Фразеология - это интересно
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

В данной программе представлен авторский курс «Фразеология – это интересно», разработанный Петросян Эсмеральдой Эммануиловной для учащихся 5-х классов, посещающих занятиях кружка дополнительных платных услуг МБОУ СОШ №1 г.Климовска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_frazeologiya_-_eto_interesno.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Климовска Московской области        ____________________________________________________________

МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17-а, тел./факс 60-40-70, тел. 60-21-22

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №1

 _________________ С.Н.Чугунов

Рабочая программа по авторскому курсу

 «Фразеология – это интересно»

5 класс

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Петросян Э.Э.

Категория: высшая

2012 г.

Пояснительная записка

В данной программе представлен авторский курс «Фразеология – это интересно», разработанный для учащихся 5-х классов, посещающих занятиях кружка дополнительных платных услуг МБОУ СОШ №1 г.Климовска.

Курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений, обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

Курс предназначен для обучающихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей.

Многие занятия строятся по принципу: от словарной работы (объяснение слов, сочетаний, введение их в собственное предложение, толкование отдельных выражений и пр.) к диалогической речи.  Курс неразрывно связан с профильными предметами (русским языком и литературой) и помогает обучающимся иметь необходимые знания и умения в гуманитарной сфере.

В программу курса включены уроки-практикумы, которые развивают у учащихся навыки анализа художественного текста и написания сочинения с использованием фразеологических оборотов, структурно-семантических, грамматических и функционально-стилистических категорий.

Практическая значимость изучения фразеологии заключается в повышении культуры речи. Курс построен таким образом, чтобы развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, умение искать новую информацию, анализировать и оценивать ее. Курс поможет обучающимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

Дидактические цели

Образовательный аспект

• углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры обучающихся

• повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету

• развить лингвистические, культурологические, языковые и коммуникативные компетенции обучающихся

• совершенствовать речевые умения

Воспитательный аспект

• расширить кругозор
• сформировать у обучающихся эстетический вкус
• повысить культуру речи
• обогатить словарный и фразеологический запас детей
• повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой,
• овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого

Развивающий аспект

• развить навыки исследовательской работы
• развить умение пользоваться справочной литературой
• развить познавательный интерес

Формы, методы работы и виды деятельности обучающихся:

- тренировочные упражнения
- практикум
- работа со словарями
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.)
- творческие задания

Ожидаемые результаты: знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники; уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками, создавать собственные тексты, используя фразеологизмы, применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

Курс рассчитан на 29 часов (1 час в неделю) в соответствии с календарем школьника г. Климовска на 2012-2013 учебный год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

платных занятий по теме «Фразеология – это интересно»

для учащихся 5-х классов

Тема

Кол-во часов

Фразеология – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

1

01.10.2012

01.10.2012

Совокупность фразеологизмов русского языка.

1

08.10.2012

08.10.2012

Совокупность характерных способов выражения, присущих определенной социальной группе, отдельному автору или литературно-публицистическому направлению.

1

15.10.2012

15.10.2012

Фразеология как раздел языкознания, исследующий категориальные признаки сочетания слов.

1

22.10.2012

22.10.2012

Основные критерии фразеологичности.

1

29.10.2012

29.10.2012

Сущность фразеологизмов как особых единиц языка.

1

12.11.2012

12.11.2012

Природа фразеологизмов как знаки вторичного образования.

1

19.11.2012

19.11.2012

Связи фразеологизмов с другими единицами языка.

1

26.11.2012

26.11.2012

Определение фразеологической единицы на основе признаков структурно-семантической устойчивости.

1

03.12.2012

03.12.2012

Классификация фразеологического состава русского языка: структурно-семантическая, грамматическая, функционально-стилистическая.

1

10.12.2012

10.12.2012

Предмет изучения исторической фразеологии.

1

17.12.2012

17.12.2012

Возникновение фразеологии как самостоятельной лингвистической дисциплины.

1

24.12.2012

24.12.2012

Фразеологизм – общее название семантически несвободных сочетаний слов.

