Портретный очерк
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Безукладникова Тамара Сергеевна

Компетентностный подход в обучении на билингвальной основе. Урок развития речи. Обучение написанию сочинения в жанре портретного очерка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12

с углублённым изучением немецкого языка»

УРОК НА БИЛИНГВАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

Урок развития речи. 8 класс.

Тема: Портретный очерк.

Обучение написанию сочинения

в жанре портретного очерка.

Безукладникова Т.С.,

учитель русского языка и литературы

Шакирова Н.В.,

учитель немецкого языка

Пермь

УРОК НА БИЛИНГВАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

Урок развития речи. 8 класс.

(Программа и учебник М.М. Разумовской)

Тема: Портретный очерк.

Обучение написанию сочинения

в жанре портретного очерка.

(герой очерка – Эрнст  Теодор Амадей Гофман).

Цели:

  1. Создать ситуацию билингвистического характера: смотивировать учащихся на применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, с одной стороны, и немецкого языка, перевода, музыки на немецком языке, с другой стороны.
  2. Актуализировать опорные знания учащихся о жанре портретного очерка, его предметном содержании, композиции, задачах речи, а также о типах речи и языковых средствах, используемых в нём.
  3. Проверить сформированность навыка составления собственного высказывания в жанре портретного очерка.

Средства достижения целей.

  1. В соответствии с целями урока отобран следующий учебный материал:
  1. Систематизированные  теоретические сведения о стилях речи (таблица) – раздаточный материал,
  2. Цитатный материал к творчеству Гофмана (высказывания русских писателей  и критиков) -  раздаточный материал,
  3. Цитатный материал на немецком языке к творчеству Гофмана (высказывания немецких писателей  и критиков) -  раздаточный материал,
  4. Биографический материал о писателе и его творчестве на немецком языке - раздаточный материал,
  5. Теоретический материал учебника – § 43,
  1. Выставка книг Гофмана.
  2. Толковый словарь.

  1. ИКТ:
  1. автопортреты и портреты писателя,
  2. рисунки Гофмана-художника,
  3. музыкальные произведения Гофмана.

Подготовительный этап

  1. Изучение программного материала по теме «Портретный очерк»:

1-й урок – Портретный очерк. Общее представление о жанре.

2-й урок - Портретный очерк. Типы речи, композиция, языковые особенности.

  1. Урок внеклассного чтения. Гофман «Золотой горшок». Проблема двоемирия: воображаемая реальность и реальность-обыденность. (После изучения произведения Н.В. Гоголя «Портрет»).
  2. Изучение биографии и творчества Гофмана на уроках немецкого языка в теме «Хобби».
  3. Чтение в подлиннике фрагментов произведений и перевод стихов Гофмана на уроках перевода.
  4. Знакомство с музыкальными произведениями Гофмана на уроках музыки.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и целей урока
  3. Актуализация знаний по теме:
  1. Назовите стили речи.
  2. Над жанрами какого стиля речи мы работали в этом учебном году? (публицистический стиль речи).
  3. Расскажите о публицистическом стиле речи.
  4. Какие жанры публицистики мы изучали в этом учебном году? (репортаж, статья, портретный очерк).
  5. Какова тема очерка? Конкретно – портретного очерка?
  6. Назовите составные части портретного очерка (описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод или несколько эпизодов, раскрывающих в герое главное).
  7. Что может быть использовано в качестве начала очерка? (описание внешности героя, описание места действия, описание среды; повествование – начинается очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя).
  8. Какие  возможны синтаксические конструкции при описании? (см. учебник стр. 230).

  1. Обсуждение героя очерка.

Героем нашего очерка будет Э.Т.А. Гофман.

Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных её сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и т.д.), т.е. в результате выявления характера героя.

  1. «Достоин» ли Гофман быть героем очерка?

 (Э.Т.А. Гофман – один из самых ярких талантов 19 века. 1800 году он окончил курс юридических наук в Кенигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. После окончания университета 12 лет служит судейским чиновником в Германии и Польше, с 1816 по 1822 – советником в Берлинском апелляционном суде. К любому делу он относился ответственно, поэтому был превосходным юристом. Гофман  - писатель-романтик. Универсальность, к которой стремились романтики, воплотилась в личности Гофмана: он был прежде всего музыкантом, одарённым композитором, дирижёром, учителем музыки, музыкальным критиком. Дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. Из музыкальных произведений наиболее известна опера «Ундина», среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил такое понимание музыки Бетховена, каким не могли похвастаться его современники. Музыкальный псевдоним – Иоганн Крайслер; Гофман обладал талантом художника-живописца, графика и карикатуриста; всю жизнь писал стихи, но мировую известность Гофман приобрёл как писатель, хотя творческий период Гофмана-писателя длился всего восемь лет (1814-1822): три сборника рассказов «Фантазии в манере Калло» - 9 новелл (в том числе «Золотой горшок»), «Ночные этюды» - 8 новелл, «Серапионовы братья» - 4 новеллы, повесть «Крошка Цахес», три романа – «Эликсиры сатаны»,  «Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра», сказка «Щелкунчик» и др.

