ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню В. В1, В2
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
В задании В1 от ученика требуется хорошо разбираться со способами образования слов. В задании В2 - уметь определить часть речи, помнить разряды местоимений, прилагательных, частиц, предлогов, союзов, наречий. Здесь размещен матерал, который поможет успешно справиться с этими заданиями. Кроме этого, даны алгоритмы действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_v1_v2.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ В1
Основные способы образования слов в русском языке
- БЕССУФФИКСНЫЙ способ
Им образуются:
- отглагольные имена существительные (от основы исходного глагола одновременно отсекаются суффикс и окончание).
Например: ПЕРЕХОД (от ПЕРЕХОДИТЬ), ВЗРЫВЫ (от ВЗРЫВАТЬ), ЗАЩИТА (от ЗАЩИЩАТЬ), АСТРЕЧА (от ВСТРЕЧАТЬ), ПОИСК (от ПОИСКАТЬ).
- имена существительные неотглагольного происхождения; в этом случае от основы исходного имени прилагательного отбрасывается окончание.
Например: ДАЛЬ (от ДАЛЕКИЙ), ТИШЬ (от ТИХИЙ), СУШЬ (от СУХОЙ), ВЫСЬ (от ВЫСОКИЙ), СИНЬ (от СИНИЙ), ЗЕЛЕНЬ (от ЗЕЛЕНЫЙ).
- СУФФИКСАЛЬНЫЙ способ
Им образуются:
- отглагольные имена существительные, оканчивающиеся на
-НИЕ, - ИЕ.
УГЛУБЛЕНИЕ = УГЛУБИТЬ + суффикс ЕНИ;
ПРЕДЧУВСТВИЕ = ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ + суффикс ИЕ.
- имена существительные, оканчивающиеся на –ОСТЬ.
БЕСПЕЧНОСТЬ = БЕСПЕЧНЫЙ + ОСТЬ
- наречия, оканчивающиеся на –О.
БЕСШУМНО = БЕСШУМНЫЙ + О
БЕЗЖАЛОСТНО = БЕЗЖАЛОСТНЫЙ + О
- причастия и деепричастия
ПРОЧИТАВ = ПРОЧИТАТЬ + В
ПРИЛЕТЕВШИЙ = ПРИЛЕТЕТЬ + ВШ
- ПРИСТАВОЧНЫЙ способ
Им образуются:
- глаголы с приставками (приставка меняет вид глагола – с несовершенного на совершенный).
Приставку в глаголе следует закрыть пальчиком и убедиться в том, что в русском языке существует глагол без приставки. Если глагол без приставки существует, то он образован приставочным способом:
ПРОЛИЛА = ЛИЛА + приставка ПРО
ОТОСЛАЛА = СЛАЛ + приставка ОТО
- отрицательные местоимения или наречия с приставками НЕ или НИ
НИКАК = КАК + НИ
НЕКОМУ = КОМУ + НЕ
- имена прилагательные, причастия или наречия, которые пишутся с НЕ слитно. Если НЕ отбросить, то получится существующее в русском языке слово:
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ = СПРАВЕДЛИВОСТЬ + НЕ
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ = БЛАГОПОЛУЧНАЯ + НЕ
- ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ способ
Им образуются:
- имена прилагательные со значением ОТСУТСТВИЯ, НЕХВАТКИ чего-либо:
БЕСШУМНЫЙ = без шума = приставка БЕЗ + ШУМ + суффикс Н
БЕЗЖАЛОСТЕН = без жалости = приставка БЕЗ + ЖАЛОСТЬ + суффикс Н;
- имена прилагательные со значением НАХОЖДЕНИЯ где-либо:
НАТЕЛЬНЫЙ = приставка НА + ТЕЛО + суффикс Н;
ПРИБРЕЖНЫЙ = приставка ПРИ + БЕРЕГ + суффикс Н.
- имена существительные с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами слова ЬЕ:
ПОБЕРЕЖЬЕ = ПО + БЕРЕГ + суффикс-невидимка Й;
ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ.
- Наречия с приставками, оканчивающиеся не на О:
СНОВА = С + НОВЫЙ + суффикс;
ВО-ПЕРВЫХ = ВО + ПЕРВЫЙ + суффикс ЫХ;
ВСКОРЕ = В + СКОРЫЙ + суффикс Е;
ПО-ОСОБЕННОМУ = ПО + ОСОБЕННЫЙ + суффикс ОМУ
- некоторые глаголы:
РАЗБЕЖАТЬСЯ = РАЗ + БЕЖАТЬ + СЯ;
ВЫСПАТЬСЯ = ВЫ + СПАТЬ + СЯ.
