Прошедшее время
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
урок для 5 класса по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshedshee_vremya_glagola.docx | 21.72 КБ |
proshedshee_vremya_glagola.pptx | 87.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прошедшее время глагола.
Цель. 1.знать: способы образования и изменения глаголов прошедшего времени.
2. уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-;
соблюдать в речи орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь.
-Сегодня нам предстоит очень интересная работа.
Орфографическая работа.
-Найдите ошибки в предложенном вам тексте. Объясните их.
1.(Па)небу палзли со всех старон тижолые гразовые тучи. 2.Патемнело. 3.В воздухи запахло дождём и аслипительной змейкой блиснула молния. 4.Над самой галовой оглушительными раскатами пракатился гром. 5.Что- то зашумело. 6.Тижолые капли дождя упали на землю.
(По Н. Гарину-Михайловскому)
- На какое правило встретились ошибки в словах?
- Сформулируйте правило.
Синтаксическая работа ( параллельно этой работе идёт индивидуальная работа по карточкам (два человека у доски работают.)
-Какая синтаксическая единица представлена нам? [ = ], и [ = - ].
- Какой раздел языка занимается изучением предложений?
- Дайте определение, что такое синтаксис?
-Выписываем предложение, которое соответствует схеме.
- Какое это предложение? Дайте ему характеристику.
-Докажите, что вы правильно выбрали предложение, соответствующее схеме.
Работа в тетрадях
Записываем предложение, подчёркивая орфограммы и все члены предложения (проверка работы у учащихся, работающих у доски).
- Ребята, задайте работающим у доски вопросы на изученные темы. Вопросы задавайте правильно и не забывайте, что вы сами должны знать на них ответ.
Лексическая работа.
- Скажите, автору удалось передать всю прелесть приближения дождя? Какой приём позволяет этого достигнуть?
-Что мы называем метафорой?
- Подтвердите примерами из текста.
- Какие части речи помогают воссоздать картину приближения дождя?
- Дайте определение глаголу.
-В каком времени употребляются глаголы в тексте?
Сообщение темы и цели урока.
Объяснение темы урока.
- Какая морфема указывает на грамматическое значение слова?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
- На какую грамматическую категорию указывает окончание у глаголов прошедшего времени?
- Что общего в строении глаголов прошедшего времени?
Работа у доски.
Прочтите слова, записанные на доске. Какой части речи? Почему, докажите?
- В каком времени употреблены глаголы? Докажите.
- Что мы можем сказать о глаголе прошедшего времени, посмотрев на окончание? (дети делают вывод)
Прокатил ся, прокатилась, прокатилось, прокатились.
Работа в тетради
Задание 1.
- Докажите, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам, используя глаголы, написанные на доске. Выучил, поливал, прыгнули, зашумело, потемнело. (записывают в тетрадь)
Вывод 1.
- Сформулируйте вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени?
Задание 2.
- Записываем глаголы в столбик, указывая вид глагола, а рядом глагол Н.ф. данных глаголов, выделяя у глаголов Н. ф. окончание и суффикс, основу.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
Образец: Зашумело (СВ) – зашуметь(СВ)
Потемнело (СВ)- потемнеть(СВ)
Вывод 1: глаголы прошедшего времени образуются от основы Н.ф. с присоединением суффикса –Л-;
Слайд №1
Вывод 2: в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и Н. ф.
- Что при этом важно учитывать? (вид)
Закрепление
Работа с учебником
Стр. 261, §116
Задание №1
- Образуйте от данных глаголов форму прошедшего времени м.р., ж. р., ср.р.
- Как образуются глаголы прошедшего времени?
- Какая гласная пишется перед суффиксом прошедшего времени?
Работа в тетради (вызываются по цепочки учащиеся к доске)
Зависеть-
Строить-
Охотиться-
Замирать-
Расстилаться-
Нести-
Трясти-
-Все ли формы глагола прошедшего времени м. р. образуются с помощью суффикса –Л-?
