Дополнительный материал к учебнику по русскому языку 5 класса с узбекским языком обучения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Материал предназначен самостоятельной работе учащихся. Он содержит лексико-дидактические материалы, позволяющие углубить учебный материал, способствовать автоматизацию полученных навыков. Материал также содержит задания, с помощью которого можно будет проверить уровень усвоения учебного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
I – Четверть. I -Тема: Название лица, одушевлённого существа.
1. Таблицы:
№1. Одушевлённые имена существительные
Таблица №1
Лица | Животные | Птицы, рыбы, насекомые |
Человек, мужчина, женщина, мальчик, девочка, папа, мама, дедушка, бабушка, дядя, тётя, . Анвар, Зухра, учитель (ница), врач, продавец, лётчик. | Корова, бык, коза, козёл, овца, баран, лошадь, конь, собака, пёс, кот, кошка, волк, медведь, тигр, лиса, олень, | Курица, петух, утка, гус, попугай, сазан, кит, акула, стрекоза, муха, кит, акула, стрекоза, муха, орёл, воробей, горлинка, ласточка, голубь. |
Определение рода одушевлённых существительных.
Таблица №2
Мужской род | Женский род | ||
Мой | отец | Моя | мать |
Твой | дедушка | Твоя | бабушка |
Наш | учитель | Наша | учительница |
Ваш | друг | Ваша | подруга |
2. Картинка «Наша семья»
3. Монолог
Наша семья
Это наша семья. Это мой дедушка. А это моя бабушка. Дедушка и бабушка пенсионеры. Это мой папа. Он врач. Папа работает в больнице. А это моя мама. Она учительница. Мама работает в школе. Это моя сестра Лола. Она студентка, учится в институте. Вот мой брат Анвар. Он учится в шестом классе.
3. Диалог. Составь диалоги по данному образцу.
Образец:
- Анвар, это твой друг?
- Да, это мой друг.
- Как зовут друга?
- Его зовут Салим.
- Салим твой одноклассник?
- Нет, он учится в четвёртом классе.
4. Словарь
1 | Слово | So’z | 18 | Каждый | Har bir |
2 | Который | Qaysiki | 19 | Месяц | Oy |
3 | День знаний | Bilimlar kuni | 20 | Ставит | Qo’yadi |
4 | Звонки | Qo’g’iroqlar | 21 | Множество | Ko’plab |
5 | Звените | Jaranglanglar | 22 | Вопрос | Savol |
6 | Начинайся | Boshlan | 23 | Пожелаем | Tilaymiz |
7 | Год учебный | O’quv yili | 24 | Выйти | Chiqmoq |
8 | Год мечтаний | Orzular yili | 25 | С честью | Sharaf bilan |
9 | Год открытий | Kashfiyotlar yili | 26 | Нелёгкий | Qiyin |
10 | Год грустный | G’am-tashvish | 27 | Испытание | Sinov |
11 | Год волшебный | Sehrgar yil | 28 | Много | Ko’p |
12 | Как | Qanday qilib | 29 | Радостный | Quvnoq |
13 | Сияет | Charaqlaydi | 30 | Известие | Xabar |
14 | Знакомый | Tanish | 31 | Пусть будет | Bo’lsin |
15 | Вроде привычно | Odatdagiday | 32 | Удача | Omad |
16 | Просто | Oddiy | 33 | С вами | Siz bilan |
17 | Только | Faqat | 34 | Обозначает | Bildiradi |
1 | Предмет | Narsa,buyum | 11 | Птицы | Qushlar |
2 | Отвечает | Javob beradi | 12 | Насекомые | Hasharotlar |
3 | Кто? | Kim? | 13 | Мужской род | Erkaklar jinsi |
4 | Что? | Nima? | 14 | Женский род | Ayollar jinsi |
5 | Называется | Ataladi | 15 | Средний род | Oraliq jins |
6 | Существительное | Ot (So’z turkumi) | 16 | Пол | Jins |
7 | Одушевлённый | Jonli | 17 | Окончание | Qo’ahimcha |
8 | Неодушевлённый | Jonsiz | 18 | Сено | Pichan |
9 | Люди | Odamlar | 19 | Косит | O’radi |
10 | Животные | Hayvonlar | 20 | Сени | Dahliz |
6. Текущий контроль знаний.
Задание №1. Пользуясь текстом «Наша семья» заполните таблицу.
Мужской род | Женский род | ||
Чей? | Кто? | Чья? | Кто? |
Задание №2. Составляй предложения по образцу с данными ниже словами.
Образец: Это мой папа. Он - инженер. Папа работает на заводе (на стройке).
Папа, мама, учитель, учительница, сестра, брат, тётя, дядя, друг, подруга.
Задание №3. Назови домашние животные и отвечай на вопрос: Кто что делает? В ответах используй слова:
возит, даёт, охраняет, ловит, груз, молоко, мясо, шерсть, дом, мышей
Задание №4. Пользуясь словарём, составляй кроссворд с ключевым словом - ОДУШЕВЛЁННЫЙ.
II - Тема: Указание на предмет, явление.
