Повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
На уроке с мультимедийной презентацией обобщается материал по теме "Наречие". Ликвидируются пробелы в знаниях по этой теме, совершенствуются умения находить заданную орфограмму и готовить учащихся к тесту в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_teme_narechie.zip | 487.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение по теме «Наречие»
Цели урока ставят ученики:
- Обобщение о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречий;
- Совершенствование умений находить заданную орфограмму и графически её обозначать;
- Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по теме «Наречие»;
- Подготовка учащихся к успешной сдаче контрольного теста в формате ЕГЭ;
Оборудование урока: стенд «Материал к уроку» (словарь-свиток наречий, правописание которых надо запомнить, образование наречий), карточки-памятки по теме «Наречие», карточки для самостоятельной работы сильным учащимся, карточки-тесты (2 варианта в формате ЕГЭ) для тематической проверки обобщённого материала.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашней работы
Контрольные вопросы к учащимся:
- Что такое наречие? ( Выступает подготовленный ученик)
Самостоятельная часть речи – наречие ещё очень молода, но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь- . Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел древнерусский глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Это потому, что наречие всегда живёт и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие, как может, помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придаёт ему чёткость. Хотя наречие и родилось позже других частей речи, его молодость отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на главную особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением, и сказуемым.
- Какие орфограммы связаны с правописанием наречий?
- Как образуются наречия?
-Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий.
* «Слово о словах» - ребята выступают с сообщениями (индивидуальная домашняя работа) о происхождении наречий (остальные учащиеся записывают называемые наречия в специальную тетрадь-словарик):
а) ДОТЛА – слияние предлога ДО с древнерусским существительным ТЬЛО – что обозначает почва, пол, основание; этимологически родственно слову тлеть.
б) НЕВЗНАЧАЙ – собственно-русское слово, корень наречия тот же, что и в словах час, отчаяться (отъчаяти – терять надежду, от чаяти – ждать).
в) НЕВМОГОТУ – собственно-русское слово, является сращённым сочетанием выражения не в моготу (записывается на доске), в котором могота – это сила, мочь, возможность. Слово этимологически родственно слову вельможа (вель – большой, можа – силач, богач).
г) НАЧЕКУ - собственно-русское слово, возникло в результате сращения предлога НА и формы предложного падежа существительного чек - стража, ожидание, ныне утраченное. Существительное чек родственно слову чекать – ждать. Буквально быть начеку значит «быть на страже».
д) НАРУЖУ - собственно-русское слово, образовалось путём слияния предлога на и винительного падежа единственного числа существительного ружь – внешность, вид, в некоторых диалектах это слово ещё присутствует.
е) ИСПОДВОЛЬ - собственно-русское слово, образовано путём сращения сложного предлога из-под с формой родительного падежа единственного числа существительного воля: из-под-воли (запись на доске), позже конечная и была утрачена.
3. Работа по теме урока
1) Запись предложения для синтаксического разбора.
Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, и они прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.
2) Комментированное письмо.
Поступил нелепо, приехать неожиданно, написал небрежно, неистово сопротивляться, ответил неверно, говорил не быстро , а медленно, неузнаваемо измениться, взлететь совсем не высоко, села не далеко , а близко, письмо не отправлено. Смотрел рассеянно, облака рассеяны, получил неожиданно, группа убеждена, рассказывал убежденно, сочинение не написано, говорил испуганно, козочка испугана.
3) Выборочный диктант.
Выписать наречия, объяснить правописание Ь знака после шипящих.
-Матушка- рожь кормит всех сплошь.
-Всадник прочь с коня и молча за работу принялся.
-Землю вскачь не пашут.
-Уж сколько песен перепели и поизъездили земли.
-Двери распахнуты настежь, ждут нас большие дела.
-Раструбили журавли по рощам, будто осень замуж собралась.
4) Словарный диктант.
Видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, кое-куда, откуда-нибудь, кое к кому, вчетвером, внизу, вмиг, доселе, мало-помалу, во-первых, нежданно-негаданно, по-медвежьи, поровну.
5) Работа по карточкам с взаимопроверкой.
Карточка №1
Видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, кое-куда, откуда-нибудь, кое к кому, вчетвером, внизу, вмиг, доселе, мало-помалу, во-первых, нежданно-негаданно, по-медвежьи, поровну.
Карточка №2
Ёж колюч.., умнож..те на пять, ландыш..пахуч.., останеш..ся дома, исполнит точ..в точ.., раскрытое настеж.. окно, невмоч.. продолжать путь, отсроч..те платёж.., разжеч..костёр, сплош..увешенная серёжками берёза, желаю удач.., зелёных рощ.., обнаруж..те ошибку, выйти замуж.., пострич.. малыша.
6) В три столбика записать словосочетания, добавить свои примеры. Чем в данных словосочетаниях является не? Сделать вывод о написании не с наречиями.
Недалеко от дома, говорил небрежно, вовсе не далеко, (ни, не) где встретились, ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не советовался, (ни, не) как не мог понять, шагу (ни, не) где ступить, (ни, не) сколько беспокоился, (не) допустимо резкий тон, ответить (не)обдуманно, решение (не)продумано, рассчитать (не) точно, а приблизительно, (не) высоко, а низко, (не) медленно принять меры.
