Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Календарно -тематическое планирование из рабочей программы по русскому языку 5-9 класс(8, 9 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.8_klass.docx | 36.39 КБ |
rab.pr_._9_klass.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс
Курс русского языка 8 класса направлен на достижение следующих целей:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности\. Средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-применение знаний и умений в жизни.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, способности усвоения материала.
Количество учебных часов в 8 классе: 102часа (3 часа в неделю)
Раздел программы | Количество часов | Количество часов по развитию речи |
Функции русского языка в современном мире | 1 | |
Повторение пройденного в 5-7 классах | 8 | 2 |
Словосочетание | 2 | |
Простое предложение | 4 | 1 |
Главные члены предложения | 8 | 2 |
Второстепенные члены предложения | 8 | 2 |
Простые односоставные предложения | 11 | 2 |
Неполные предложения | 2 | |
Однородные члены предложения | 14 | 2 |
Обращения, вводные слова и междометия | 11 | 2 |
Обособленные члены предложения | 20 | 2 |
Прямая и косвенная речь | 7 | 1 |
Повторение и систематизация | 6 | 1 |
Количество контрольных работ и диктантов: 5
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Тема урока | Краткое содержание по теме | Дата проведения примерная | фактическая |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | ||||
1 | Функции русского языка в современном мире. | Устное сообщение о сферах функционирования русского языка | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 8часов | ||||
2 | Языковая система. | Буквы Н в суффиксах имен прилагательных, причастий, наречий | ||
3 | Фонетика и графика. Орфография. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | ||
4 | Морфемика и словообразование. | |||
5 | Лексика и фразеология. | Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями | ||
6 | Морфология. Правописание дефиса | Правописание дефиса | ||
7 | Строение текста. Основные средства связи. Словарный диктант | Строение текста. Основные средства связи | ||
8 | Развитие речи. Стили речи. | Стили речи. | ||
9 | Р.Р. Сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». | Сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». | ||
Словосочетание 2 часа | ||||
10 | Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. | Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Формирование умения правильно употреблять зависимого слова при согласовании и управлении | ||
11 | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Связь слов в словосочетании. | Словосочетания именные, глагольные, наречные. Формирование умения использовать в речи синонимические по значению словосочетания. Синтаксический разбор словосочетаний. | ||
Простое предложение 4 часа | ||||
12 | Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложений | Строение и грамматическое значение предложений. | ||
13 | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | Инверсия. Формирование умения выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения | ||
14 | Интонация предложений. Синтаксический разбор предложения | |||
15 | Развитие речи. Описание архитектурного памятника как вид текста. | Структура текста, языковые особенности. Устное описание архитектурного памятника по картине | ||
Главные члены предложения 8 часов | ||||
16 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения | ||
17 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | ||
18 | Составное глагольное сказуемое. | Составное глагольное сказуемое. | ||
19 | Составное именное сказуемое. | Составное именное сказуемое. | ||
20 | Развитие речи. Публицистическое сочинение об истории нашего села. | Публицистическое сочинение об истории нашего села. | ||
21 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Формирование умения правильно произносить предложения с отсутствующей связкой, согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. | ||
22 | Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. | Формирование умения пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Повторение по теме «Главные члены предложения». | ||
23 | Контрольный диктант №1 по теме «Главные члены предложения». | Диктант с грамматическим заданием | ||
Второстепенные члены предложения 8 часов | ||||
24 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | Способы выражения дополнения | ||
25 | Определение. Согласованное и несогласованное | Формирование умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. | ||
26 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | ||
27 | Обстоятельство, его виды по значению. Обстоятельства образа действия, места. | Обстоятельство, его виды по значению. Обстоятельства образа действия, места. | ||
28 | Обстоятельства времени, причины, условия, цели, уступительное. | Обстоятельства времени, причины, условия, цели, уступительное. | ||
29 | Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Обстоятельства. Обобщение. | Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Обстоятельства. Обобщение | ||
30 | Р.Р. Ораторская речь, её особенности. | Особенности ораторского выступления | ||
31 | Развитие речи. Публичное выступление об истории Алтайского края , села. | Публичное выступление об истории Алтайского края , села. | ||
Односоставные предложения 11 часов | ||||
32 | Односоставные члены предложения. Группы односоставных предложений. | Односоставные члены предложения. Группы односоставных предложений. | ||
33 | Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Предложения определённо – личные. | Формирование умения пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. | ||
34 | Предложения определённо - личные. Их структурные и смысловые особенности | |||
35 | Предложения неопределённо – личные. Их структурные и смысловые особенности | |||
36 | Обобщённо-личные предложения | |||
37 | Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности | |||
38 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце» | ||
39 | Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения. | Формирование умения пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. | ||