1. Таблицы:
Определение рода имён существительных по окончаниям
Таблица №3
Мужской род | Женский род | Средний род |
-□ | Окончания – а, - я. | Окончания – о, - е, - е |
Стол, стул, класс, карандаш, ранец, шкаф, портфель. | Парта, школа, ручка, сумка, армия, земля, страна, резина. | Окно, дерево, поле, море, ружьё, упражнение. |
Определение рода имён существительных на - ь
Таблица №4
Существительные мужского рода | Существительные женского рода |
Наш портфель, мой автомобиль, твой конь, (молодой аптекарь, бурый медведь.) | Моя тетрадь, центральная площадь, (современная молодёжь, чугунная печь.) |
Определение рода имён существительных на – ь после ж, ч, ш, щ
Таблица№5
Существительные мужского рода | Существительные женского рода |
Наш врач, мой нож, твой ключ, (молодой врач, стальной нож). | Моя печь, твоя речь, наша молодёжь, (чугунная печь, скорая помощь) |
Согласование местоимений мой, твой, наш, ваш с именами существительными
Таблица №6
Мужской род | Женский род | Средний род |
Наш портфель Ваш автомобиль Мой конь | Наша сумка Ваша машина Моя лошадь | Наше поле Ваше здание Моё животное |
2. Картинка «Школьные принадлежности»
3. Монолог на тему: «Учебные принадлежности»
В воскресенье я с отцом был в магазине «Канцтовары». Там мы увидели тетради, ручки, фломастеры, карандаши, альбомы, линейки, бумаги, клеи, резинки, циркули и многое другое. Отец мне купил тетрадь, альбом, ручку, фломастер, резинку и клей. В следующее воскресенье отец мне купит циркуль, цветные карандаши и пенал.
Я папе сказал «Спасибо». Он меня очень любит. Я тоже люблю папу.
4. Диалог. Составь диалоги по данному образцу.
Образец: - Здравствуй Карим!
- Здравствуй Умида!
- Где ты был?
- В магазине «Канцтовары»
- Что ты там покупал?
- Альбом, ручку, фломастер, резинку и клей.
- Я хочу купить цветные карандаши, есть там они?
- Да, есть
5. Словарь
1 | Предмет | Narsa buyum | 18 | Лягушка | Qurbaqa |
2 | Явление | Hodisa | 19 | Ускакала | Sakradi |
3 | Зависимость | Bog’liklik | 20 | От меня | Mendan |
4 | Кружок | To’garak | 21 | Блокнот | Yozuv daftari |
5 | Ребята | Bolalar | 22 | Составьте | Tuzing |
6 | Платье | Ko’ylak | 23 | Определите | Aniqlang |
7 | Морковь | Sabzi | 24 | Укажите | Ko’rsating |
8 | Медведь | Ayiq | 25 | Прочитайте | O’qing |
9 | Земля | Yer | 26 | Погнался | Quvdi |
10 | Страна | Mamlakat | 27 | Быстро | Tez |
11 | Чашка | Payola | 28 | Утомился | Charchadi |
12 | Зеркало | Oyna | 29 | Сел | O’tirdi |
13 | Мыло | Sovun | 30 | Задумался | O’ylanib qoldi |
14 | Расписание | Jadval | 31 | За ним | Ortidan |
15 | Кресло | O’rindiq | 32 | За мной | Ortimdan |
16 | Лицо | Shaxs | 33 | Висят | Osilib turibdilar |
17 | Лицо | Yuz | 34 | Летучие мыши | Ko’rshapalaklar |
1 | Бедный | Bechora | 11 | Перекладина | To’sin |
2 | Не спится | Uxlay olmaydi | 12 | Вниз головой | Boshi pastda |
3 | Когда | Qachon | 13 | Переворачивается | Ag’naydi |
4 | Лисица | Tulki | 14 | Встаёт | Tursdi |
5 | Снится | Tushiga kiradi | 15 | Головой вверх | Boshi yuqorida |
6 | Одеяло | Yopinchiq | 16 | Смотрит | Qaraydi |
7 | Убежало | Qochib ketdi | 17 | Другая | Boshqasi |
8 | Летела | Uchdi | 18 | Удивление | Hayron |
9 | Простыня | Ko’rpa jildi | 19 | Спрашивает | So’raydi |
10 | Подушка | Yistiq | 20 | У третьего | Uchunchisidan |
1 | Слушай | Eshit | 11 | Посредник | Vositachi |
2 | Что с ней | Unga nima bo’ldi | 12 | Знакомьтесь | Tarnishing |
3 | Не обращай | Qaratma | 13 | Познакомься | Tanish |
4 | Внимание | E’tibor | 14 | Разрешите | Ijozat eting |
5 | Опять | Yana | 15 | Представить | Tanishtirishga |
6 | Потерял | Yo’qotdi | 16 | Разыграйте | O’ynang |
7 | Сознание | Hush | 17 | Настроение | Kayfiyat |
8 | Формула | Shakl | 18 | Речь | Nutq |
9 | Знакомство | Tanishuv | 19 | Приятно | Maqul |
10 | С помощью | Yordamida | 20 | Случай | Payt |
1 | Мягкость | Yumshoqlik | 11 | Не могли | Qila olmadi |
2 | Согласного | Undoshning | 12 | Предложил | Taklif qildi |
3 | Разделительный | Ayiruv | 13 | Разрешить | Hal qilmoq |
4 | Знак | Belgi | 14 | Уступите | Bering |
5 | Определение | Aniqlovchi | 15 | Окончился | Tugadi |
6 | Поможет | Yordam beradi | 16 | Мирно | Tinch |
7 | На конце | Oxirida | 17 | После | Keyin |
8 | Однажды | Bir kuni | 18 | Шипящих | Shippilovchi |
9 | Спор | Tortishuv | 19 | Отсутствует | Yo’q |
10 | Поделить | Bo’lishmoq | 20 | Острый | O’tkir |
6. Текущий контроль знаний.
