ГИА каждый день
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Дидактический материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_kazhdyy_den.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорова Н. А. «ГИА каждый день»
Пояснительная записка
Данные упражнения построены по типу заданий ГИА и нацелены на повторение знаний из основных разделов лингвистики, закрепление навыков правописания и постановки знаков препинания, а также трансформации текста
Они позволяют тренировать учащихся в применении лингвистических знаний в работе с языковым материалом, различных способов компрессии текста. Учитывая особенность слабоуспевающего класса и преследуя цель экономии времени на уроке, я выбираю тексты небольшого объёма. Также их целесообразно применять и для индивидуальной работы.
Текст №1
(1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, - настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках.
(По А.Лиханову)
Упражнение № 1 Сократите текст, за счёт исключения деталей, подробностей
Упражнение № 2 Выполните задания А1 – А7 и В1 – В - 9
А-1 Определите правильное значение слова «жухлые»
- жёлтые
- старые
- утратившие яркость
- коричневые
А-2 К какой части речи относится слово НЕЯРКО в предложении 3
- краткое прилагательное
- наречие
- Полное прилагательное
- Краткое причастие
А-3 Какой корень в слове НАСТОЯННЫЙ
- Насто-
- -стоя-
- -стоян-
- -сто-
А-4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЖЁСТКУЮ буква Т обозначает непроизносимый звук.
2) В слове ВСЁ-ТАКИ первый звук – [ф].
3) В слове ПЫЛЬНУЮ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове РАЙОНЧИК звуков больше, чем букв.
А-5 Укажите синоним к слову «безветренно»
- Ясно
- Пасмурно
- Тихо
- Сухо
А-6 Найдите слова с непроизносимым согласным в корне
- Подходило
- Жёсткую
- Отделявшие
- Солнце
А-7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- 1
- 2
- 3
- 4
В-1 Из предложений 1-3 выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
В-2 Выпишите слово с суффиксом -НН-
В-3 Укажите номер предложения, в котором используется сравнение
В-4 Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми
В-5 Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот
В-6 Замените словосочетание ЛИСТЬЯ ТОПОЛЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ
В-7 Выпишите грамматическую основу предложения 3
В-8 Укажите номер сложного предложения с разными видами связи
В-9 Из предложения 5 выпишите действительное причастие настоящего времени
Ключи к заданиям
Возможный вариант сжатого текста
(1)Лето подходило к концу, и, хотя до осени было ещё далеко, колючую, жёсткую траву и пыльную дорогу усыпали жухлые листья тополя. (2) Было безветренно. (3) В блёклом голубом небе неярко светило солнце. (4) Пыльные акации, отделявшие райончик от шумных улиц, посерели и обвисли. (5) И всё-таки воздух тут особенный, как в деревне, - настоянный запахом травы и горьковатым ароматом флоксов, цветущих в палисадниках.
Часть А
- 3
- 2
- 1
- 4
- 3
- 2,4
- 1
Часть В
- Подходило, осени, далеко, колючую, траву, светило
- Настоянный
- 5
- 4
- 4,5
- Тополиные листья
- Было безветренно
- 1
- Цветущих
Текст № 2
В час, когда сумерки ещё только подступали к лагерю, когда было вполне светло, но горы уже набрасывали на побережье свои прохладные тени и пространство от земли до небесных глубин застывало на несколько долгих минут, благостных, умиротворённых, разделяющих собой морской отлив от начала ночного прилива и лёгкие дневные бризы, дующие с прогретого моря в сторону берега, на бризы ночные, идущие в обратном направлении – в этот час покоя, призывающий к откровению и любви, усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками. (по А.Лиханову)
Упражнение № 1 Сократите текст, применяя приём обобщения
Упражнение № 2 Выполните задания А1 – А7 и В1 – В - 9
А-1 Определите правильное значение слова «благостных» (минут)
- Длинных
- Неприятных
- Религиозных
- Приятных
А-2 К какой части речи относится слово СВЕТЛО
- краткое прилагательное
- наречие
- Полное прилагательное
- Краткое причастие
А-3 Какой корень в слове ПРИЗЫВАЮЩИЙ
- Призыв-
- Призыва-
- -зыв-
- Приз-
А-4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БЛАГОСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.
2) В слове ВПОЛНЕ первый звук – [ф].
3) В слове ЛЁГКИЙ буква Г обозначает звук [г’]
4) В слове НОЧНЫЕ звуков больше, чем букв.