7) Записать предложения, объяснив написание наречий, разобрать их по составу, выполнить морфологический разбор одного из наречий.
С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть- чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По- осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося далеко- далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало- помалу желтеют, лишь по – прежнему зеленеет озимь.
8) Творческая работа.
Списать текст, вставить подходящие по смыслу наречия, подчеркнуть их как члены предложения, расставить пропущенные знаки препинания:
Был полдень_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. _____ подул ветер. Молодая берёзка_____ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы
9) Тест в формате ЕГЭ
1 вариант.
I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1) Охотник вечером несколько раз проверял капкан.
2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4) Летом на нашей речке шумно и весело.
II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс –О.
- добел…, дочист…
- направ…, задолг…
- допоздн…, постепенн…,
- сначал…, досрочн…
III. Отметьте ряд, где все наречия пишутся через дефис.
- (где)нибудь, (до)сыта
- (в)верх, (во)первых
- (мало)помалу, (точь)(в)точь
- (по)суше, (едва)едва.
IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется одна буква Н.
1) испуга…о, рассея…о
2) мужестве…о, разосарова…о
3) вниматель…о, присталь…о
4) взволнова…о, иступлё…о
V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
1) (до)ныне, (в)открытую
2) (за)частую, (по)пусту
3) (в)охотку, (в)расплох
4) (на)яву, (без)устали
VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1) После дождя солнце светило ярче.
2) Медленно выплывало из-за леса солнце.
3) Потоки воды бешено неслись вниз.
4) На море в полдень солнце светит очень ярко.
VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква Е.
1) После грозы было свеж… .
2) Над головой оглушающ… разлилась тишина.
3) Горяч… и взволнованно билось моё сердце.
4) Мы постарались выполнить эту работу хорошо.
2 вариант.
I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.
2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4) Летом на нашей речке шумно и весело.
II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс –А.
- издавн…, сначал…
- запрост…, досух…
- бесследн…, неверн…,
- слев…, осторожн…
III. Слова какого ряда пишутся через дефис.
- (по)моему, (в)шестых
- (по)больше, (на)крепко
- (в)одиночку, (с)нова
- (кое)как, (по)весеннему небу.
IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется две буквы НН.
1) дружелюб…о, одновреме…о
2) неумолч…о, обыкнове…о
3) постепе…о, жизнерадост…о
4) медле…о, иступлё…о
V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
1) (на)ходу, (по)хорошему
2) (не)задолго, (не)внимательно
3) (по)турецки, (на)двое
4) (в)пустую, (в)срок
VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1) В горах воздух чище, свежее, прохладнее.
2) В этот раз время на отдыхе мы провели более весело.
3) Сегодняшнее выступление спортсменов успешнее вчерашнего.
4) Старше всех деревьев в лесу этот могучий дуб.
VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква О.
1) В лицо освежающ… хлынула прохлада летнего утра .
2) Мальчик понимающ… кивнул головой.
3) Мать смотрела на сына испытывающ… и сурово.
4) Ярко и горяч.. светило полуденное солнце.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Собеседование по контрольным вопросам:
- Какие части речи есть в русском языке?
- Какое место занимает в них наречие?
- С какими частями речи и в чём оно сходно?
- Каков секрет его названия?
- Изменяются ли наречия?
- Каким членом предложения являются наречия?
6. Домашняя работа.
1) фронтальная – повторить теорию §§37-50, подготовиться к контрольной работе
2) развивающая – заменить фразеологизмы синонимичными наречиями и определить их смысловую группу.
Кот наплакал - Положа руку на сердце –
У черта на куличках – Хоть глаз выколи -
Рукой подать – Как в аптеке –
Черепашьим шагом - Черным по белому –
Битый час – Рукой подать –
Из рук вон - Бок о бок -
На вес золота – Душа в душу -
Дополнительная литература:
1.М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.Учебник Русский язык. 7 класс. Москва. Издательство «Просвещение». 2008 год.
2.М.В.Фёдорова «Уроки русского языка в 7 классе».Москва. Издательство «Просвещение». 2001 год.
3.Н.А.Сенина «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс».Ростов-на-Дону. Издательство «Легион». 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Лексика" (обобщающее повторение в форме урока-путешествия)
Презентация содержит интересные задания для команд- участниц путешествия и может использоваться на уроках обобщающего повторения....
Повторение изученного в 7 классе (презентация к уроку русского языка)
Данная презентация может использоваться на уроках русского языка в 8 классе при повторении материала в начале учебного года. Задания помогут определить уровень усвоения школьниками изученного в ...
Наречие. Повторение. Конспект модульного урока и презентация
Конспект урока содержит упражнения и задания, направленные на повторение изученного по теме "Наречие" в 7 классе. Презентация содержит задания и ключи к ответам. Урок разработан по учебнику Баранова и...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)
Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетичес...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...
Педагогическая копилка. "Повторение на уроках математики" - презентация с образцами методических элементов к различным темам курса
Использование различных приёмов проверки изученного материала, позволяет глубже освоить новый...
Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со
Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...