Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие» является обобщающим по данному разделу. На уроке используется педагогическая технология КОНОП (контрольный опрос учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с включением игровых элементов.На уроке осуществляется повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках; повторение правописания гласных е - и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о - а на конце наречий, гласных о - е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.; попутное повторение ранее изученных орфограмм, синтаксического разбора предложения с однородными членами и деепричастным оборотом; проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля. Благодаря четко выверенным этапам урока учитель формирует умение правильно использовать наречия в речи; расширяет словарный запас учащихся; развивает интереса к предмету у учащихся с ограничен6ными возможностями здоровья (ЗПР). Урок помогает формировать любовь к родному языку; воспитывает культуры труда (работа со словарём, сигнальными карточками. На уроке используется собственный электронный ресурс (презентация) и Электронный образовательный ресурс Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 7 класс -http://www.nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=316&gid=0&page=2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_narechiyu.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное коррекционное
образовательное учреждение (VII вида) № 480
урок русского языка в 7 классе
«Повторение по теме «Наречие»
Педагогическая технология КОНОП
(контрольный опрос учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с включением игровых элементов)
Учителя Корейс Елены Геннадьевны
Тема: Повторение по теме: «Наречие»
Цели:
1. Обучающие:
1.1. Повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках;
1.2. Повторение правописания гласных е - и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о - а на конце наречий, гласных о - е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.
1.3. Попутное повторение ранее изученных орфограмм, синтаксического разбора предложения с однородными членами и деепричастным оборотом;
1.4 Проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля.
2. Развивающие:
2.1. Формирование умения правильно использовать наречия в речи;
2.2. Расширение словарного запаса учащихся;
2.3. Развитие интереса к предмету у учащихся с ограничен6ными возможностями здоровья (ЗПР);
2.3 Развитие у учащихся менеджерских умений.
3. Воспитывающие:
3.1. Воспитание любви к родному языку;
3.2. Воспитание культуры труда (работа со словарём, сигнальными карточками, у доски).
Оборудование урока:
- Сигнальные карточки;
- Перфокарты;
- Орфографический словарь под ред. Ушакова, М: Просвещение, 2001 г.
- Школьный этимологический словарь, М: просвещение, 1998 г.
- Компьютер, проектор.
- Презентация к уроку.
- Электронный образовательный ресурс Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 7 класс -
http://www.nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=316&gid=0&page=2
1. Организационный момент.
- Ребята, проверьте готовность к уроку. На парте – учебник, тетрадь, пенал, словари, сигнальная лента, перфокарты.
2. Проверка домашнего задания, повторение предыдущей темы.
-Начнём урок с повторения. Откройте учебник (стр.77),прочитайте правило про себя.
- Какая часть речи называется наречием? Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите основной морфологический признак наречия? Изменяемая эта часть речи?
- Какую синтаксическую роль выполняет наречие в предложении?
- Откройте тетради, из домашнего упражнения 225 прочитайте предложения с наречиями. Выборочная проверка.
- Какие вопросы по домашнему упражнению?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Запишите число.
- Тема нашего урока: «Повторение по теме «Наречие».
- Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.
4. Синтаксическая работа.
- Запишем в тетрадях предложение.
Солнце, отоспавшись за зиму, старательно
растапливает ледяные плёнки на лужах, острым лучом
метко отпиливает сосульки, весело расчищает дорогу
весне.
- Учитель дает дифференцированное задание для учащихся по 3 группам:
1 группа (слабые учащиеся) работает в тетради и на доске с учителем.
Задание - объяснить пропущенные орфограммы.
2 группа (сильные учащиеся) работают самостоятельно.
Задание - дать характеристику предложения.
3 группа (средние учащиеся) работают самостоятельно.
Задание выделить основу, начертить схему.
- Проверка.
1 группа под руководством учителя объясняет пропущенные орфограммы, называя проверочные слова.
2 группа дает характеристику предложения.
3 группа называет основу предложения.
- Чем оно осложнено? Начертите схему.
- На какие вопросы отвечает наречие? Назовите наречия в предложении?
3) Задания по колонкам.
-Разобрать наречия по составу:
старательно
метко
весело
- Сделайте вывод: почему у наречий не может быть окончаний?
5. Работа с сигнальными карточками.
Повторим правописание приставок отрицательных наречий не - ни
- От чего зависит условие выбора гласной е - и в приставках отрицательных наречий?