  1. Вернёмся к составным частям очерка.
  1. Описание внешности героя (демонстрация портретов). Стоит ли подробно описывать внешность? (Отталкиваемся от романтического мировоззрения писателя: двоемирие, сосредоточенность не на внешнем мире, а погружённость в поэтическую мечту; пропасть между двумя мирами – идеальным и реальным – для романтика непреодолима, только ирония – вольная игра ума способна перекинуть мост с одной стороны на другую. Героем романтической литературы становится поэт, музыкант, художник, «странствующий энтузиаст» с детски наивной душой, мечущийся по свету в поисках идеала. Ему противостоит немецкий обыватель –филистер, эгоист, бездуховный человек).

Если есть необходимость, уточнить в словаре значение слов «энтузиаст», «филистер».

Герой старается вырваться из оков окружающего мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Гофман сосредотачивает внимание  на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных мелочных забот.

Итак, внешность писателя обыкновенна, лишена особой красоты, видим самоиронию в собственном изображении. Но для нас, как очеркистов, могут быть интересны глаза. Гегель сказал: «Душа концентрируется в глазах и не только видит посредством их, но также и видна в них».

  1. Рассказ о деле, профессии, творчестве. (демонстрация рисунков Гофмана, музыкальный отрывок, чтение стихов, название произведений).
  2. Эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в характере героя главное. (в удачном портретном очерке важно обнаружить такие «участки» на жизненном пути героя, которые содержат некие неординарные события, обладают драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия.

Например, такие эпизоды:

  1. В 1805 году заменил своё «прусское» имя Вильгельм на «музыкальное» имя своего кумира Моцарта – Амадей.
  2. Будучи членом правительственной комиссии  по расследованию политических преступлений так называемых демагогов-студентов, Гофман не мог примириться с произволом и беззаконием, имевшими место во время следствия. Полицей-директора и всю судейскую систему Гофман высмеял в сатирической сказке «Повелитель блох».
  3. Название первого прозаического сборника «Фантазии в манере Калло» (французский художник Жак Калло). Гофман подводит читателя к осознанию того, что ему предстоит иметь дело с некой непривычной для него разновидностью литературы: сосредоточенность не на внешнем мире, а погруженность в собственную фантазию. Гофман выбрал героя, которого назвал Alter ego – «духовидец».
  4. Гофман изучал теорию животного магнетизма венского врача Ф. Месмера: человек способен вступать в контакт с другим человеком и воздействовать на него. Месмер считал, что «магнетические» свойства явственно проявляются в малодоступных рациональному познанию феноменах, как ясновидение, самовнушение, гипноз. Близко подошёл к психоанализу.
  5. Умер Гофман 25 июня 1822 года, прикованный к постели, диктуя очередную новеллу.
  6. При всех своих трудах и при всей популярности Гофман ничего не смог оставить жене, кроме долгов. И ей пришлось отказаться от наследования по завещанию.
  7. Творчество Гофмана оказало влияние на писателей других стран и эпох вплоть до нашего времени. Среди них русские писатели: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Одоевский, Блок, Андреев, Булгаков.
  1. Описание особенностей характера героя (выводы из обсуждения: яркий талант, увлечённость, честность, бескомпромиссность, тонкий психологизм, ответственность за мир, неприятие пошлости и т.п.)
  1. Обсуждение вариантов вступления (можно использовать цитатный материал о Гофмане на русском языке и немецком языке в переводе)
  2. Обсуждение вариантов заключения (можно использовать цитатный материал о Гофмане на русском языке и немецком языке в переводе)
  1. Написание  сочинения в форме портретного очерка (возможны 2 варианта: ученики пишут сочинение на 2-м уроке или сочинение даётся как домашнее задание).
  2. Подведение итогов урока.

Список литературы

  1. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Разумовской М.М., «Дрофа», М., 2008
  2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику  Разумовской М.М. и др. «Русский язык 8 класс», «Экзамен», М., 2007
  3. Иванова Э.И., Беседы о немецком романтизме, «Дрофа», М., 2005
  4. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т., М., 1991-2000
  5. Белинский В.Г. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана М., 1982

Дополнительный материал для урока

  1. Таблица «Стили речи»
  2. Цитатный материал к творчеству Гофмана Э.Т.А.
  3. Портреты писателя и его рисунки
  4. Отрывок из дневника со стихотворением Гофмана
  5. А. Кушнер. Стихотворение «Гофман».
  6. Материалы на немецком языке: биография Гофмана, отрывки из произведений
  7. Творческие работы детей: стихотворные переводы стихов Гофмана
  8. Музыкальные произведения Гофмана Э.Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портретный очерк

Данная презентаия поможет при подготовке к сочинению как учителю, так и учащимся....

Методическая разработка "Как писать портретный очерк" Урок в 8 классе

Как писать портретный очерк. Урок русского языка в 8 классе. ...

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

Цель урока: определить понятие очерка;дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.Задачи: повторить...

Сочинение - портретный очерк по картине П.А.Корина «Александр Невский»

Подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка Сочинение - портретный очерк по картине П.А.Корина «Александр Невский» Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинения в жан...

урок развития речи в 9 классе "Портретный очерк"

Учащиеся изучают особенности жанра портретного очерка,  знакомятся с биографией Ю.А.Гагарина, художественным произведением о жизни космонавта "Маленькие рассказы о большой судьбе"...

Портретный очерк. Сочинение по картине Кустодиева "Портрет Шаляпина"

Урок развития речи в 8 классе по программе М.М. Разумовской "Портретный очерк. Сочинение по картине Кустодиева "Портрет Шаляпина"....

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...