Задание №1. Пользуясь текстом «В магазине канцтовары» заполните таблицу.
Учебные принадлежности мужского рода | Учебные принадлежности женского рода |
Задание №2. С данными ниже словами составьте словосочетания с местоимениями: мой, твой, наш, ваш по образцу.
Образец: мой портфель, моя сумка, моё бельё. Наш портфель, наша сумка, наше бельё. Твой портфель, твоя сумка, твоё бельё. Ваш портфель, ваша сумка, ваше бельё.
Класс, шкаф, окно, звено, парта, доска..
Задание №3. Назови предметы, изображённые на картине. Составь с ними предложения.
Задание №4. Пользуясь словарём, составляй кроссворд с ключевым словом КАРАНДАШ.
III - Тема: Указание на множество лиц, предметов.
1.Таблицы
Образование множественного числа имён существительных с помощью окончаний –ы, -и
Таблица №7
Мужской род | Женский род | ||
Единственное число (он) | Множественное число (они) | Единственное Число (она) | Множественное Число (они) |
Завод Стол Шкаф Автомобиль Словарь Карандаш | Заводы Столы Шкафы Автомобили Словари Карандаши | Парта Школа Улица Книга Ручка Мелочь | Парты Школы Улицы Книги Ручки Мелочи |
Образование множественного числа имён существительных с помощью окончаний –а, -я
Таблица №8
Мужской род | Средний род | ||
Единственное число (он) | Множественное число (они) | Единственное Число (оно) | Множественное Число (они) |
Дом Город Глаз Учитель Лист Друг Брат | Дома Города Глаза Учителя Листья Друзья Братья | Окно Дерево Море Поле Ружьё | Окна Деревья Моря Поля Ружья |
Особые формы образования множественного числа имён существительных
Таблица №9
Единственное число | Множественное число |
Ежонок, цыплёнок, жеребёнок, телёнок, волчонок, ребёнок, утёнок, козлёнок. | Ежата, цыплята, жеребята, телята, волчата, ребята, утята, козлята, ягнята, медвежата, парасята. |
Чередование согласных при образовании множественного числа имён существительных
Таблица№10
Единственное число | Множественное число | |
Чередование согласных букв | Добавление согласных букв | |
Коза Галка Кошка Ухо | Галчата Котёнок Уши | Козлёнок |
3. Текст по развитию монологической речи.
Мы дома держим птиц. У нас во дворе дружно живут курицы, утки и гуси. Мама в этом году завела и индюшек. Индюшки – гордые птицы. Но, несмотря на свою гордость, они быстро подружились нашими птицами. Все птицы дружно кричат, когда увидят меня. Конечно, каждый кричит по своему: петух – кукарекает, утка и гусь – гаг акает. Спрашиваете, почему? – Да, я их каждый день кормлю зёрнами, свежими травами, наливаю свежую воду на их чашки. Вот и они считают меня своим кормильцем.
В этом году у нашей белой курицы появились десять цыплят, а у белошейной утки – шесть утят. Они со своими цыплятами и утятами живут отдельно, в сарае. Их сторожит мой пёс Барбос. Чужие кошки и собаки, увидев Барбоса, обходят сарай стороной. Когда у нас появятся индюшатки, не могу сказать точно, но знаю, что под большой, чёрной индюшкой лежать двадцать яиц.
Вот так живут у нас домашние птицы и животные.
4. Диалог.
- Здравствуй Умида, я иду в зоопарк. Тебя тоже приглашаю.
- Совсем недавно мы были же в зоопарке.
- Тогда там не было детёнышей зверей, а сейчас, там, в клетках бегают волчата, лисята, медвежата и тигрята.
- Тогда можно мне идти с тобой?
- Можно, поехали.
5. Словарь
1 | Множественность | Ko’plik | 11 | Пасёт | Boqadi |
2 | Единственность | Birlik | 12 | Здоровье | Sog’liq |
3 | Число | Son | 13 | Барабань | Nog’ra chal |
4 | Одинаковый | Bir xil | 14 | Зря | Bekorga |
5 | Запишите | Yozing | 15 | Выводи | Chiqar |
6 | Деревни | Qishloqlar | 16 | Особый | Alohida |
7 | Муравей | Chumoli | 17 | Мышата | Sichqonchalar |
8 | Воробей | Chumchuq | 18 | Грелись | Isinardilar |
9 | Стадо | Poda | 19 | Грызли | Kemirardilar |
10 | Сто голов | Yuz bosh | 20 | Спали | Uxlardilar |
6. Материалы текущего контроля знаний, умений и навыков.
Задание №1. Заполняй таблицу.
А) Существительные мужского и среднего рода, множественное число которых образуются с помощью окончаний –а, -я.
Мужской род | Средний род | ||
Единственное число (он) | Множественное число (они) | Единственное Число (оно) | Множественное Число (оно) |
Б) Существительные мужского и женского рода, множественное число которых образуются с помощью окончаний – ы, - и.
Мужской род | Женский род | ||
Единственное число (он) | Множественное число (они) | Единственное Число (оно) | Множественное Число (она) |
Задание №2. С данными ниже словами составь словосочетания с местоимениями мой, твой, наш, ваш по образцу.
Образец: мои портфели, мои сумки, мои белья. Наши портфели, наши сумки, наши белья.