- Работаем устно. Ваша задача показать карточку и объяснить условие выбора орфограммы.
Е некуда идти
И нигде не видно
И никогда не поеду
Е негде строить
И ничуть не растерялся
И никак не мог
6. Графический диктант
- Повторим правописание суффиксов о - а на конце наречий, образованных от бесприставочных прилагательных.
- В каком случае пишется на конце наречий суффикс о - а?
Из- В-
До- а На- о
С- За-
1 2 3
Влево насухо задолго
Начисто вправо издалека
Наглухо затемно сначала
Самопроверка +,-.
О О О
О О А
О О А
-Кто не сделал ни одной ошибки?
-Встаньте.
-Соединим все О. Если вы выполнили задание правильно, то при соединении всех букв О у вас в тетрадях появится пятерка.
- Оцените свою работу.
«5»- нет ошибок.
«4»- 1 ошибка
«3»- 2-3 ошибки
«2»- 4 и более ошибок.
7. Динамическая пауза
-Давайте немного отдохнём. Подвигаемся, проведём эстафету.
- Повторим правописание гласных о - е после шипящих на конце наречий.
О - Ё
исключение ещё
- Отчего зависит условие выбора орфограммы?
- Три колонки-3 команды.
- Задание:
Образовать от прилагательных наречия с гласными о - ё после шипящих. Например: Волнующий - волнующе (как?)
- Певучий певуче
- Хороший хорошо
- Блестящий блестяще
- Свежий свежо
- Крепкий крепче
- Сладкий слаще
8. Самостоятельная работа по карточками.
- Прочитайте предложения на карточках, докажите, что перед нами текст?
- Какой общеё мыслью объединены предложения?
- Как можно озаглавить? Зимний лес.
Ваше задание:
Выписать словосочетание: «глагол+ наречие», объяснив графически орфограммы в наречиях.
По ( зимнему) молчит лес. Хлопья снега падают редко
(редко).( Ни)где не скрипнет ни одна веточка.
Справ. и слев. стоят сосны-в.ликаны в хлопьях снега.
Небо сплош. закрыто снеговыми тучами.
- Как пишется слово великан?
- Куда обращаемся в случае затруднения?
(Орфографический словарь стр.21) Проговорим это слово хором.
- Как можно объяснить лексическое значение слова великан?
-Послушайте определение из этимологического словаря:
слово великан образовано от древнерусского слова «вель», что значит «большой, огромный»
- Подберите синонимы к слову великан? (гиганты, богатыри, исполины, титаны)
- А теперь я прочитаю этот текст без наречий. Что изменилось?
- Для чего служат наречия в речи? (Делают речь более точной, яркой, меткой, выразительной.)
9. Ладошки.
- Работаем устно. Приготовьте для работы свои ладошки.
- Вам надо на слух определить предложение с наречием.
Если вы услышите предложение с наречием, хлопните в ладошки.
1.Солнце светит по-зимнему. Хлоп.
2.По зимнему небу плывут облака.
3.Лыжники шли по старому следу.
4. На месте стоянки всё было по-старому. Хлоп.
5.Мы отправляемся в путь завтра. Хлоп.
10. Перфокарты.
-Повторим последнее правило. Вспомним случаи правописания ь после шипящих на концы наречий.
Ч Ж Ь
Ш Ь исключение настежь
- В окошке перфокарты указываете ь - если он пишется или ставите прочерк.
- 2 3 4 5 6 7
Ь Ь - Ь - Ь Ь
- Проверьте свою работу.
11. Итоги урока.
- Ребята, чем мы занимались на уроке? ( повторяли правила написания наречий и их морфологические признаки)
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Какова синтаксическая роль?
- Назовите основной морфологический признак.
12. Домашнее задание.
- Открыли стр.107., упр.245 (Задание читает ученик)
- Открыли дневники, записали: стр.107, упр.245
13. Оценки за урок
1.Оценки за перфокарты, работу в тетради
2. Работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Правописание суффиксов о-а- на конце наречий
Из-
До- а
С-
В-
На- о
За-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
Урок русского языка_5 класс_Повторение
Повторение орфограмм (основное внимание - безударные гласные проверяемые и непроверяемые), повторение темы "Словосочетание"....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".
Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение: морфология
Предложен порядок самостоятельной работы по теме "Повторение: морфология" в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".
Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.
Предложен материал для самостоятельного повторения фонетики и орфографии...