Фразеология - это интересно
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
В данной программе представлен авторский курс «Фразеология – это интересно», разработанный Петросян Эсмеральдой Эммануиловной для учащихся 5-х классов, посещающих занятиях кружка дополнительных платных услуг МБОУ СОШ №1 г.Климовска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_frazeologiya_-_eto_interesno.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Климовска Московской области ____________________________________________________________
МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17-а, тел./факс 60-40-70, тел. 60-21-22
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №1
_________________ С.Н.Чугунов
Рабочая программа по авторскому курсу
«Фразеология – это интересно»
5 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Петросян Э.Э.
Категория: высшая
2012 г.
Пояснительная записка
В данной программе представлен авторский курс «Фразеология – это интересно», разработанный для учащихся 5-х классов, посещающих занятиях кружка дополнительных платных услуг МБОУ СОШ №1 г.Климовска.
Курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений, обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Курс предназначен для обучающихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей.
Многие занятия строятся по принципу: от словарной работы (объяснение слов, сочетаний, введение их в собственное предложение, толкование отдельных выражений и пр.) к диалогической речи. Курс неразрывно связан с профильными предметами (русским языком и литературой) и помогает обучающимся иметь необходимые знания и умения в гуманитарной сфере.
В программу курса включены уроки-практикумы, которые развивают у учащихся навыки анализа художественного текста и написания сочинения с использованием фразеологических оборотов, структурно-семантических, грамматических и функционально-стилистических категорий.
Практическая значимость изучения фразеологии заключается в повышении культуры речи. Курс построен таким образом, чтобы развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, умение искать новую информацию, анализировать и оценивать ее. Курс поможет обучающимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Дидактические цели
Образовательный аспект
• углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры обучающихся
• повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету
• развить лингвистические, культурологические, языковые и коммуникативные компетенции обучающихся
• совершенствовать речевые умения
Воспитательный аспект
• расширить кругозор
• сформировать у обучающихся эстетический вкус
• повысить культуру речи
• обогатить словарный и фразеологический запас детей
• повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой,
• овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого
Развивающий аспект
• развить навыки исследовательской работы
• развить умение пользоваться справочной литературой
• развить познавательный интерес
Формы, методы работы и виды деятельности обучающихся:
- тренировочные упражнения
- практикум
- работа со словарями
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.)
- творческие задания
Ожидаемые результаты: знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники; уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками, создавать собственные тексты, используя фразеологизмы, применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.
Курс рассчитан на 29 часов (1 час в неделю) в соответствии с календарем школьника г. Климовска на 2012-2013 учебный год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
платных занятий по теме «Фразеология – это интересно»
для учащихся 5-х классов
№ | Тема | Кол-во часов | 5г | 5д |
Фразеология – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. | 1 | 01.10.2012 | 01.10.2012 | |
Совокупность фразеологизмов русского языка. | 1 | 08.10.2012 | 08.10.2012 | |
Совокупность характерных способов выражения, присущих определенной социальной группе, отдельному автору или литературно-публицистическому направлению. | 1 | 15.10.2012 | 15.10.2012 | |
Фразеология как раздел языкознания, исследующий категориальные признаки сочетания слов. | 1 | 22.10.2012 | 22.10.2012 | |
Основные критерии фразеологичности. | 1 | 29.10.2012 | 29.10.2012 | |
Сущность фразеологизмов как особых единиц языка. | 1 | 12.11.2012 | 12.11.2012 | |
Природа фразеологизмов как знаки вторичного образования. | 1 | 19.11.2012 | 19.11.2012 | |
Связи фразеологизмов с другими единицами языка. | 1 | 26.11.2012 | 26.11.2012 | |
Определение фразеологической единицы на основе признаков структурно-семантической устойчивости. | 1 | 03.12.2012 | 03.12.2012 | |
Классификация фразеологического состава русского языка: структурно-семантическая, грамматическая, функционально-стилистическая. | 1 | 10.12.2012 | 10.12.2012 | |
Предмет изучения исторической фразеологии. | 1 | 17.12.2012 | 17.12.2012 | |