1

14.01.2013

14.01.2013

Структурно-семантические свойства фразеологизмов.

1

21.01.2013

21.01.2013

Свойства идиоматичности фразеологизмов (слитное значение).

1

28.01.2013

28.01.2013

Фразеологические сращения.

1

04.02.2013

04.02.2013

Постоянные переменные элементы фразеологизмов.

1

11.02.2013

11.02.2013

Характер соотношения фразеологизма с обозначаемой действительностью.

1

18.02.2013

18.02.2013

Оценочное-экспрессивное значение фразеологизмов.

1

25.02.2013

25.02.2013

Фразеологические словари.

1

04.03.2013

04.03.2013

Урок-практикум. Написание сочинения.

1

11.03.2013

11.03.2013

Исконно русские обороты во фразеологизмах.

1

18.03.2013

18.03.2013

Заимствованные обороты во фразеологизмах.

1

01.04.2013

01.04.2013

Одноязычные и двуязычные фразеологические словари.

1

08.04.2013

08.04.2013

Урок-практикум. Написание сочинения.

1

15.04.2013

15.04.2013

Резервный урок.

1

22.04.2013

22.04.2013

Резервный урок.

1

29.04.2013

29.04.2013

Резервный урок.

1

13.05.2013

13.05.2013

Резервный урок.

1

20.05.2013

20.05.2013


Список литературы

  1. Архангельский В.Л. Устойчивы е фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. Р.н/Д, 2004.
  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. СПб. 2007.
  3. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины.  Избранные труды. Москва, 2007.
  4. Большой фразеологический словарь для детей. Москва, Медиа Групп, 2009.


Рецензия

на программу по курсу «Фразеология – это интересно»

5 класс

кружок ДПУ

Данная программа составлена на основе примерных программ по русскому языку для  5-9 классов. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебных тем курса, требования к уровню усвоения предмета, перечень литературы.

В пояснительной  записке содержится краткое обоснование выбора учителем конкретного учебно-методического комплекта, отражено соответствие концепции выбранной авторской программы миссии и целям общеобразовательного учреждения, определены особенности обучающихся, их образовательные запросы, возможности и потребности.

В программе отражены цели и задачи, их практическая реализация с учетом  компонентов Федерального государственного образовательного стандарта при изучении русского языка в 5 классе; определены содержание, объем, порядок изучения русского языка с учетом особенностей обучающихся;  указано место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования; указаны особенности организации учебного процесса по предмету, формы контроля знаний, умений и навыков.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем курса, показывает распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки, составлен на весь срок обучения.

Содержание учебных тем курса соотнесено с требованиями обязательного минимума содержания образования по русскому языку государственного образовательного стандарта.

В требованиях к уровню усвоения предмета отражено, что должен знать и понимать учащийся в результате прохождения данной программы; что должен воспроизводить, что должен уметь.

В списке литературы, являющимся компонентом рабочей программы, указываются источники, использованные педагогом при разработке курса, дополняющие содержание учебника. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы.

Рабочая программа соответствует задачам образовательной программы по учебному предмету в рамках 5 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные задания по фразеологии 6 класс

Фразеология *Дополните фразеологизмы названиями человеческого тела. Спишите.  Определите значение _____в ______не  клади; _____востро; _____кровью обливается; ______не лежит; _______не мор...

Интересная фразеология

Проект учаениц 6 класса "Интересная фразеология"....

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Конспект урока-проекта по русскому языку «Интересная фразеология» 6 класс

Тип проекта: информационно-исследовательскийКатегория учащихся: учащиеся 6-го классаПредметная область: русский язык Основополагающие вопросы:1)Что такое фразеология?2) Каковы источники фра...

Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»

Результаты Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....

Интересное изучение интересного писателя

Горький вышел в ряд писателей мирового уровня, не имея при этом высшего образования, но постоянно занимаясь самообразованием, он оттачивал своё писательское мастерство на жизненном материале. Позже Го...

Исследовательский проект "Интересная фразеология" обучающегося 6 класса Варламова Александра

Работа выполнена обучающимся в рамках долгосрочного проекта....