40 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая | ||
41 | Контрольный диктант № 2 по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | Диктант с грамматическим заданием | ||
42 | Р.Р. Рассказ на свободную тему. | Рассказ на свободную тему | ||
Неполные предложения 2 часа | ||||
43 | Понятие о неполных предложениях. | Преобразование полных двусоставных в неполные | ||
44 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Практическая работа | ||
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 часов | ||||
45 | Повторение изученного об однородных членах предложения. | Сопоставление конструкций с распространенными и нераспространенными однородными членами | ||
46 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и интонацией. | Конспект текста правила, предупредительный диктант | ||
47 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и интонацией. | словарный диктант, схемы предложений | ||
48 | Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. | Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. | ||
49 | Разделительные знаки препинания между однородными членами. | Разделительные знаки препинания между однородными членами. | ||
50 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях Составление алгоритма применения правила | ||
51 | Вариативность постановки знаков препинания. | практическая работа | ||
52 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Синтаксический разбор | ||
53 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | Контрольные вопросы | ||
54 | Зачёт по теме « Однородные члены предложения». Словарный диктант | |||
55 | Контрольный диктант №3 «Однородные члены предложения» | Диктант с грамматическим заданием | ||
56 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||
57 | Развитие речи. Рассуждение на основе литературного произведения. | Сочинение-рассуждение по упр.293 | ||
58 | Развитие речи. Написание сочинения. | |||
Обращения, вводные слова и междометия. 11 часов | ||||
59 | Повторение. Обращение и знаки препинания при нём. | Составление таблицы «Запятая при обращениях» | ||
60 | Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. | Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. | ||
61 | Вводные слова. Знаки препинания при них | Составление текста на заданную тему с включением вводных слов | ||
62 | Вводные предложения. Знаки препинания при них | |||
63 | Вставные конструкции. Знаки препинания при них | рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами?» | ||
64 | Междометия в предложении. Знаки препинания при них | Формирование умения интонационно правильно произносить предложения с вводными словами , междометиями. | ||
65 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. | |||
66 | Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. | Практическая работа | ||
67 | Обобщение темы «Обращения, вводные слова и междометия» | Самостоятельная работа | ||
68 | Развитие речи. Публичное выступление на общественно значимую тему. | Подготовка рабочего материала, выбор темы, цели выступления | ||
69 | Развитие речи. Публичное выступление на общественно значимую тему. | выступление | ||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 20 часов | ||||
70 | Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами. | Предложения с обособленными членами. | ||
71 72 73 74 | Предложения с обособленными определениями и приложениями. Предложения с обособленными определениями и приложениями | Развернутый ответ об обособленных согласованных и несогласованных определениях | ||
75 | Повторение по теме « Обособленные определения и приложения». | Из художественных произведений подбор примеров к правилу | ||
76 | Зачёт по теме « Обособленные определения и приложения». | Контрольные вопросы | ||
77 78 79 | Обособленные обстоятельства. | Составление схем предложений, преобразование предложений, диктант «Проверяю себя» | ||
80 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | ||
81 | Урок-практикум по теме «Обособленные члены предложения» | Практическая работа | ||
82 | Уточнение как вид обособленного члена предложения . | Обособление уточняющих членов предложения. Составление текста с уточняющими словами | ||
83 | Второстепенные и уточняющие члены предложения .Выделительные знаки препинания при их обособлении. | Формирование умения интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами, использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. | ||
84 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | |||
85 | Обобщение по теме « Обособленные члены предложения». Словарн. диктант | |||
86 | Контрольный диктант № 4 по теме «Обособленные члены предложения» | Диктант с грамматическим заданием | ||
87 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
88 | Р.Р. Характеристика человека как вид текста. Язык, особенности. | Строение, язык, особенности текста. Сбор материала из художественных текстов | ||
89 | Развитие речи. Составление характеристики человека. | Характеристика одноклассника | ||
Прямая и косвенная речь 7 часов | ||||
90 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Знаки препинания в них. | Составление схем, конструирование предложений | ||
91 | Способы передачи чужой речи | Способы передачи чужой речи | ||
92 | Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Формирование умения выделять в произношении слова автора. | ||
93 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | Формирование умения заменять прямую речь косвенной. Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи | ||
94 | Цитаты. Знаки препинания при них. | Определение функции цитаты в тексте | ||
95 | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | ||
96 | Развитие речи. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. особенности строения данного текста. | Особенности строения данного текста | ||
Повторение и систематизация пройденного 6 часов | ||||
97 | Повторение. Односоставные предложения. | Односоставные предложения. | ||
98 | Повторение . Обособленные члены предложений. | Обособленные члены предложений. | ||
99 | Итоговый контрольный диктант № 5 | Диктант с грамматическим заданием | ||