Твои портфели, твои сумки, твои белья. Ваши портфели, ваши сумки, ваши белья.
Деревья, цыплята, книги, поля, платья.
Задание №3. Назови птицы, изображённые на картине. Составь с ними предложения.
Задание 4. Пользуясь словарём, составь кроссворд.
IV - Тема: Описание предмета по качеству, цвету, величине, форме.
1.Таблицы:
Качественные прилагательные
Таблица№10
Качество | Вкус | Цвет | Величина | Вес |
Хороший | Вкусный | Белый | Большой | Лёгкий |
Плохой | Горький | Чёрный | Огромный | Тяжёлый |
Дорогой | Сладкий | Красный | Маленький | |
Дешёвый | Солёный | Зелёный | Крупный | |
Свежий | Кислый | Жёлтый | Мелкий |
Сочетания прилагательных с именами существительными
Таблица №11
Число | Род | Вопрос | Прилагательные с твердой основой | Прилагательные с мягкой основой | Сочетания прилагательных с существительными |
Единственное число | М. р. | Какой? | красный | синий | Красный шарф, синий галстук |
Ж. р. | Какая? | красная | синяя | Красная ручка, синяя юбка | |
С. Р. | Какое? | красное | синее | Красное яблоко, синее небо | |
Множественное число | _ | Какие? | красные | синие | Красные ручки, синие кофты |
М.р – мужской род, Ж.р. – женский род, С.р. – средний род
Действия, которые могут совершаться с описываемыми предметами, явлениями
Таблица №12
Описываемый предмет или явление | Действия | Примеры |
Красный шарф | Лежит, висит, продаётся, есть, нравится. | В магазине продаётся красный шарф. Красный шарф висит в шкафу, мой красный шарф лежит на столе. |
Синяя юбка | У меня есть синяя юбка. Моя синяя юбка нравится маме. | |
Синее небо | Покрывается, темнеет, светлеет | Синее небо то темнеет, то светлеет, то покрывается тучами |
Красные яблоки | Созревают, продаются, нравятся | Красные яблоки соревают осенью и продаются на базарах. Красные яблоки нравятся всем |
Сильный дождь | Начинается, проливается, будет. | Сильный дождь будет завтра. Сильный дождь начнётся с утра и проливается до вечера. |
3. Текст для развития монологической речи
Богатый урожай хлеба.
Наступила ранняя осень. На горных полях нашей страны созрел богатый урожай пшеницы. Хлебоуборочные комбайны уже скосили урожай степных долин и отправились в горные районы. Там пшеница созревает позднее чем в степях. Пшеничное поле, согнутые от тяжести спелые колоса зовут всех на помощь. На небе плывут пёстрые облака. Они говорят, что совсем скоро наступят дождливые дни. Поэтому надо быстрее скосить выращенный урожай.
Горячая, вкусная, ароматная лепёшка получится из этих зерен пшеничного поля.
4.Диалог
- Карим, что ты видишь на картине?
- Я на картине вижу высокие горы, пшеничное поле, новый комбайн и грузовую машину.
- Что ещё можно увидеть на этой картине?
- Там ещё растёт большое дерево.
- Что делает новый комбайн?
- Новый комбайн собирает урожай пшеницы.
- А что делает грузовая машина?
- Грузовая машина возит зерно.
5. Поурочный словарь
1 | Описание | Tasvirlash | 11 | Прилагательное | Sifat (so’z turkumi) |
2 | Качество | Sifat | 12 | Мягкий | Yumshoq |
3 | Цвет | Rang | 13 | Твёрдый | Qattiq |
4 | Величина | Hajm | 14 | Основа | Negz |
5 | Форма | Shakl | 15 | Сильный | Kuchli |
6 | Какой? | Qanday | 16 | Умный | Aqilli |
7 | Вкусный | Mazali | 17 | Сладкий | Shirin |
8 | Гриб | Qo’ziqorin | 18 | Горячий | Issiq |
9 | Тюльпан | Lola | 19 | Холодный | Sovuq |
10 | Розовый | Qirmizi | 20 | Дорогой | Qimmat |
21 | Красный | Qizil | 22 | Белый | Oq |
23 | Чёрный | Qora | 24 | Жёлтый | Sariq |
25 | Синий | Ko’k | 26 | Зелёный | Yashil |
27 | Голубой | Havo rang | 28 | Коричневый | Jigar rang |
6. Материалы текущего контроля знаний, умений и навыков.
Задание №1. Из текста «Богатый урожай хлеба» перепишите все прилагательные в сочетании с существительными, определите их родовую форму и заполните данную таблицу .
Мужской род | Женский род | Средний род | Множественное число. |
Задание №2. Пользуясь материалами учебника, заполните данную таблицу
качество | вкус | цвет | величина | вес |
Здание №3. Вместо точек вставьте нужные окончания.
На столе лежит свеж…, ароматн…, горяч… хлеб.
По двору ходит больш…, бел… собака.
Свеж… молоко подаётся на завтрак по понедельникам, а по четвергам – свеж… сметана.
В саду поспели вкус…, сочн… фрукты.
Задание №4. Вместо точек вставьте подходящее по значению слово, которое даётся в конце предложений.
У Умиды красивое, смуглое …, карие, большие …, маленький, прямой …, прямые, чёрные …. (волосы, глаза, нос, лицо)
У Анвара высокий …, длинные …, загорелое, круглое …, кудрявые, светлые ….
