контрольная работа по теме "Сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Данный материал будет интересен учителям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_predlozheniyaoffice_word_5.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

                                    Сложные союзные предложения (ССП и СПП).

                                                                Вариант 1.

1. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то,  либо, но;                                                      

В)  как будто, чтобы, так как;                                                                              

С)  то…то,   однако, же.    

2. Укажите сочинительные союзы:                                                                                      

А) потому что, что, который,

В) зато, однако, либо,

С)  ибо, словно,  как.

3.  Найдите  СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.  

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.  

                                                                                                       

4.  Найдите  ССП:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

5. Найдите придаточное определительное:                                  

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.                        

В) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.                                        

С) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.        

                                               

6. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

В) Куда река пошла, там и русло будет.

С) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

7. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.  

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.                                

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.    

                                       

8. Найдите СПП:

А) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

В) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. Найдите СПП с придаточным  места:

А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру.                              

В) Вскоре он понял, где он находится.  

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум.        

                                                                                   

10. Найдите СПП с придаточным времени:

А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

В) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

С) Мы точно знали, когда приезжают артисты.

11. Найдите СПП с придаточным причины:

А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.                        

В) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребенок.                                        

С) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.      

                       

12. Найдите СПП с придаточным цели:

А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

В) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

С) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

13. Найдите СПП с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.                                

В) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.      

С) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.    

                                                                                   

14. Найдите СПП с придаточным условия:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

В) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

С) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

15. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.                                          

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.  

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.        

                                                                                     

16. Какое предложение соответствует схеме: [Х , (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

17. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.

А) условия;      В) сравнительное;       С) уступки;

18. Выберите сложное предложение.

А) Солнца ещё нет, но уже светло.

В) Сверкнула молния и озарила окрестность.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается  струями.

19. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое;         В) ССП;         С) СПП.

20. Найдите СПП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

                                                       Вариант 2.

1. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

2. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.

А) 2;  В) 3; С) А.

3. Найдите СПП с придаточным причины.

А) Пускай я слаб, но меч силён.

В) Он счастлив, что видит тебя.

С) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

4. Найдите СПП с придаточным времени.

А) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

В) Его не было дома, почему я и оставил записку.

С) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

5. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

А) образа действия;       В) степени;       С) определительное.

6. Найдите СПП с придаточным места.

А) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

В) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

С) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7. Укажите тип придаточного по значению:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) места;          

В) причины;        

С) определительное.

8. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое;          В) ССП;          С) СПП.

9. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.                                          

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.  

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.      

                                                                                       

10. Какое предложение соответствует схеме: [Х, (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

11. Найдите ССП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

12. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Дети чувствуют, кто их любит.

А) степени;         В) изъяснительное;           С) причины.

13. Укажите предложение с сочинительным союзом.

А) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

В) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

С) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику.

14. Найдите СПП с придаточным условия.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

15. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии  усыпавшими Армению.

С) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть  особенная прелесть.

16. Найдите СПП с придаточным цели.

А) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

В) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

С) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

17. Найдите СПП с придаточным степени.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

18. Определите тип придаточного предложения по значению:

Цветы, оттого что их только что полили,  издавали влажный, раздражающий запах.

А) причины,         В) изъяснительное,            С) цели.

19. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.  

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.                                

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

 

20. Найдите СПП:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

                                                             Вариант 3.

1. Какое предложение соответствует схеме: (когда…) , [    ].

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.                                          

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.  

С) Мать спрашивала о том, когда же мы, наконец, приедем.                      

                                                                       

2. Какое предложение соответствует схеме: [Х ,(где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

3. Найдите ССП.

А) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

В) Луна сияла, июльская ночь была тиха.

С) Лето припасает, а зима поедает.

4. Найдите СПП с придаточным уступительным.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

5. Укажите сочинительные союзы:

А) либо; не только…, но и…; также,

В) так что; если; чтобы,

С) что; зато; потому что…

6. Определите тип придаточного предложения по значению:

Несмотря на то что доктора лечили его, пускали   кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.

А) уступки,         В) следствия,          С) цели.

7. Определите тип придаточного предложения по значению:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

А) причины,       В) образа действия,          С) условия.

8. Найдите СПП с придаточным цели.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

9. Найдите СПП с придаточным следствия.

А) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

В) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

С) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно под-нял его.

10. Найдите СПП с придаточным места.

А) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

В) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастлив.

С) Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

11. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то,  либо, но

В)  как будто, чтобы, так как  

С)  то…то,   однако, же  

12. Найдите  СПП:

А) Уходя, гасите свет!    

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.  

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.      

                                                                                                   

13. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

14. Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного  предложения (знаки препинания не расставлены).

А) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.

15. Выберите сложное предложение.

А) Сверкнула молния и озарила окрестность.

В) Солнца ещё нет, но уже светло.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается  струями.

16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть  особенная прелесть.

С) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии  усыпавшими Армению.

17. Определите тип придаточного предложения по значению:

Я не мог не признаться в душе, что поведение моё  в Симбирском трактире было глупо, и я чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

А) изъяснительное,     В) определительное,       С) условия.

18.  Найдите СПП с придаточным определительным.

А) Надо было работать в выходной, что меня вовсе не устраивало.

В) Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

С) Иди туда, куда ведёт тебя сердце.

