ГИА каждый день
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Егорова Наталия Алексеевна

 

 

Дидактический материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia_kazhdyy_den.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Н. А. «ГИА каждый день»


Пояснительная записка

Данные упражнения построены по типу заданий ГИА и нацелены на повторение знаний из основных разделов лингвистики, закрепление навыков правописания и постановки знаков препинания, а также трансформации текста

Они позволяют тренировать учащихся в применении лингвистических знаний в работе с языковым материалом, различных способов компрессии текста. Учитывая особенность слабоуспевающего класса и преследуя цель экономии времени на уроке, я выбираю тексты небольшого объёма. Также их целесообразно применять и для индивидуальной работы.

Текст №1

 (1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, - настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках.

                                                        (По А.Лиханову)

Упражнение № 1 Сократите текст, за счёт исключения деталей, подробностей

Упражнение № 2 Выполните задания А1 – А7 и В1 – В - 9

А-1 Определите правильное значение слова «жухлые»

  1. жёлтые
  2. старые
  3.  утратившие яркость
  4. коричневые

А-2  К какой части речи относится слово НЕЯРКО в предложении 3

  1. краткое прилагательное
  2.  наречие
  3.  Полное прилагательное
  4.  Краткое причастие

А-3 Какой корень в слове НАСТОЯННЫЙ

  1. Насто-
  2. -стоя-
  3. -стоян-
  4. -сто-

А-4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖЁСТКУЮ  буква Т обозначает непроизносимый звук.

2) В слове ВСЁ-ТАКИ  первый звук [ф].

3) В слове ПЫЛЬНУЮ  мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове РАЙОНЧИК звуков больше, чем букв.

А-5 Укажите синоним к слову «безветренно»

  1. Ясно
  2. Пасмурно
  3. Тихо
  4. Сухо

А-6 Найдите слова с  непроизносимым согласным в корне

  1. Подходило
  2. Жёсткую
  3. Отделявшие
  4. Солнце

А-7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

В-1 Из предложений 1-3 выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

В-2 Выпишите слово с суффиксом -НН-

В-3 Укажите номер предложения, в котором используется сравнение

В-4  Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми

В-5 Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот

В-6 Замените словосочетание ЛИСТЬЯ ТОПОЛЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

В-7 Выпишите грамматическую основу предложения 3

В-8 Укажите номер сложного предложения с разными видами связи

В-9  Из предложения 5 выпишите действительное причастие настоящего времени

Ключи к заданиям

Возможный вариант сжатого текста

(1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, - настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках.

Часть А

  1. 3
  2. 2
  3. 1
  4. 4
  5. 3
  6. 2,4
  7. 1

Часть В

  1. Подходило, осени, далеко, колючую, траву, светило
  2. Настоянный
  3. 5
  4. 4
  5. 4,5
  6. Тополиные листья
  7.  Было безветренно
  8. 1
  9. Цветущих

Текст № 2

В час, когда сумерки ещё только подступали к лагерю, когда было вполне светло, но горы уже набрасывали на побережье свои прохладные тени и пространство от земли до небесных глубин застывало на несколько долгих минут, благостных, умиротворённых, разделяющих собой морской отлив от начала  ночного прилива и лёгкие дневные бризы, дующие с прогретого моря в сторону берега, на бризы ночные, идущие в обратном направлении – в этот час покоя, призывающий к откровению и любви, усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками. (по А.Лиханову)

Упражнение № 1 Сократите текст, применяя приём обобщения

Упражнение № 2 Выполните задания А1 – А7 и В1 – В - 9

А-1 Определите правильное значение слова «благостных» (минут)

  1. Длинных
  2. Неприятных
  3. Религиозных
  4. Приятных

А-2  К какой части речи относится слово СВЕТЛО

  1. краткое прилагательное
  2.  наречие
  3.  Полное прилагательное
  4.  Краткое причастие

А-3 Какой корень в слове ПРИЗЫВАЮЩИЙ

  1. Призыв-
  2. Призыва-
  3. -зыв-
  4. Приз-

А-4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БЛАГОСТНЫХ  буква Т обозначает непроизносимый звук.

2) В слове ВПОЛНЕ  первый звук [ф].

3) В слове ЛЁГКИЙ буква Г обозначает звук [г’]

4) В слове НОЧНЫЕ  звуков больше, чем букв.