(руки, волосы, рост, лицо)
Задание №5. Ответьте на вопросы.
Какого цвета бывает роза? Как можно описать грушу? Как можно описать класс?
Как можно описать дерево? Как можно описать лепёшку?
V - Тема: Характеристика предмета по материалу, времени и месту.
1. Таблицы:
Относительные прилагательные
Таблица№13
Отношение к материалу | Отношение к месту | Отношение ко времени |
Деревянный, шерстяной, резиновый, ситцевый, кожаный, атласный | Ташкентский, степной, горный | Утренний, вечерний, ночной, зимний, летний, древний |
Образование относительных прилагательных
Таблица№14
Существительные | суффиксы | Относительные прилагательные |
Серебро | -ян- | Серебряный (-ая, -ое, -ые) |
Дерево | -янн- | Деревянный (-ая, -ое, -ые) |
Капрон | -ов- | Капроновый (-ая, -ое, -ые) |
Алюминий | -ев- | Алюминовый (-ая, -ое, -ые) |
Утро | -енн- | Утренний (-яя, -ее, -ие) |
Кожа | -ан- | Кожаный (-ая, -ое, -ые) |
Школа | -н- | Школьный (-ая, -ое, -ые) |
Керамика | -ческ- | Керамический (-ая, -ое, -ые) |
Сочетания прилагательных с именами существительными
Таблица №15
Число | Род | Вопрос | Прилагательные с твердой основой | Прилагательные с мягкой основой | Сочетания прилагательных с существительными |
Единственное число | М. р. | Какой? | Меховый, шерстяной | Зимний, красный | меховый шарф, зимний шарф |
Ж. р. | Какая? | Пластмассовая | Утренняя | пластмассовая ручка, утренняя зарядка | |
С. Р. | Какое? | Атласное | Весеннее | Атласное платье, весеннее небо | |
Множественное число | _ | Какие? | Деревянные | Летние | Деревянные куклы, летние дни |
Синонимы относительных прилагательных
Таблица №16
Относительные прилагательные | Существительные в форме родительного падежа |
Кожаный (мяч) | (мяч) из кожи |
Деревянная (ложка) | (ложка) из дерева |
Пластмассовая (ручка) | (ручка) из пластмассы |
Золотое (кольцо) | (кольцо) из золота |
Фарфоровый (чайник) | (чайник) из фарфора |
Пластмассовые (игрушки) | (игрушки) из пластмассы |
Кирпичные (здания) | (здания) здания из кирпича |
Шерстяной (костюм) | (костюм) из шерсти |
Действия, которые совершают описываемые предметы, явления
Таблица №17
Предмет | Действия | Примеры |
Кожаный мяч | Лежит, висит, продаётся, есть, нравится. | В магазине продаётся кожаный мяч. Кожаный мяч лежит в шкафу, Мой кожаный мяч лежит на столе. |
Кожаная куртка | У меня есть кожаная куртка. Моя новая кожаная куртка нравится маме. | |
Утреннее небо | Покрывается, темнеет, светлеет | Утреннее небо покрывается тучами |
2.Диалог
- Карим, что ты видишь на картине?
- Я на картине вижу высокие горы, пшеничное поле, новый комбайн и грузовую машину.
- что ещё можно увидеть на этой картине?
- Там ещё растёт большое дерево.
- Что делает новый комбайн?
- Новый комбайн собирает урожай пшеницы.
- А что делает грузовая машина? - Грузовая машина возит зерно
3.Текст по развитию монологической речи (Смотри страницу 7)
4. Поурочный словарь
1 | Относительное | Nisbiy | 11 | Ситец | Adras |
2 | Материал | Xomashyo | 12 | Абрикос | O’rik |
3 | Место | O’rin-joy | 13 | Виноград | Uzum |
4 | Время | Vaqt | 14 | Томат | Tomat |
5 | Отношение | Munosabat | 15 | Золото | Oltin |
6 | Суффикс | So’z yasovchi qosh-a | 16 | Медь | Mis |
7 | Шерсть | Jun | 17 | Олово | Qalay |
8 | Кожа | Teri | 18 | Утро | Tong |
9 | Молоко | Sut | 19 | Вечер | Kechqurun |
10 | Капрон | Kapron | 20 | Дневной | Kunduzgi |
21 | Железо | Temir | 22 | Ночь | Oqshom |
23 | Серебро | Kumush | 24 | Сок | Sharbat |
25 | Дерево | Yog’och | 26 | Платок | Ro’mol |
27 | Кольцо | Uzuk | 28 | Сок | Sharbat |
29 | Здание | bino | 30 | Задание | Topshiriq |
5. Материалы для текущего контроля знаний, умений и навыков.
Задание №1. Из текста «Богатый урожай хлеба» перепиши предложения с относительными прилагательными и заполни данную таблицу.
Предложение | Значение прилагательного |
. Задание №2. Вместо точек вставь подходящие по значению относительные или качественные прилагательные.
1.Умида сшила себе … халат. 2. Отец подарил маме … кольцо. 3. На столе лежат ложки … …. 4.Утром я пью … сок. 5.У меня есть … мяч. 6. Дыня …, а перец …. 7. В магазине продаётся … яблоко. 8. У моего друга есть … шапка. 9. У сестрёнки есть … куклы. 10. Мама летом носит … платок, а зимой носит … платок
Задание №3. Напиши, как по-другому можно описать данные предметы.
