ЕГЭ по русскому языку. Р1екомендации к уровню В. В6.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

От учащихся требуется знание темы: "Виды сложных предложение. Виды придаточных предложений. Типы подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными". Правильно справиться с заданием, определиить тип придаточного и подчинения помогут размещенные здесь материалы. Учащиеся найдут и все типы придаточных предложений, и способы их определния, и примеры. Кроме этого, подробно объясняется, как определить тип подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_v6.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ В6

  1. Установить границу придаточного и главного предложения легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова.
  2. Придаточное предложение может стоять после главного предложения (Мы пришли, чтобы вам это сказать.), перед главным (Если вы не придете, я обижусь.), в середине главного (Нам, чтобы всё успеть, надо торопиться.).
  3. При определении вида придаточного мы опираемся на вопрос, который задаем от главной к придаточной.

Вид придаточ-

ного

Вопрос

Средство

связи

Значение

придаточного

Пример

1.

Определи-тельное

КАКОЙ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
КАКАЯ?

Союзные слова: который,

какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, куда

Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с людьми.

Мы подошли к поляне, которая была расположена недалеко от дачи.

 2.

Изъясни-

тельное

ВОПРОСЫ КОСВЕН-НЫХ ПАДЕЖЕЙ

Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не

Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько…

Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное значение.

Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется у себя дома, в отношении со своими родными.

3.

Образа действия, степени

КАК?
КАКИМ ОБРАЗОМ?
В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто…

Союзные слова: как, сколько…

Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени.

Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место.

4.

Места

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

Союзные слова: где, куда, откуда…

Уточнение места

Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе.

5.

Времени

КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР?

Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как…

Уточнение времени

По мере того как культура движется вперед, новые ценности присоединяются к старым.

6.

Условия

ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?

Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, когда бы, кабы, коль скоро

Указание на условие, при котором происходит действие, названное глаголом-сказуемым.

Если со знакомым он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитан-ный человек.

7.

Причины

ОТЧЕГО? ПОЧЕМУ?

Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как…

Разъяснение причины

Я обращаюсь к мужчине, потому что  женщине действительно нужно уступать дорогу.

8.

Цели

ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы

Назначение действия, названного глаголом-сказуемым.

Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.

9.

Сравни-тельное

КАК?

Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно, подобно тому как, что, чем, нежели…

Сравнение двух действий, состояний.

Уметь извиниться – лучше, чем врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя.

10.

Уступи-тельное

НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?

Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что.

Союзные слова: что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни.

Указание на то, вопреки чему совершается действие.

Несмотря на то что нас одолевают мелочные заботы, надо уметь быть открытым.

11.

Следствия

Союз: так что

Следствие, вывод, заключение

Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки.

12.

Присоединительное

Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), отчего, почему, зачем

Дополнительная информация, замечания, ко всему главному

Человек приносит людям добро, что дарит ему возможность получать настоящую радость.

 

Существует три вида соподчинения придаточных предложений к главному: последовательное, параллельное, однородное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному и т.д.

Например: Люди, к сожалению, мало черпают из книг о хороших манерах потому, что в книгах о хороших людях объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду. Например: Если человек не умеет понять другого и если он вечно обижается на других, это человек, мешающий жить другим.

Запятые при однородных придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

Встречаются случаи, когда могут быть использованы при однородном подчинении разные союзные слова. Например: В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив.

Второй союз при однородном подчинении может быть опущен. Например: Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло и у вас горе.

При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении придаточные относятся к одному главному, но являются разными по значению.

Например: Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.

Помните! Если вы ищете в тексте какой-либо вид соподчинения придаточных, вас должны интересовать лишь сложноподчиненные предложения с ДВУМЯ и более придаточными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...