Урок "Местоимение"
план-конспект урока (русский язык) по теме
Разработка урока на тему "Местоимение". Лексическая тема урока: "В человеке все должно быть прекрасно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokmestoimenie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Местоимение.
Лексическая тема: «В человеке все должно быть прекрасно…»
Цели урока: 1) образовательные: восстановить общие сведения о местоимении как части речи, закрепить и углубить эти знания, повторить виды разбора, отрабатывать умение определять тип речи, тему и идею текста, стимулирование познавательной деятельности;
2) развивающие: развивать связную русскую речь учащихся, внимание, творческое мышление, навыки совместной работы учащихся в решении общей задачи, формирование коммуникативной компетенции, обогащение словарного запаса;
3) воспитательные: материалы лексической темы использовать в духовно-нравственном воспитании учащихся, воспитывать позитивное отношение к учебе, к жизни, чувство ответственности
Оборудование: интерактивная доска, таблица «Разряды местоимений», портрет А.П.Чехова, карточки.
Ход урока.
І. Орг.м.
ІІ. Предметом нашего внимания являются части речи?
-Какие части речи существуют в русском языке?
Какие части речи являются именными, или именами?
Какая часть речи могла бы сказать: Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена (девиз
местоимения).
Вместо всех именных частей речи могут употребляться местоимения. Местоимения вы изучали в 7 классе (лич., указат., прит., отриц., неопр.) Сегодня мы расширим наши знания о местоимении.
Запись даты, темы урока.
Что такое местоимение?
Местоимение ( есімдік)- самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы и лица, признаки, количества, но не называет их.
Местоимения могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных,
числительных, и иногда, наречий.
-По значению и грамматическим особенностям в русском языке выделяют 9 разрядов
местоимений. С некоторыми из местоимений вы знакомы. С какими?
-Какие местоимения чаще всего встречаются в языке?
- Личные местоимения 3-го лица после предлогов имеют н в начале:
у него, у неё (не у ней!), около них.
- От всех других именных частей местоимения отличаются тем, что сами по себе они не имеют самостоятельного значения. Конкретное значение местоимения получают только в условиях связанной речи.
Вот отрывок из текста. Попробуйте догадаться, о ком идет речь?
2.Всякий человек при нем ощущал желание быть проще, правдивее, быть самим
собой.
4.Таким запомнили его современники.
6.Этот год был для него тяжелым, он устал, но был доволен: холера была уничтожена.
-А вот начало этих предложений:
1.Антон Павлович Чехов был не только талантливым писателем, но и прекрасным человеком.
3.Добрый и внимательный, Чехов был человеком сильным, мужественным.
5.Когда в 1892 году в подмосковных деревнях началась эпидемия холеры, Чехов устроил у себя в усадьбе медицинский пункт для крестьян - лечил он бесплатно.
-Для чего существуют местоимения в речи?
Местоимения устраняют повторы, речевые неудобства.
ІІІ. Именно слова А.П.Чехова станут сегодня лексической темой нашего урока:
« В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
Как вы понимаете эти слова? Какие слова заменило местоимение ВСЁ ?
Представим это в виде кластера:
Лицо одежда манеры речь характер мысли душа
дела Все должно быть прекрасно… поступки
-Какого человека вы назвали бы прекрасным человеком?
(Добрый, отзывчивый, приветливый, великодушный, трудолюбивый, ответственный, умный)
ІV. Работа с пословицами: найдите местоимения, определите разряд.
(что, тот, кто, все, не на что, то, что, которая)
Жаль красоты, которая ума не имеет.
Что в сердце варится, на лице не утаится.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть не на что.
Не все то золото, что блестит.
Речи слышим, а дела не видим. О дереве суди по плодам, а о человеке- по делам.
V. Словарь урока:
Самосовершенствование - (совершенствовать себя, делать лучше)
Утверждаться - бекітілу
Призвание – 1) склонность к тому или иному делу, профессии; 2) жизненное дело, назначение (для чего ты призван в эту жизнь)
Гармония – согласованность, согласие с самим собой, с природой, с окружающим миром.
-Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел, добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание-Человек. Каждый человек, может, не зря приходит в эту жизнь и у каждого из нас свое предназначение.