Стальная вилка, атласное платье, деревянный стол, капроновые носки, фарфоровая чашка, керамический чайник, кирпичное здание, серебряные серьги.
Задание №4. Опишите свою парту по цвету, по форме, по материалу, по месту и по назначению.
Задание №5. Составь кроссворд с ключевым словом МАТЕРИАЛ
VI. Тема: Возможность, необходимость совершения действия
- Таблицы
Неопределённая форма глагола
Таблица №18
Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы: Что (с)делать? | ||
С суффиксом -ть | С суффиксом -ти | С суффиксом -чь |
Читать - прочитать | Идти - пойти | Помогать - помочь |
Писать - написать | Нести - понести | Жечь - зажечь |
Говорить - сказать | Вести - повести | Беречь - уберечь |
Выражение возможности и запретности (невозможности) действий и состояний
Таблица № 19
Возможность действий и состояний | Запретность (невозможность) действий и состояний | ||
Что можно делать? | Что нельзя (невозможно) делать? | ||
Вспомогательное слово | Неопределённая форма глагола | Вспомогательное слово | Неопределённая форма глагола |
(мне, тебе, ученику, ученице) Можно | играть помочь идти | (мне, тебе, ученику, ученице) Нельзя (невозможно) | играть помочь идти |
Выражение желательности, необходимости действий и состояний
Таблица № 20
Желательность действий и состояний | Необходимость действий и состояний | ||
Хочу (желаю?)что? Мечтаю о чём? | Что надо (необходимо) делать? | ||
Вспомогательное слово | Неопределённая форма глагола | Вспомогательное слово | Неопределённая форма глагола |
Хочу (мечтаю, желаю) | играть помочь идти | Надо (нужно, необходимо) | играть помочь идти |
Сравнение форм имён существительных именительного и дательного падежей
Таблица № 21
Именительный падеж | Дательный падеж | ||||
Мужской род | Женский род | Множественное число | Мужской род | Женский род | Множественное число |
Брат | Сестра | Братья Сёстры | Брату | Сестре | Братьям Сёстрам |
Учитель | Учительница | Учителя учительницы | Учителю | Учительнице | Учителям учительницам |
Дедушка | Бабушка | Дедушки Бабушки | Дедушке | Бабушке | Дедушкам Бабушкам |
Формы дательного падежа личных местоимений
Таблица № 22
Именительный падеж | Дательный падеж | ||||
Мужской род | Женский род | Множественное число | Мужской род | Женский род | Множественное число |
Я | Я | Мы | Мне | Мне | Нам |
Ты | Ты | Вы | Тебе | Тебе | Вам |
Он | Она | Они | Ему | Ей | Им |
Речевые формулы выражения желательности, необходимости действий и состояний
Таблица № 23
Желательность действий и состояний | Необходимость действий и состояний | ||||
Что можно делать? | Что нельзя (невозможно) делать? | ||||
Кому? | Вспомогательное слово | Неопределённая форма глагола | Кому? | Вспомогательное слово | Неопределённая форма глагола |
Брату Тебе Сестре | хочется | играть помочь идти | Брату Тебе Сестре | надо (нужно) | играть помочь идти |
- Текст по развитию монологической речи.
На уроке
Сейчас идёт урок математики. Урок ведёт наша учительница Улугой Исаковна Шодмонова. На уроке математики мы пишем, читаем, решаем задачи. Математика – трудный предмет. Поэтому на уроке мы соблюдаем порядок и дисциплину. На уроке нельзя ходить, нельзя шуметь. На уроке надо внимательно слушать учительницу, надо внимательно слушать ответы своих одноклассников. Если что непонятно, можно спрашивать у друга или у учительницы. Ученикам на уроке необходимо строго соблюдать правила школьного устава.
- Поурочный словарь
1 | Действие | Harakat | 11 | Убирать | Yig’ishtirmoq |
2 | Неопределённая | Noaniq | 12 | Смотреть | Qaramoq |
3 | Форма глагола | Fel shakli | 13 | Танцевать | Raqs tushmoq |
4 | Что (с)делать? | Nima qilmoq? | 14 | Войти | Ichkariga kirmoq |
5 | Возможность | Imkoniyat | 15 | Сидеть | O’tirmoq |
6 | Желательность | Istak | 16 | Слушать | Eshitmoq |
7 | Необходимость | Zaruriyat | 17 | Заниматься | Shug’ullanmoq |