Слайд №2
Выполнение упр. №662
Орфоэпическая работа
- В разговорной речи и в художественной литературе употребляются глаголы прошедшего времени, произношение которых требует соблюдение орфоэпических норм.
Слайд № 3(работа с таблицей)
Говори правильно Поним ал По нял Понял а Создав а л Со здал | Говори правильно Создал а На чал Начал а Началс я Начал а сь |
Синтаксическая работа
Составьте предложение или словосочетание, употребив данные слова (устно).
- Прочтите схему. Составьте предложение к данной схеме, запишите его, употребив глаголы прошедшего времени.
[ = - ] ,и [ = - ].
(записываем предложение, предложенное учителем)
За селом расстилалось гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелился туман.
Подчеркните и объясните все орфограммы в предложении. Произведите разбор по членам предложения.
Найдите слово, соответствующее схеме ¬ ͡ ᴧ ᴧ □ ᴧ
Работа с таблицей
Поставьте глаголы Н. ф. в форму прошедшего времени, распределив их группам.
Увидеть, клеить, таять, слышать, гулять, строить, молчать, удирать.
-ел- | -ал- | -ил- | -ял- |
Закрепление темы (небольшая самостоятельная работа)
Слайд № 4,5,6.
Итог урока
- Какую часть речи мы называем глаголом? Дайте определение.
-Как образуются глаголы прошедшего времени?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
- Какая гласная пишется перед суффиксом прошедшего времени?
- Какие нормы требуется соблюдать при произношении глаголов прошедшего времени? Назовите эти глаголы, соблюдая нормы произношения.
Домашнее задание
§116, Упр. № 665.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иногда форма прошедшего времени в мужском роде образуется без суффикса – Л- нести – нёс везти – вёз, но появляется в ж. р./ ср. р. и во множественном числе: нес л а, нес л о, нес л и
Говори правильно (орфоэпия) Поним а л П о нял Понял а Создав а л с о здал создал а Начин а л н а чал начал а Началс я - начал а сь
А. Образуйте от неопределённой формы глагола глаголы прошедшего времени Первый вариант. Сдирать - … Увидеть- …. Протереть - …. Участвовал - …. Второй вариант . 1 .Свистеть - …. 2. Собирать - …. 3 .Упираться - 4. Выжигать- ….
Б. В каком слове пишется буква Е ? Первый вариант. 1. обид.. лся на друга. 2. запомн ..ли навсегда 3. провер ..ли диктант 4. законч ..ли в срок Второй вариант . утеш ..л малыша вид..л плохо та..л снег приготов ..ли ужин
В. Разберите слова по морфемам Первый вариант 1.Располагаться 2. Строила 3. Бежишь Второй вариант . 1. Блестел 2. Стеречь 3. Растет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Простое прошедшее время. «Путешествие в королевство PastSimpleTense»
Разработка урока по теме: Простое прошедшее время. «Путешествие в королевство Past Simple Tense»...
Урок английского языка с применением информационных технологий в 4 классе "Простое прошедшее время"
Готовая разработка урока в 4 классе на отработку грамматического материала по теме "Простое прошедшее время" с применением информационных технологий....
I enjoyed my birthday party (прошедшее время правильных глаголов),5 класс
Конспект урока и презентация к УМК В.П. Кузовлева English-5 Цели урока: Познавательный аспект - знакомство с биографией Уильяма Шекспира. Развивающий аспект– развитие способностей догадыватьс...
Урок "Уильям Шекспир: прошедшее время"
Урок с применением электронной презентации. Может использоваться как дополнительный урок английского языка о выдающихся людях....
Презентация на тему "Прошедшее время (Passe compose)"
Презентация на тему "Прошедшее время (Passe compose)" подготовлена для учеников 8 класса....
Времена глагола. Прошедшее время
Конспект урока...