Возникновение фразеологии как самостоятельной лингвистической дисциплины. | 1 | 24.12.2012 | 24.12.2012 | |
Фразеологизм – общее название семантически несвободных сочетаний слов. | 1 | 14.01.2013 | 14.01.2013 | |
Структурно-семантические свойства фразеологизмов. | 1 | 21.01.2013 | 21.01.2013 | |
Свойства идиоматичности фразеологизмов (слитное значение). | 1 | 28.01.2013 | 28.01.2013 | |
Фразеологические сращения. | 1 | 04.02.2013 | 04.02.2013 | |
Постоянные переменные элементы фразеологизмов. | 1 | 11.02.2013 | 11.02.2013 | |
Характер соотношения фразеологизма с обозначаемой действительностью. | 1 | 18.02.2013 | 18.02.2013 | |
Оценочное-экспрессивное значение фразеологизмов. | 1 | 25.02.2013 | 25.02.2013 | |
Фразеологические словари. | 1 | 04.03.2013 | 04.03.2013 | |
Урок-практикум. Написание сочинения. | 1 | 11.03.2013 | 11.03.2013 | |
Исконно русские обороты во фразеологизмах. | 1 | 18.03.2013 | 18.03.2013 | |
Заимствованные обороты во фразеологизмах. | 1 | 01.04.2013 | 01.04.2013 | |
Одноязычные и двуязычные фразеологические словари. | 1 | 08.04.2013 | 08.04.2013 | |
Урок-практикум. Написание сочинения. | 1 | 15.04.2013 | 15.04.2013 | |
Резервный урок. | 1 | 22.04.2013 | 22.04.2013 | |
Резервный урок. | 1 | 29.04.2013 | 29.04.2013 | |
Резервный урок. | 1 | 13.05.2013 | 13.05.2013 | |
Резервный урок. | 1 | 20.05.2013 | 20.05.2013 |
Список литературы
- Архангельский В.Л. Устойчивы е фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. Р.н/Д, 2004.
- Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. СПб. 2007.
- Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины. Избранные труды. Москва, 2007.
- Большой фразеологический словарь для детей. Москва, Медиа Групп, 2009.
Рецензия
на программу по курсу «Фразеология – это интересно»
5 класс
кружок ДПУ
Данная программа составлена на основе примерных программ по русскому языку для 5-9 классов. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебных тем курса, требования к уровню усвоения предмета, перечень литературы.
В пояснительной записке содержится краткое обоснование выбора учителем конкретного учебно-методического комплекта, отражено соответствие концепции выбранной авторской программы миссии и целям общеобразовательного учреждения, определены особенности обучающихся, их образовательные запросы, возможности и потребности.
В программе отражены цели и задачи, их практическая реализация с учетом компонентов Федерального государственного образовательного стандарта при изучении русского языка в 5 классе; определены содержание, объем, порядок изучения русского языка с учетом особенностей обучающихся; указано место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования; указаны особенности организации учебного процесса по предмету, формы контроля знаний, умений и навыков.
Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем курса, показывает распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки, составлен на весь срок обучения.
Содержание учебных тем курса соотнесено с требованиями обязательного минимума содержания образования по русскому языку государственного образовательного стандарта.
В требованиях к уровню усвоения предмета отражено, что должен знать и понимать учащийся в результате прохождения данной программы; что должен воспроизводить, что должен уметь.
В списке литературы, являющимся компонентом рабочей программы, указываются источники, использованные педагогом при разработке курса, дополняющие содержание учебника. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.
Рабочая программа соответствует задачам образовательной программы по учебному предмету в рамках 5 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересные задания по фразеологии 6 класс
Фразеология *Дополните фразеологизмы названиями человеческого тела. Спишите. Определите значение _____в ______не клади; _____востро; _____кровью обливается; ______не лежит; _______не мор...
Интересная фразеология
Проект учаениц 6 класса "Интересная фразеология"....
Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.
Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....
Конспект урока-проекта по русскому языку «Интересная фразеология» 6 класс
Тип проекта: информационно-исследовательскийКатегория учащихся: учащиеся 6-го классаПредметная область: русский язык Основополагающие вопросы:1)Что такое фразеология?2) Каковы источники фра...
Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»
Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....
Интересное изучение интересного писателя
Горький вышел в ряд писателей мирового уровня, не имея при этом высшего образования, но постоянно занимаясь самообразованием, он оттачивал своё писательское мастерство на жизненном материале. Позже Го...
Исследовательский проект "Интересная фразеология" обучающегося 6 класса Варламова Александра
Работа выполнена обучающимся в рамках долгосрочного проекта....