Внимание! Для того чтобы определить, каким способом образовано слово, сначала необходимо выяснить, к какой части речи относится данное слово. Затем пользоваться вышеизложенным материалом.
Если это существительное, то:
- отглагольное, в котором после корня идет окончание и нет суффикса – бессуффиксный способ;
- отглагольное, которое оканчивается на –НИЕ, -ИЕ – суффиксальный;
- неотглагольное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове ЬЕ – приставочно-суффиксальный;
- неотглагольное, которое оканчивается на ОСТЬ – суффиксальный;
- начинается с НЕ – приставочный.
Если это прилагательное, то:
- со значением отсутствия, нехватки – приставочно-суффиксальный;
- со значением нахождения где-либо – приставочно-суффиксальный;
- начинается с НЕ – приставочный.
Если это глагол, то:
- есть приставка и ее можно отбросить – приставочный;
- есть приставка и суффикс СЯ и их нельзя отбросить – приставочно-суффиксальный.
Если это причастие, то:
- начинается с НЕ – приставочный;
- начинается не с НЕ – суффиксальный.
Если это деепричастие, то:
- только суффиксальный.
Если наречие, то:
- оканчивается на О – суффиксальный;
- начинается с НЕ – приставочный;
- не оканчивается на О – приставочно-суффиксальный.
ЗАДАНИЕ В2
Предлог как служебная часть речи
Производные, непроизводные.
Непроизводные – это предлоги, потерявшие связь со словами, от которых они образованы (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через, из-за, из-под, по-над и др.). Как правило, непроизводные предлоги состоят из одного, двух, трех, четырех букв.
Производными являются предлоги, образованные от других частей речи:
- наречные: впереди, вдоль, внутри, возле, вокруг, мимо, напртив, около, посреди, после, навстречу, прежде, подобно, согласно, вплоть до, рядом с, независимо от;
- отыменные: посредством, путем, вследствие, в течение, в продолжение, во время, в силу, за исключением, по причине, ввиду, в виде, насчет, наподобие, в деле, с целью, в сторону, со стороны, по причине, по поводу, по случаю, в отношении, в области, по части, в смысле.
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, спустя, судя по, начиная с, несмотря на, невзирая на.
Необходимо отличать предлог от исходной части речи. Правило общее: если это предлог, то слово, к которому он относится, приобретает какую-либо падежную форму.
Предлог | Другая часть речи |
Вокруг головы обвить косу. | Глядеть вокруг изумленными глазами. |
Проходить мимо дома. | Тучи плывут мимо. |
Мы остановились около леса. | Привязал к дереву коня и лег рядом. |
Двигаться впереди колонны. | Ехать впереди. |
Находится внутри троллейбуса. | Находиться внутри. |
Остановиться вблизи памятника. | Остановиться вблизи. |
Посмотреть вокруг дома. | Посмотреть вокруг. |
Спешить навстречу опасности. | Мы вышли навстречу. |
Разряды имен прилагательных по значению
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени: светлый – светлее. | Обозначают такой признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: деревянный дом, кожаная куртка. | Обозначают принадлежность единичному владельцу – лицу или животному – и отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? лисья нора, бабушкин дом. |
Образуют степени сравнении: более светлый, самый светлый. | Обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные, временные признаки предмета: глиняный, здешний, городской, вчерашний, январский. | Имеют суффиксы –ОВ, - ЕВ, - ИН, -ЫН, -ИЙ, -Й. окончание может быть А или Е: отцов, сестрин, волчья. |
Образуют краткую форму: светел. | Не образуют краткой формы. | Не образуют краткой формы. |
Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.: очень светлый, чрезвычайно добрый. | Не сочетаются с наречиями меры и степени. | Не сочетаются с наречиями меры и степени. |
Могут образовываться сложные прилагательные путем повтора: светлый-светлый. | Не образуют сложных прилагательных путем их повторения. | Не образуют сложных прилагательных путем их повторения |
НЕ в них может быть приставкой: недобрый. | НЕ не может быть в них приставкой, так как они всегда пишутся с НЕ РАЗДЕЛЬНО: не надземный, не дневной. | НЕ не может быть в них приставкой, так как они всегда пишутся с НЕ РАЗДЕЛЬНО: не муравьиный, не верблюжья. |
Материал по другим частям речи смотрите в рекомендациях к заданию А11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.
Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...
ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.
Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...
ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9
Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....
ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.
Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...
ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.
Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...
ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15
В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...
ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18
Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...