Сочинение по картине П.Кончаловского "Сирень"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.konchalovskiy_siren.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-описание натюрморта П.П,Кончаловского «Сирень»
Цели: - научить детей описывать изображенный поэтический предмет;
- показать разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником;
- ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.
Ход урока:
1. Рассказ о художнике.
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956гг) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
Любимые цветы П.П.Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Перед нами одна из лучших картин, изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее.
2. Беседа по картине.
-Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником.
Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали и принесли в комнату? | Да, видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя. |
Какого цвета, каких оттенков эта пышная , великолепная сирень? | На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, темно-красную, белую, розоватую. |
Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета. | В центре – большая ветка белой сирени. |
Какого цвета грозди сирени, которые художник написал рядом с белой веткой? | Это грозди бледно-розового и лилового цветов. |
Какого цвета сирень в нижней части букета? | Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом – розоватая ветка. |
Опишите сирень, которая украшает верхнюю часть букета. | Вверху букета – темно-красные гроздья сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки. |
Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. |
Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени? | Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много. |
Такая сирень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному «ароматный» | Душистый, пахучий, благоухающий. |
Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому? | Сирень на картине чудная, восхитительная, великолепная, роскошная, прекрасная. |
Все ли листья сирени одинаково освещены? | Нет, они выглядят по-разному. Вверху и внизу слева листья темно-зеленые, в середине букета внизу –зеленые, вверху – салатовые, справа – светло-зеленые с золотистым оттенком. |
Опишите корзину, в которой стоит сирень. | Корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени. |
Какие чувства вызывает букет сирени? | Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. |
- Действительно, эта сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень! («Сирень»)
- И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски.
Прослушав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы; увидев сирень художника, мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человека. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой.
3. Словарно-стилистическая работа.
Запись словосочетаний и опорных слов:
- темно-красная, бледно-розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная - сирень
- оттенок – голубоватый, серебристый;
- грозди – тяжелые, крупные, пышные;
- зеленые с тоненькими прожилками листья;
-влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная;
- любоваться, восхищаться, наслаждаться, натюрморт (картина с изображением цветов, плодов, различных предметов обихода)
4. План описания картины.
1. Сирень (ее цвет, грозди, листья)
2.Корзина.
3. Фон натюрморта.
4. «В этом букете все живет, цветет и радуется»
5. Самостоятельное написание сочинения.
Примерный вариант.
На картине П.П.Кончаловского изображена праздничная и яркая сирень. Посмотришь на нее и остановишься пораженный. Вот склонились тяжелые кисти темно-красной, серебристо-белой и бледно-лиловой сирени. Торжественно выглядит в середине букета темно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у нее оттенки – жемчужные, лиловые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья. Сверху они так хорошо освещены, что местами кажутся золотистыми.
Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, чудесный запах наполняет всю комнату.
Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и серо-коричневом фоне. Он очень хорошо сочетается с окраской цветов.
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется», - писал сам П.П.Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
Сочинение по картине
презентация с детскими работами...
Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
Презентация к уроку развития речи...
Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...
Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б. Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...
УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)
Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....
Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока - экскурсия, который является одной из форм активизации учащихся,...