100 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | ||
101 | РР .Сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения | Сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения | ||
102 | Итоговое тестирование. |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать/ понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Уметь: речевая деятельность:
-дифференцировать известную и неизвестную информацию прослушанного текста; главную и второстепенную информацию;
-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; -рецензировать устный ответ учащегося;
-задавать вопросы по прослушанному тексту;
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
-слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста- схемами, таблицами на основе текста; -используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты- по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
-пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
-вести репортаж о школьной жизни;
-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
-создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
-составлять инструкции по применению того или иного правила;
-принимать участие в диалогах разных видов;
-адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;
ПИСЬМО
-пересказывать фрагмент прослушанного текста;
-пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
-создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение- сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему; сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
-писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;
-составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ
-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
-распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ
-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
-анализировать собственную и чужую речь с т.зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
-разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
-разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
-пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
-разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
-оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
-находить в художественном тексте изобразительно- выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ
-распознавать части речи и формы;
-соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
-опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ
- применять орфографические правила;
-объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ
-опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
-различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
-правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-правильно строить предложения с обособленными членами;
-проводить интонационный анализ простого предложения;
-выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
-проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
-использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
-владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс
Курс русского языка 9 класса направлен на достижение следующих целей:
1.Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
2.Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
3.Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
4.Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитания интереса и любви к русскому языку.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, способности усвоения материала.
Количество учебных часов в 9 классе: 68 (2 часа в неделю)
Раздел программы | Количество часов | Количество часов по развитию речи |
Международное значение русского языка | 1 | |
Повторение пройденного в 5-8 классах | 7 | 2 |
Сложное предложение | 1 | |
Союзные сложные предложения | 6 | |
Сложносочиненные предложения | 5 | 2 |
Сложноподчиненные предложения | 24 | 5 |
Бессоюзные сложные предложения | 8 | 2 |
Предложения с разными видами связи | 7 | 2 |
Общие сведения о языке | 3 | |
Повторение и систематизация | 6 | 2 |
Количество контрольных диктантов: 4
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.
№ урока | Тема урока | Краткое содержание по теме | Дата проведения по плану | фактическая |
1 | Международное значение русского языка. | Анализ текстов Д.Лихачева о языке. Понятие о литературном языке. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Таблица «Разнообразие лексического состава русского языка» | ||
ПОВТОРЕНИЕ 7 часов | ||||
2 | Фонетика. | Фонетический разбор. Произношение и правописание. Устное монологическое высказывание о правилах произношения | ||
3 | Повторение. Лексика и фразеология. | Лексика и фразеология. | ||
4 | Повторение. Словообразование и морфемика. Морфология. | Словообразование и морфемика. Морфология | ||
5 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | Синтаксический разбор. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Простые предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями | ||
6 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». | Диктант с грамматическим заданием | ||
7 8 | Развитие речи. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. | практическая работа | ||
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1 час | ||||
9 | Сложные предложения | Сложные предложения | ||
10 | Развитие речи. Способы сжатого изложения текста. Тезисы | Способы сжатого изложения текста .Тезисы | ||
Союзные сложные предложения 6 часов | ||||
11 | Сложное предложение. Основные виды союзных сложных предложений. | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | ||
12 | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | ||
13 | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. | ||
14 | Союзные и бессоюзные предложения | Союзные и бессоюзные предложения | ||
15 | Развитие речи. Учимся писать конспекты, доклады. | конспекты, доклады | ||
Сложносочиненные предложения. 5 часов | ||||
16 | Сложносочиненное предложение (ССП). Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. | Сложносочиненное предложение. Его особенности . Основные группы ССП. Сложносочиненные предложения с соединительными , разделительными, противительными союзами | ||
