиболее болезненный для обеих сторон – учащийся уверен, что «выложился», но отметка, выставленная учителем, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение учащегося ко всему учебному процессу. В данном случае требуется глубокая индивидуальная работа со стороны педагога. Следует предложить ученику попытаться найти свои ошибки, а затем с помощью учителя и распределить их по видам: механические, на внимание, незнание грамматики, орфографии и т. п.
Не стоит стремится исправить все ошибки сразу. Сначала можно предложить ученику поработать над определенным видом недочетов. Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у ребенка пропала боязнь ошибиться. Учитель должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении знаний. И только после ряда тренировочных работ и при эмоциональной поддержке учителя проводится контрольный срез, результаты которого должны убедить ученика в преодолении им данного рода трудностей. Очень важно отметить достижения, показать свое уважительное отношение к труду школьника, чтобы у последнего появилось желание с охотой учиться дальше.
Сегодня важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к результатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания. Здесь не стоит торопиться: многочисленные примеры показывают, что сначала учащиеся высказывают самые поверхностные мнения: «Мы сегодня изучали…»; «Было что-то новенькое…» и пр. Но если такая рефлексия становится неотъемлемой стороной учебного процесса, рано или поздно эти реплики приобретают характер размышлений: «Сравнивая свой ответ и ответ Игоря…»; «Оказывается, мы так много об этом знали, но сегодня все уложилось в систему…» и т. п. Такая открытая позиция в учебном процессе приводит к тому, что становится все больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатам своего труда.
Результативный этап деятельности в работе учителя становится диагностирующим, определяющим прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность с помощью учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную, оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.
Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащийся по-разному реагирует на предложенные учителем ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.
Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций по отношению к предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, но результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащихся. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий – двусторонний характер процесса познания, субъект – субъектные отношения. Да, начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно должен наступить такой момент, когда учащиеся будут стараться создать (вернуть) ситуацию успеха для своего педагога. Кстати, этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебного процесса.
Однако учительница рассказывала, что ее пятиклашки к середине учебного года стали радовать ее необычным началом урока. Она входила в класс и заставала следующую картину: ученики все как один сидели за партами с раскрытыми тетрадями и всем своим видом показывали, как они готовы к работе. «В этом классе мне не нужно время на оргмомент!» - удивлялась и радовалась учительница. Другая вспомнила, что однажды, давая открытый урок для завучей района, она никак не могла справиться с волнением: смотрела в журнал, чтобы назвать фамилию ученика, - и ничего там не видела. Вдруг с первой парты поднялся девятиклассник, подошел к учительнице, взял из ее рук журнал, перевернул его, вложил обратно ей в руки и спокойно сел на место. Оказывается, она держала классный журнал вверх ногами. Никто в классе - ни ученики, ни присутствующие – не увидели в этом предмете для насмешек, но сама ситуация показала уровень взаимопонимания, сложившийся между педагогом и ее воспитанниками.
Вспомните, создавали ли вам ситуацию успеха ваши ученики?
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуацию успеха?
Могут ли ваши коллеги помочь вам в создании ситуации успеха?
Что вы сами можете сделать для создания ситуации успеха у ваших коллег?
И… проведите в вашей школе методический семинар на тему: «Ситуация успеха в умении – для всех, "и пусть никто не уйдет обиженным"»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися
Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....
Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"
Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...
Создание ситуации успехана уроке, как один из способов повышения мотивации учения.
Выступление на заседании методического совета школы....
УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...
Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей»
На данной встрече педагог-психолог разъясняет педагогам о важности создания обучающимся ситуаций успеха. Для обсуждения и апробирования приемов предлагает «Банк ситуаций успеха». m1.jpg m2.jpg...
Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка
Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...