8 | Вспомогательный | Yordamchi | 18 | Идти | Bormoq |
9 | Кому? | Kimga? | 19 | Принять | Qabul qilmoq |
10 | Совершение | Sodir bo’lish | 20 | Писать | Yozmoq |
21 | Можно | Mumkin | 22 | Читать | O’qimoq |
23 | Нужно (надо) | Kerak | 24 | Рисовать | Rasm chizmoq |
25 | Необходимо | Shart | 26 | Играть | O’ynamoq |
27 | Чистить | Tozalamoq | 28 | Выучить | Yodlamoq |
29 | Петь | Ashula aytmoq | 30 | Участвовать | Ishtirok etmoq |
31 | Кормить | Boqmoq | 56 | Должен | Kerak, qarz |
32 | Поливать | Sug’ormoq | 57 | Упорно | Tirishib |
33 | Готовить | Gapirmoq | 58 | Тренироваться | Mashq qilmoq |
34 | Отдыхать | Dam olmoq | 59 | Каждый день | Har kuni |
35 | Чтобы | Uchun | 60 | Спортсмен | Sporchi |
36 | Матч | O’yin | 61 | Закаляться | Chiniqmoq |
37 | Соперник | Raqib | 62 | Обратиться | Qaramoq |
38 | Во-первых | Birinchidan | 63 | Отправить | Jo’natmoq |
39 | Команда | Jamoa | 64 | Купить | Sotib olmoq |
40 | Давно | Allaqachon | Блок | Qisimlar majmuasi | |
41 | Мечтать | Orzu qilmoq | 66 | Легко | Engil |
42 | Подарить | Sovg’a qilmoq | 67 | Соединять | Bog’lamoq |
43 | День рождение | Tug’ulgan kun | 68 | Между собой | O’zoro |
44 | Разноцветный | Har xil rangli | 69 | Набор | Yig’ma qismlar |
45 | Деталь | Narsaning qismi | 70 | Строительный | Qurulish |
46 | Из него | Undan | 71 | Замок | Qasr |
47 | Собрать | Yig’moq | 723 | Замóк | Qulf |
48 | Высокий | Baland | 73 | Если | Agar |
49 | Средний | O’rtacha | 74 | Расположить | Joylashtirmoq |
50 | Правильно | To’g’ri | 75 | Жилой дом | Turar joy |
51 | Получится | Hosil bo’ladi | 76 | Ещё | Yana |
52 | Мне | Menga | 77 | Дополнять | To’dirmoq |
53 | Нравится | Yoqadi | 78 | Платформа | Tag joy |
54 | Колёсики | G’ildirakchalar | 79 | Сразу | Darrov |
55 | Различные | Har xil | 80 | Недоедает | Jonga tegmaydi |
- Диалоги по развитию речи.
- Здравствуйте Улугой Исаковна!
- Здравствуй, Карим!
-Можно мне войти в класс?
- Можно, где ты ходишь, почему опаздываешь на урок?
- Я был в библиотеке, там много читателей, подождал своей очереди.
- Библиотеку надо посещать после уроков, об этом ты знал?
- Да, Улугой Исаковна, об этом я знаю и больше опоздать не буду.
- Текущий контроль знаний, умений и навыков.
Задание №1. Вместо точек вставь подходящие по значению слова.
Каждый ученик … соблюдать правилам поведения в школе. Он … добросовестно учиться, … уважать старших, … не обижать младших, … беспрекословно выполнять задание учителей. Ему … опаздывать на занятия, … шуметь на уроках, … рвать тетради книги, … сломать карандаши и ручки. Ему … упорно заниматься чтением, … заниматься закалыванием тела и характера.
Задание №2. Составь предложения по данным образцам
Образец: 1. Я люблю смотреть мультики, мой брат любит читать сказки.
2. Карим хочет заниматься на занятиях кружка «Русская речь, а Умида хочет заниматься спортом и посещает занятия кружка «Шахматы и шашки»
Задание №3. Прочитай текст «На уроке» и составь к нему вопросы.
Задание №4. Рассмотри, данное наверху картину, дай ей название, выражай свое мнение изученными ранее речевыми конструкциями.
Задание №5. Заполни кроссворд, используя поурочный словарь. Составь по нему свой кроссворд.
д. |
|
|
|
|
| |||||
с | л |
|
|
|
|
| ||||
с | м |
|
|
|
|
|
| |||
Можно | о | т | д. |
|
|
|
|
| ||
с | о |
|
|
|
|
| ||||
л |
|
|
|
|
|
VII - тема: Действие и состояние предмета до момента речи.
- Таблицы
Образование глаголов прошедшего времени.
Таблица №24
Неопределённая форма глагола | Суффикс | Прошедшее время глагола |
Читать - прочитать | -л- | Читал (- а,- и) – прочитал (- а, - и) |
Писать - написать | Писал (- а, - и) – написал (- а, - и) | |
Одеваться - одеться | Одевался, одевалась, одевались – оделся, оделась, оделись. | |
Отдыхать - отдохнуть | Отдыхал (- а, - и) – отдохнул (- а, - и) |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и по числам.