19. Укажите ССП с противительным союзом.

А) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

В) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось одним глазком посмотреть на его    тренировки.

С) Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.

20. Найдите  СПП:

А) Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.

В) Челкаш, всегда весёлый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто  и резко.

С) Никогда не говори о том, чего не знаешь.

                                                                 Вариант 4.

1. Сложное предложение - это

А) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

В) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или во-прос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

С) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

2. Укажите сложное предложение:

А) На пне, где мы сидели, я заметил несколько фигур, вырубленных топором.    

В)  Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают    про-сторы родной русской  природы.      

С)  В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, посёлок казался особенно угрюмым.  

3. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.

В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

С) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.

4. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

5. Укажите ССП с противительным союзом:      

А) Нина переводила глаза то на Любу, то на Олю.

В) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостом.

С) Ходили за черемухой девчонки, да оборвать черемуху им не позволил гром.

6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Ни одного возгласа с корабля не раздалось вслед, ни одна рука не взметну-лась прощальным жестом.

В) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

7. В каком предложении в указанном месте запятая не ставится:

А) Из дома регулярно приходили письма _ и нам было спокойно.

В) Глядел мальчик очень умно и прямо _ да и в голосе у него звучала сила.

С) Брат отказался от моей помощи _  и хотел всё сделать сам.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора _ И в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

С) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого не нужна запятая:

А) Катер пошел со специальным заданием и ввиду бурной погоды за него беспокоились.

В) Он читал  и строчки сливались в серые полосы.

С) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников.

10. Найдите СПП:  

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.            

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.  

                             

11. Найдите придаточное  изъяснительное:

А) Часто в Колонном зале я вспоминаю, как впервые в нём  очутился.

В) И лишь вечером, когда воздушный океан успокаивается, в степи становятся слышны и другие звуки.                                                                            

С) Он просил помощи, так как ему не на кого было надеяться в этой безлюдной местности.  

                                                                                                         

12. Укажите придаточное определительное:

А) Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

В) Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало…

С) Я боялся ночей, когда небо струилось молниями.

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

В) Мы любим дом, где любят нас.

С) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

14. Найдите лишнее предложение.

А) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

В) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым пере-улкам.

С) Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.

15. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.   В) Неоднородное (параллельное).   С) Последовательное.

16. В каком сложноподчиненном предложении определительное придаточное относится к существительному, перед которым стоит указательное слово.

А) Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь.

В) Он был похож на человека, который после длительной и тяжелой болезни только что встал на ноги.

С) Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым на голове коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.

17. Назовите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме   […, (…), …]:

А) Из тех статей, что впоследствии составили книгу его мемуаров, раньше всего была написана им статья о Крамском.

В) Не помню, чтобы когда-нибудь было такое тихое, такое ясное утро.

С) Я не знал, куда деваться.

18. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Когда Иван вечером вернулся домой  все дневные впечатления нахлынули на него и  так как им овладели самые разноречивые чувства то он стал доиски-ваться причин своего душевного волнения.

А) 3;      В) 4;      С) 5.

19. Укажите количество знаков препинания в предложении:

Теперь ей было нестерпимо жаль его но она сдерживала свои чувства зная что если покажет его Николай растеряется сконфузится.

А) 6;  В) 5;  С) 7.

20. Укажите количество пропущенных  знаков препинания в предложении:

Из глубины выбежала горничная и так как коридор был довольно узкий про-изошло легкое, торопливое столкновение:  Лужин слегка отступил потом шагнул вперед его жена тоже двинулась туда-сюда бессознательно пригла-живая волосы а горничная приговаривая что-то и нагибая голову  старалась найти лазейку  где бы она могла проскочить.

А) 8;  В) 9; С) 10.

                                                                   Вариант 5.

1. Сложное предложение - это

А) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.

В) Предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соеди-ненных при помощи интонации, союзов или союзных слов.

С) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Укажите простое предложение:

А) Самое важное для меня – это семья, и мне всегда хочется быть  с моими родными.

В)  Куда ни обращаю взор, кругом синеет     мрачный бор

С) Меня, бывалого человека, и теперь радостно волнуют, притягивают  просторы родной русской  природы.  

3. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Березы распустились, дубы же стояли еще обнаженными.

В) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

С) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.

4. Укажите ССП с противительным союзом:        

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

В) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

С) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

5. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Мы жили то на одной, то на другой улице в разных домах.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Разум отличает полезное от вредного, но разум должен быть отважным.

6. Укажите ССП с соединительным союзом:

А) Гром прошел по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Надо бы что-нибудь сказать, да слов нет.

С) Наташа говорила шепотом, дед и лесничий тоже говорили вполголоса.

7. В каком предложении союз  И  связывает части сложного предложения (знаки препинания не расставлены):

А) Белая пена сверкает и кипит буграми и вздымая косматые волны с грохотом бьёт в громадный чёрный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Виды придаточных предложений"

Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений". Предназначена для учащихся 9 класса заочной формы обучения....

Контрольная работа "Бессоюзное сложное предложение", 9 класс

Состоит из 6 заданий: тестовые, творческое и аналитическое....

Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс.

Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 8 класс.

Контрольная работа поможет повторить  и систематизировать знания изученного по теме "Слова, грамматически не связанные с членами предложения"...

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».

В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....