А-5 Укажите слово с неполногласием
- Берега
- Прохладные
- Побережье
- Пространство
А-6 Укажите слово, образованное суффиксальным способом
- Побережье
- Умиротворённых
- Лёгкие
- Морской
А-7 Укажите метафору
- До небесных глубин
- Морской отлив
- С прогретого моря
- Усаживались кружком
В-1 Замените словосочетание УСАЖИВАЛИСЬ КРУЖКОМ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление
В-2 Выпишите слово с приставкой -НЕ-
В-3 Выпишите указательное местоимение
В-4 Выпишите слово, обозначающее «ветер, который дует на побережье морей и больших озёр»
В-5 Выпишите 1-2 несогласованных определения
В-6 Укажите количество причастных оборотов в тексте
В-7 К какой части речи относятся слова УЖЕ, ВПОЛНЕ, ЕЩЁ
В-8 выпишите действительное причастие настоящего времени
В-9 Является ли глагол НАБРАСЫВАЛИ переходным?
Ключи:
Возможный вариант сжатого текста
В вечерний час усаживались кружком ребята в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками.
Часть А
- 4
- 1
- 3
- 3
- 2
- 4
- 1
Часть В
- Усаживались в круг
- Несколько
- Этот
- Бриз
- От земли до небесных глубин, в голубых пилотках, с красными пионерскими галстуками
- 4
- Наречие
- Разделяющих, дующие, идущие, призывающий
- Да
Текст № 3
(1) Как взрослеет человек? (2) Многим кажется, что это происходит постепенно. (3)Ты набираешь чего-то, разных там знаний и пониманий, незаметно для себя вслушиваешься в чужие слова, соглашаясь с ними или, напротив, не соглашаясь, разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и, совершенно невидимо взору, незамечаемо для себя, ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее, что ли, увереннее в самом себе. (4)Ты задумываешься над тем, что ещё вчера казалось пустяком, и, напротив, улыбаешься тому, что ещё недавно считалось непреодолимым и страшным. (5)Всё это, пожалуй, и есть шажок по жизни, взросление. (6) Ты становишься совсем другим, чем был ещё полгода назад. (По А.Лиханову)
Упражнение 1. Сократите текст, применяя различные приёмы сжатия
Упражнение № 2 Выполните задания А1 – А7 и В1 – В – 9
А-1. Укажите слова с чередованием гласной в корне
- взросление
- набираешь
- соглашаясь
- казалось
А-2. Укажите существительное третьего склонения
- человек
- причины
- жизни
- взросление
А-3. Укажите возвратные глаголы
- взрослеет
- набираешь
- улыбаешься
- становишься
А-4.Укажите деепричастие
- постепенно
- увереннее
- не соглашаясь
- казалось
А- 5. Определите вид сказуемого в предложении 1
- простое глагольное
- составное глагольное
- составное именное
А-6. Укажите ошибочное суждение
- в слове ПРОЧНЕЕ суффикс –ЕЕ
- в слове УЛЫБАЕШЬСЯ окончание -ЕШЬ
- в слове ВЗРОСЛЕНИЕ суффикс -ЕНИ-
- в слове ПОСТЕПЕННО окончание –О
А-7. К какой части речи относится слово ЭТО в предложении 2
- имя существительное
- местоимение
- частица
- союз
В-1. Подберите синоним к слову ПУСТЯКОМ
В-2. Словосочетание ДЕТСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ ,построенное по типу связи согласование, замените синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
В-3. Выпишите местоимения из предложения 3
В-4. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Приставка ПОЛ- пишется через дефис со словами, начинающимися с гласной, с согласной Л или с заглавной буквы»
В-5 Укажите номера предложений с вводными словами
В-6. Укажите вид придаточного в предложении 2
В-7. Выпишите возвратное местоимение
В-8. Выпишите грамматические основы из предложения 2
В-9. Определите вид предложения 1 по цели высказывания
Ключи:
Вариант сжатого текста: Многим кажется, что взросление человека происходит постепенно. Разные обстоятельства и причины меняют твои детские убеждения, и ты вдруг чувствуешь себя намного прочнее и увереннее в самом себе. Это и есть взросление.
Часть А
- 1,2
- 3
- 3,4
- 3
- 1
- 4
- 2
Часть В
- Безделица, ерунда, мелочь, чушь, глупость, чепуха
- Убеждения детей
- Ты, чего-то, для себя, с ними, твои, себя, в самом себе
- Полгода
- 3,4,5
- Изъяснительное (дополнительное)
- Себя
- Кажется; это происходит
- вопросительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Релаксация: отдохнете после трудного дня!!!...
Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....
Вежливость каждый день
сценарий развлекательного экскурса в историю этикета для 8-10 классов...
Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"
Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...
Аффирмации на каждый день.
Аффирмации на каждый день. 1. Во мне заложен огромный потенциал роста. Я даю возможность проявиться своим лучшим качествам. Моя душа открыта для добра. Я люблю жизнь, и я проявляю жизнь во всей ...
Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день
Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...