Таблица №25
Число | Род | Примеры | |
Единственное | Мужской | Я |
читал |
Ты | |||
Он | |||
Женский | Я |
читала | |
Ты | |||
Она | |||
Средний | Оно | читалось | |
Множественное | ххххххх | Мы |
читали |
Вы | |||
Они |
Речевые конструкции с глаголами прошедшего времени. (Простые)
Таблица №26
Кто? | Что делали? | Какой (- ую? – ое)? | Что? |
Я |
читал | интересную | книгу |
Ты | |||
Он | |||
Я |
читала | интересный | рассказ |
Ты | |||
Она | |||
Оно | читалось | (как?) интересно | |
Мы |
читали | интересные | сказки |
Вы | |||
Они |
- Текст по развитию речи. (Смотри стр.14)
- Картинка по развитию речи «Я тоже хочу учиться» (смотри стр. 12)
- Поурочный словарь
1 | Состояние | Holat | 11 | Лисёнок | Tulki bolasi |
2 | До момента речи | Nutq paytigacha | 12 | Подошёл | Yaqinlashdi |
3 | Звери | Hayvonlar | 13 | К дереву | Daraxtga |
4 | Изображены | Tasvirlangan | 14 | Выражают | Ifodalaydilar |
5 | Куда? | Qayerga? | 15 | Для обозначения | Bidirish uchun |
6 | Прыгнула | Sakradi | 16 | Употребляются | Ishlatiladi |
7 | Белочка | Olmaxoncha | 17 | Прошедшее | O’tgan |
8 | Спрятался | Yashirindi | 18 | Время | Vaqt, zamon |
9 | Зайка | Quyoncha | 19 | Что делал? | Nima qildi? |
10 | Спал | Uxladi | 20 | Смотреть | Qaramoq |
21 | Помогать (помочь) | Yordam bermoq | 46 | Вела | Olib bordi |
22 | Чистить | Tozalamoq | 47 | Шла | Borardi |
23 | Танцевать | Raqs tushmoq | 48 | Соблюдали | Rioya qildik |
24 | Играть | O’ynamoq | 49 | Дисциплина | Intizom |
25 | Позвонить | Qo’ng’iroq qilmoq | 50 | Добросовестно | Vijdonan |
26 | Отдыхать | Dam olmoq | 51 | Беспрекословно | So’zsiz |
27 | Купаться | Cho’milmoq | 52 | Выполнять | Bajarmoq |
28 | Рисовать | Rasm chizmoq | 53 | Проверила | Tekshirardi |
29 | Шуметь | Shoqin qilmoq | 54 | Вчера | Kecha |
30 | Ходить | Yurmoq | 55 | Сегодня | Bugun |
31 | Одеться | Kiyinmoq | 56 | Тополя | Teraklar |
32 | Умываться | Yuvinmoq | 57 | Статья | Maqola |
33 | Везти | Tashimoq | 58 | О (предлог) | Haqida |
34 | Нести | Olib bormoq | 59 | Узнал | Bilib oldi |
3,5 | Расти | O’smoq | 60 | Из веточки | Navdadan |
36 | лечь | Yotmoq | 61 | Вырастит | O’sadi |
37 | Собирали | Yig’dilar | 62 | Весной | Bahorda |
38 | Высадили | O’tqazdilar | 63 | Сосед | Qo’shi |
39 | Вдоль | Bo’ylab | 64 | Улица | Ko’cha |
40 | Дорога | Yo’l | 65 | Отрезали | Kesdilar |
41 | Друзья | Do’stlar | 66 | Ухаживать | Parvarishladilar |
42 | Не забывали | Unutmadilar | 67 | Молодой | Yosh |
43 | Через | Orasida | 68 | Тополиная аллея | Teraklar qatori |
44 | Несколько лет | Bir necha yil | 69 | Радовала | Xursand qildi |
45 | Жители | Aholi | 70 | О чём? | Nima haqida? |
- Диалог для развития речи
Составь диалоги по данному образцу. Образец:
Карим: - Умида, какой урок тебе нравится?
Умида: - Мне нравится урок математики.
Карим: - Что вы делали вчера на уроке математики?
Умида: - Вчера на уроке математики мы решали задачи по умножению.
Карим: - Как вели себя на уроке твои одноклассники?
Умида: - Они знали, что на уроке нельзя шуметь, поэтому внимательно слушали.
Карим: - Наш учитель показал нам картину «Я тоже хочу учиться»
Умида: - Нам тоже показали, и после просмотра мы решили дорожить учёбой в школе.
- Текущий контроль знаний, умений и навыков.
Задание №1. Прочитай текст «На уроке». Из текста найди глаголы, и помести их в данную таблицу.
Возможность, желательность, невозможность действия | Действия, которое совершилось в прошлом. (Глаголы прошедшего времени) |
Задание №2. Допиши предложение
1.Вчера у нас … урок …, …, …, …, …. 2. Вечером я … и … передачу «Сказки учат добру». 3. Детям …. … познавательные передачи, им … … поздние развлекательные телепередачи.
Задание №3. Прочитай текст «На уроке». составляй вопросы по содержанию текста.
Задание №4. Образуй форму прошедшего времени от данных глаголов:
Одеваться, купаться, собирать, везти, нести, беречь, помочь, радоваться, слушаться, соблюдать.
Задание №5. Пользуясь поурочным словарём, составь кроссворд с ключевым словом ДЕЙСТВИЕ.
Село «Чаманзар» 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе с узбекским языком обучения "Любите ли вы музыку?"
Урок русского языка в 7 классе с узбекским языком обучения "Любите ли вы музыку?"...
Дополнительный материал к урокам по русскому языку по теме "Алфавит" 5 класс
Материал предназначен для подготовки к открытому уроку в 5-х классах в лицейских и профильных классах по теме "Алфавит". Во время предварительной подготовки ученикам предлагается подготовить короткие ...
Как указать на время действия, его начало и конец. Урок русского языка в 8 классе с узбекским языком обучения.
Разработка урока русского языка в 8 классе для узбекской школы по новому учебнику....
Как указать на время действия, его начало и конец. Урок русского языка в 8 классе с узбекским языком обучения.
Разработка урока русского языка в 8 классе для узбекской школы по новому учебнику....
Как сказать о том, кто перед вами? Презентация к уроку №1 по русскому языку в 5 классе с узбекским языком обучения
Презентация к уроку русского языка в 5 классе с узбекским языком обучения "Как сказать о том, кто перед вами?" по новому учебнику....
Конспекты уроков для 10-го класса с узбекским языком обучения
Конспекты уроков для 10-го класса с узбекским языком обучения написаны по требованиям госстандарьтов РУз и соответствуют ключевым компетенциям...
Учебник русского языка для 10-го класса с узбекским языком обучения
Учебник русского языка для 10-го класса с узбекским языком обучения...