А-5 Укажите слово с неполногласием

  1. Берега
  2. Прохладные
  3. Побережье
  4. Пространство

А-6 Укажите слово, образованное суффиксальным способом

  1. Побережье
  2. Умиротворённых
  3. Лёгкие
  4. Морской

А-7 Укажите  метафору

  1. До небесных глубин
  2. Морской отлив
  3. С прогретого моря
  4. Усаживались кружком

В-1 Замените словосочетание УСАЖИВАЛИСЬ КРУЖКОМ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление

В-2 Выпишите слово с приставкой -НЕ-

В-3 Выпишите указательное местоимение

В-4  Выпишите слово, обозначающее «ветер, который дует на побережье морей и больших озёр»

В-5 Выпишите 1-2 несогласованных определения

В-6  Укажите количество причастных оборотов в тексте

В-7 К какой части речи относятся слова УЖЕ, ВПОЛНЕ, ЕЩЁ

В-8 выпишите действительное причастие настоящего времени

В-9 Является ли глагол НАБРАСЫВАЛИ переходным?

Ключи:

Возможный вариант сжатого текста

В вечерний час усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками.

Часть А

  1. 4
  2. 1
  3. 3
  4. 3
  5. 2
  6. 4
  7. 1

Часть В

  1. Усаживались в круг
  2. Несколько
  3. Этот
  4. Бриз
  5. От земли до небесных глубин, в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками
  6. 4
  7. Наречие
  8. Разделяющих, дующие, идущие, призывающий
  9. Да

Текст № 3

 (1) Как взрослеет человек? (2) Многим кажется, что это происходит постепенно. (3)Ты набираешь чего-то, разных там знаний и пониманий, незаметно для себя вслушиваешься в чужие слова, соглашаясь с ними или, напротив, не соглашаясь, разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и, совершенно невидимо взору, незамечаемо для себя, ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее,  что ли, увереннее в самом себе. (4)Ты задумываешься над тем, что ещё вчера казалось пустяком, и, напротив, улыбаешься тому, что ещё недавно считалось непреодолимым и страшным. (5)Всё это, пожалуй, и есть шажок по жизни, взросление. (6) Ты становишься совсем другим, чем был ещё полгода назад. (По А.Лиханову)

Упражнение 1. Сократите текст, применяя различные приёмы сжатия

Упражнение № 2 Выполните задания А1 – А7 и В1 – В – 9

А-1. Укажите слова с чередованием гласной в корне

  1. взросление
  2. набираешь
  3. соглашаясь
  4. казалось

А-2. Укажите существительное третьего склонения

  1. человек
  2. причины
  3. жизни
  4. взросление

А-3. Укажите возвратные глаголы

  1. взрослеет
  2. набираешь
  3. улыбаешься
  4. становишься

А-4.Укажите деепричастие

  1. постепенно
  2. увереннее
  3. не соглашаясь
  4. казалось

А- 5. Определите вид сказуемого в предложении 1

  1. простое глагольное
  2. составное глагольное
  3. составное именное

А-6. Укажите ошибочное суждение

  1. в слове ПРОЧНЕЕ суффикс –ЕЕ
  2. в слове УЛЫБАЕШЬСЯ окончание -ЕШЬ
  3. в слове ВЗРОСЛЕНИЕ суффикс -ЕНИ-
  4. в слове ПОСТЕПЕННО окончание –О

А-7. К какой части речи относится слово ЭТО в предложении 2

  1. имя существительное
  2. местоимение
  3. частица
  4. союз

В-1. Подберите синоним к слову ПУСТЯКОМ

В-2. Словосочетание ДЕТСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ ,построенное по типу связи согласование, замените синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

В-3. Выпишите местоимения из предложения 3

В-4. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Приставка ПОЛ- пишется через дефис со словами, начинающимися с гласной, с согласной Л или с заглавной буквы»

В-5 Укажите номера предложений с вводными словами

В-6. Укажите вид придаточного в предложении 2

В-7. Выпишите возвратное местоимение

В-8. Выпишите грамматические основы из предложения 2

В-9. Определите вид предложения 1 по цели высказывания

Ключи:

Вариант сжатого текста: Многим кажется, что взросление человека происходит постепенно. Разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее и увереннее в самом себе. Это и есть взросление.

Часть А

  1. 1,2
  2. 3
  3. 3,4
  4. 3
  5. 1
  6. 4
  7. 2

Часть В

  1. Безделица, ерунда, мелочь, чушь, глупость, чепуха
  2. Убеждения детей
  3. Ты, чего-то, для себя, с ними, твои, себя, в самом себе
  4. Полгода
  5. 3,4,5
  6. Изъяснительное (дополнительное)
  7. Себя
  8. Кажется; это происходит
  9. вопросительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!

Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...

Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"

Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....

Вежливость каждый день

сценарий  развлекательного  экскурса  в  историю  этикета  для  8-10 классов...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Аффирмации на каждый день.

Аффирмации на каждый день. 1. Во мне заложен огромный потенциал роста. Я даю возможность проявиться своим лучшим качествам. Моя душа открыта для добра. Я люблю жизнь, и я проявляю жизнь во всей ...

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...