Мы много читали о замечательных людях.
Все эти великие люди нашли свое призвание и выполнили свою миссию.
Как можно найти свое призвание?
Прочитайте письмо к сыну известного педагога В.Сухомлинского.
VІ. Закрепление материала. Упражнение.
1) Работа с текстом: определите тип речи, тему, идею (Если человек нашел своё призвание, то в его душе царит гармония).
2)Уплотненный опрос.
Синтаксический разбор: Меня радует, что ты утверждаешься в своем призвании.
Морфологический разбор: меня.
Фонетический разбор: призвание.
VІІ. Работа в группах ♫
1 гр.-найти местоимения в тексте, определить их разряд и синтаксическую роль в предложении.
Жило- было НИЧТО, НИКОГО не замечало,
Не умело НИЧЕГО. Лучше ВСЕХ СЕБЯ считало.
Взад-вперед ОНО ходило А про ЭТО НИЧЕГО
И НИ с КЕМ не говорило. И сказать-то НЕЧЕГО!
( И.Михайлова)
2 гр.- Перевод. 1)Все свои знания и труд, достижения посвящаю только своей Родине.
2)Не учи другого тому, что не нравится самому. 3)Горе тому, кто не сумел понять
смысла жизни.4)Человек-мерило всего. 5)Будьте человечны! Это ваша самая святая
обязанность. 6)Душа человека - в его делах.7) Каждый из нас - дитя своих деяний.
8) В жизни всегда есть место подвигам.
3 гр.- Синквейн Местоимения
Личные, притяжательные
Заменяют имена, указывают, устраняют повторы
Выделяют девять разрядов местоимений
Часть речи.
Найти ошибки в употреблении местоимений:
На его было много жалоб.
От энтого места будет километра два до города.
Знаем мы ихнего брата.
У ней красивые глаза.
4 гр.- эссе « В чем смысл жизни?». Какие местоимения вы использовали в тексте?
VІІІ. Обобщение.
Достается недешево Может, строишь ракету?
Счастье трудных дорог. Гидростанцию, дом?
Что ты сделал хорошего? Согреваешь планету
Чем ты людям помог? Медных плавок теплом?
Этой мерой измерятся Иль под снежной порошей
Все земные труды. Жизнь спасаешь кому?
Может, вырастил деревце Делать людям хорошее-
На земле Кулунды? Хорошеть самому.
О чем мы говорили сегодня?
-Что такое местоимение?
-Какие местоимения, кроме притяжательных, могут указывать на принадлежность? (его, её, их)
-Какое местоимение не имеет формы именительного падежа? (себя)
-Какие разряды местоимений различаются только значением и функцией? (вопр. и относит.)
-Какие правила этикета, связанные с употреблением местоимений ТЫ и ВЫ, знакомы вам?
В чем смысл жизни, каким идеалам следовать? Жизнь сама по себе – главная цель и сама ценность. Любовь к жизни - вот та опора, которая спасла мир, она и сейчас наша сила. Прожить достойно - вот смысл жизни. Чтобы жизнь не была бесцельной, надо выбрать цель жизни. (Вспомните «лишних людей»)
Чтобы выбрать жизненную цель, необходимо:
- Найти свое место в жизни общества и выделить себя из числа других во имя этих других.
- Определить своё призвание, найти дело, которому можно посвятить свои силы и способности. Без любимого дела служить людям нельзя.
- Создать из себя благородного человека. Самосовершествование-условие успеха в борьбе за поставленные жизненные цели. Кто осуществляет мечту, тот непрерывно развивает свои силы и возможности, открывает и создает себя.
- Что вы сегодня унесете в сердце с урока?
-Все мы, ваши учителя и родители, хотим, чтобы у вас всё было прекрасно, чтобы вы стали хорошими людьми, которые смогут принести пользу своей стране, своему родному городу. И пусть на вашем пути встретится много прекрасных людей.
ІΧ. Домашнее задание. Комментирование оценок.
Завершить урок хочу словами академика Д.С.Лихачёва: «Следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку, и всему обществу в целом».
Комментарии
Спасибо большое! Очень
Спасибо большое! Очень помогла ваша работа при подготовке к уроку!