Твори,ученик...
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Попробуем САМостоятельно сочинить СВОЙ текст! Это может сделать каждый, только следует потренироваться .Писателем становится тот, кому ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ людям, то есть маме, другу, соседям , да и просто знакомым, с кем хочется обсудить свои мысли и переживания. Но …надо так изложить это, чтобы твоим собеседникам понравилось и захотелось слушать тебя или читать еще и еще! Поэтому надо учиться писать, это непростое дело, трудное. В слове «трудное» корень ТРУД! Следовательно, поТРУДись и появится умение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvori.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Твори , ученик…
Упражнения по развитию речи и мышления школьников 5-7 классов.
Примерим – ка роль писателя,а? Интересно?! Здесь ты сам по праву- АВТОР! Попробуем САМостоятельно сочинить СВОЙ текст! Это может сделать каждый, только следует потренироваться .Писателем становится тот, кому ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ людям, то есть маме, другу, соседям , да и просто знакомым, с кем хочется обсудить свои мысли и переживания. Но …надо так изложить это, чтобы твоим собеседникам понравилось и захотелось слушать тебя или читать еще и еще! Поэтому надо учиться писать, это непростое дело, трудное. В слове «трудное» корень ТРУД! Следовательно, поТРУДись и появится умение, а значит впереди –Успех.
Упражнение 1
Нас окружает мир ,полный звуков, и мы не пугаемся их, как наши древние родичи, хотя…смотря в какой ситуации…
Придумай и опиши такую ситуацию, в которой можно действительно испугаться какого-то необычного звука! А может быть , и восхититься им или удивиться!
Итак, у тебя целых три задачи:
1.Придумать того, кто или что издает этот необычный звук.
2 Описать этот ни на что не похожий звук.
3 Потом представить и записать саму ситуацию, в которой герой слышит этот звук и как-то реагирует на него.
Упражнение 2
Попробуй, как сказочник Ганс Христиан Андерсен , « подсмотреть жизнь» хорошо известного тебе предмета. Самого обычного чайника, стула, утюга, учебника, ручки…
Выбери предмет и расскажи нам о его заботах .Если бы он мог говорить, он жаловался бы или хвастался ,или восторгался бы…
Выбрать можно не только конкретный предмет, но и абстрактное понятие : например,
ЧЕСТНОСТЬ или НАХАЛЬСТВО- что они могут рассказать о своей жизни?
Упражнение 3
Это упражнение называется « С кем дружит и почему?»
Попробуй составить список лиц, предметов или явлений , с которыми
--дружит водопад
---разговаривает зима
---путешествует стена
---играет телефон
В чем здесь секрет? Водопад, зима, стена, телефон не могут делать то, о чем говорит стоящий с ними глагол! Но именно так и рождается фантастический рассказ!
Выбери самый интересный вариант и начни писать «фэнтэзи».
Упражнение 4
Ты никогда не задумывался , как выглядит твоя комната? А теперь представь , что твою комнату описывают:
--- твоя бабушка своей подруге
--- твой приятель своему знакомому
---твой домашний любимец своим сородичам
--- грабитель , который забрался в надежде поживиться.
Посмотри на свое ИХ глазами: будут ли одинаковыми эти тексты-описания одной и той же комнаты?Обрати внимание на привычки людей, их увлечения, пристрастия…
Понаблюдай за своим домашним животным: каковы его повадки, от чего он получает удовольствие.
Упражнение5
ОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФОРА
Поиграем со словами!
Напиши слово для обсуждения-ПОИСКА АНАЛОГИЙ.
Например, к слову СКОВОРОДА.
Будем искать аналогии.Это тренировка вашего ума и воображения, что очень важно для сочинительства! Ну что общего у сковороды и ванны?!
Вот так писатели находят МЕТАФОРЫ-образные выражения, помогающие лучше представить предмет или понять взгляд автора на этот предмет.
сковорода | Аналогичные предметы |
Для чего(роль) Из чего сделан Признаки Где встречается Что делает | Жарить, тушить,готовить еду Чугун, алюминий Небольшая\большая,круглая, черная.тяжелая, легкая Кухня,плита,стол, шкаф Нагревает,сохраняет тепло | Кастрюля, сотейник, гусятница. Горшок,котелок,сейф, ванна Кастрюля,шляпа, банка, сумка Полка, дом, улица,поле,небо Хранят, варят, парят содержимое, летает |
Упражнение 6
Попробуй разгадать «тайну» этого текста. Отыщи в этой путанице стихи А.С. Пушкина и стихи К.Д. Бальмонта:
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод-
Пришел невод с тиною морскою.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки , от нее,
Музыка звучала.
Он в другой раз закинул невод-
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закину он невод-
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой- золотою.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет,- и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Как взмолится рыбка золотая!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты , старче, меня в море!»
Упражнение 7
Этот текст с «секретом»: отыщи отрывки единых текстов.
Вся земля была покрыта водой. Бог решил из одной части воды сделать облака, а другую часть воды оставить на земле. Водная оболочка Земли называется гидросферой. Большую часть гидросферы составляет соленая вода Мирового океана; меньшую часть- вода суши и вода в атмосфере. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При охлаждении вода преврвщается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии. Блистая, пробегают облака по голубому небу.Холм крутой Осенним солнцем озарен. Река бежит внизу по камням с быстротой. Жидкая вода, лед и водяной пар не разные вещества , а одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях.
Вода была прекрасна. Свет отражался в воде. Пенистые волны плескались о берег. В некоторых местах волны с рокотом разбивались о скалы и мелкими брызгами разлетались в воздухе. Теперь на земле были суша и море.
Использованный материал:
Е.С. Антонова « Тайны текста» . Вербум-М. 2000г.
В.М.Букатов, А.П. Ершова «Я иду на урок». « Первое сентября» 2002г.