17 | Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | ||
18 | Развитие речи. Рецензия на литературное произведение | Рецензия на литературное произведение | ||
19 | Развитие речи. Сочинение публицистического характера | Сочинение публицистического характера | ||
20 | Контрольный диктант №2 по теме «Сложносочиненные предложения» | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
Сложноподчиненные предложения 24 часа | ||||
21 | Сложноподчиненное предложение, его особенности. Главные и придаточные предложения. | План параграфа со своими примерами. Конструирование СПП | ||
22 | Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. | Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. | ||
23 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Комментированное письмо. Схемы СПП. | ||
24 | Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными. | Описательная миниатюра с СПП с придаточными определительными. Составление схем. | ||
25 | СПП с придаточными изъяснительными. | Конструирование СПП по схемам. Повествовательная миниатюра с изъяснительной конструкцией | ||
26 | СПП с придаточными обстоятельственными: СПП с придаточными образа действия и степени. | СПП с придаточными образа действия и степени. | ||
27 | СПП с придаточными степени | СПП с придаточными степени | ||
28 | СПП с придаточными степени, места и времени | Устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных | ||
29 | Придаточные предложения условные, причины. | Придаточные предложения условные, причины. | ||
30 | Придаточные предложения цели | Придаточные предложения цели | ||
31 | Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия | Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия | ||
32 | Придаточные предложения следствия | Придаточные предложения следствия | ||
33 | Типичные речевые сферы применения СПП | Типичные речевые сферы применения СПП | ||
34 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разборы. | ||
35 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | |||
36 | Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль | Формирование умения использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. | ||
37 | Развитие речи. Деловые бумаги. Автобиография, заявление | Оформление деловых бумаг | ||
38 | Р.Р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | ||
39 | Р.Р.Написание изложения с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | Написание изложения с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | ||
40 | Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения» | Обобщение по теме | ||
41 | Зачёт по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». | Зачетная работа, комплексный анализ текста | ||
42 | Контрольный диктант №3 по теме «Сложноподчиненные предложения» | Диктант с грамматическим заданием | ||
43 | Развитие речи. Академическое красноречие и его виды, строение, языковые особенности. | Академическое красноречие и его виды, строение, языковые особенности. | ||
44 | Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему | Устное сообщение | ||
Бессоюзные сложные предложения 8 часов | ||||
45 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. | Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Формирование умения передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения | ||
46 | Разделительные знаки препинания в бессоюзном предложении | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | ||
47 | Р.Р. Изложение по упр. 238 | Написание изложения | ||
48 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Тире в бессоюзном сложном предложении. | ||
49 | Развитие речи. Рефераты. | Реферат статьи на лингвистическую тему | ||
50 | Двоеточие, тире, точка с запятой в сложном бессоюзном предложении | Двоеточие, тире, точка с запятой в сложном бессоюзном предложении | ||
51 | Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. | Формирование умения пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. | ||
52 | Контрольный диктант №4 по теме «Сложные предложения». | Диктант с грамматическим заданием | ||
Сложные предложения с разными видами связи 7 часов | ||||
53 | Виды с ложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. | Разделительные знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. | ||
54 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по упр. 250. | Сочинение-рассуждение по упр. 250. | ||
55 | Сочетание знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи | Сочетание знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи | ||
56 | Предложения со сложной синтаксической конструкцией. | Формирование умения правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи | ||
57 | Сочетание знаков препинания в предложениях со сложной синтаксической конструкцией. | |||
58 | Развитие речи. Конспект статьи на лингвистическую тему | Конспект статьи на лингвистическую тему | ||
59 | Обобщение по теме «Сложные предложения» | Обобщение по теме | ||
Общие сведения о языке 3 часа | ||||
60 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты | ||
61 | Русский язык-первоэлемент великой русской литературы . Литературный язык и его стили. | Богатство, красота, выразительность русского языка | ||
62 | Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. | Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности, русская письменность. Наука о русском языке и её разделы. Видные учёные- русисты, исследовавшие русский язык. | ||
Систематизация изученного 6 часов. | ||||
63 | Систематизация изученного материала по фонетике. Текст, его признаки. Тема и основная мысль связного высказывания. | Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. | ||
64 | Систематизация изученного материала по лексике, грамматике, правописанию. | |||
65 | Развитие речи. Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему. | Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему. | ||
66 | Развитие речи. Доклад на историко-литературную тему. | Доклад на историко-литературную тему. | ||
67 | Тезисы статьи на лингвистическую тему. | Тезисы статьи на лингвистическую тему. | ||
68 | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
1.Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения.
2. Смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения.
3. Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы.
4. Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового и разговорной речи.
5. Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).
6. Основные единицы языка, их признаки.
7. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
1.Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного и сжатого пересказа.
2. Формировать вопросы по содержанию текста.
3. Замечать в собственно и чужой речи отсутствия от норм литературного языка.
ЧТЕНИЕ:
1.Понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения.
2.составлять конспект прочитанного текста.
3.оценивать степень понимания содержания прочитанного текста
4.прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста.
ГОВОРЕНИЕ:
1.создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы
2.владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения( развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств.
3.Строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка.
ПИСЬМО:
1.владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения;
2.писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
3.вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описание, повествование);
4.писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
5.составлять тезисы и конспект небольшой статьи;
6.совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
ТЕКСТ:
1.проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
1.правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
2.анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1.владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
2.толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;
3.пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
4.опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
1.разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
2пользоваться разными видами толковых словарей;
3.верно использовать термины в текстах научного стиля;
4.оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
5.проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно обосновывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ
1.применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
2.пользоваться этимологическими справками при объяснении написания слов;
3. проводить орфографический анализ текста
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
- различать изученные виды простых и сложных предложений
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
- проводить пунктуационный анализ текста
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
Учебно-методическое обеспечение
1. Баранов М.Т «Русский язык. Справочные материалы», издательство «Просвещение» 2001 год
2. Богданова Г.А «Уроки русского языка 5 класс», изд. «Учитель» 2003
3. Виноградова Л.А «Система работы по русскому языку в V классе», издательство «Учитель»2003год
4. Касперская Н.М. «Русский язык. 5 класс. Опорные конспекты, разработки уроков» «Учитель» 2005год
5. Крамаренко Н.О «Нетрадиционные уроки по русскому языку в 5,6 классах» издательство «Учитель» 2003 год
6. Пустовалов П.С « Сборник текстов для изложений в 5-9 классах»,
7.Репина О. «Русский язык. Тесты к школьному курсу 5 класс» издательство «АСТ-ПРЕСС», 2000год 8. Журнал «Русский язык в школе»
8.«Русский язык. 5 класс» Интерактивный курс для школьников. Школа «Просвещение» 2008 год
9. Образовательные ресурсы сети Интернет
10. П.С.Брагина «Необычные диктанты» 5-7 класс издательство «Учитель» 2005 год
11. Журнал «Русский язык в школе»
12. «Русский язык. Справочные материалы», М.Т.Баранов, издательство «Просвещение» 2001 год
13. «Система работы по русскому языку в 6 классе», Л.А.Виноградова, издательство «Учитель»2003год
14 . «Уроки русского языка 6 класс», Г.А.Богданова, издательство «Просвещение» 2007
15. «Компьютерные тесты» для учителя и учащихся. 6-7 класс
16. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8-9 класс» В.В.Тихонова, В.В.Шаповалова, Издательский дом «Дрофа» 1996год
17. Поурочные планы 9 класс (по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова), Л.А.Тропкина, издательство «Учитель» 2001 год
18. «Уроки русского языка в 8 классе», Е.И.Никитина, издательство «Просвещение»
19. «Обучение русскому языку в 8классе» Н.А.Николина, К.И.Мишина «Просвещение» 2003 год
20. «Система контрольных и тестовых заданий на основе единого текста для учащихся 7-8 кл.» Г.В.Цветкова «Учитель» 2008
Таблицы:
О – А в корнях слов. О - е после шипящих и Ц. Способы словообразования в русском языке.
Образование слов с помощью ¬ и ^. Антонимы. Синонимы Омонимы.
Синонимы существительного. Синонимы прилагательного. Синонимы глагола. Многозначные слова и синонимы Спряжение глагола «хотеть». Правильно образуй глагол «бежать». Чередование гласных в корнях слов Самостоятельные части речи Склонение имен существительных
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Синтаксический разбор словосочетаний.
Связь слов в словосочетании и предложении. Обособление обстоятельств.
Обособление определений и приложений. Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом.
Замена прямой речи косвенной. Пунктуация при уточняющих обособленных членах предложения.
Предложения односоставные и двусоставные. Пунктуация при однородных членах с союзами и, да (и), или, либо.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Кабинет русского языка с количеством ученических мест – 16
Доска под мел
Компьютерное оборудование, экран, интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...