Сочинение по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урока русского языка в 5 классе, закрепление темы "Текстоведение. Типы речи. Описание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь" | 18.23 КБ |
Презентация к уроку | 183.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: | Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | |
ЦЕЛИ: |
| |
| ||
| ||
ОБОРУДОВАНИЕ: | УЧЕБНИК, ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ, ЗАГОТОВКИ НА ДОСКЕ, МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ | |
ХОД УРОКА: |
| |
| ||
Прежде чем приступить к проверке домашнего задания, полезно будет дать ребятам целевую установку на внимательное отношение к ответам одноклассников, поскольку их удачные высказывания могут быть использованы в ходе работы над собственным сочинением. Ребята читают текст упражнения 18 и рисуют словесный портрет героини сказки А. С. Пушкина. | ||
Чтение этого текста также имеет целью получение информации для написания творческой работы, для лучшего понимания произведения живописи. В дополнение к содержанию текста расскажем пятиклассникам, что опера "Сказка о царе Салтане..." написана к столетию со дня рождения А. С. Пушкина. Образы, которые создал поэт, и музыкальное произведение Н. А. Римского-Корсакова увлекли М. Врубеля и вдохновили на создание декораций к опере, а также эскизов костюмов для исполнителей главных партий. Под сильным впечатлением от поэзии и музыки Врубель создаёт полотно «Царевна-Лебедь», с которого смотрит на нас его волшебная муза – исполнительница партии Царевны-Лебеди Надежда Забела. Предложим учащимся подумать, как художнику удалось создать этот сказочный образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком фоне она изображена. Предложим учащимся подумать, как художнику удалось создать этот сказочный образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком фоне она изображена. По свидетельству художников-современников, Врубель писал многие свои полотна особенным образом: он начинал творить, заполняя пространство листа с краёв. Стороннему наблюдателю были непонятны те наброски, которыми художник заполнял полотно, и только на последнем этапе работы начинал проступать тот замысел, который стремился выразить творец в художественном произведении. И на картине «Царевна-Лебедь» сказочная героиня словно выступает из полотна; магически притягивающий взгляд её больших печальных глаз является душой произведения и хранит главную тайну притягательной силы этого художественного творения. Фантастические и литературные образы, воплощённые Врубелем в картинах, немыслимы без изображения природы. Она гармонирует с обликом персонажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди. Эти отблески призрачным светом словно окутывают тонкие черты бледного лица сказочной героини. М. Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны в опере Римского-Корсакова Н. Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки». Римский-Корсаков увидел певицу в собственной опере «Садко» и был тоже ею очарован. Красавицей Забелу никто бы не назвал, но ее грациозность, хрупкость и трогательность в сочетании с необыкновенным голосом покоряла всех. | ||
При работе над планом сочинения обращаем внимание учеников на наличие необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения, а также на то, что основная часть разделена на микротемы, и напоминаем, что каждая микротема должна быть записана с красной строки. Учитель также даёт рекомендации ученикам, в каком объёме и в какой форме во вступлении можно использовать информацию, содержавшуюся в устных ответах, в тексте учебника и в высказываниях учеников в ходе обсуждения художественного полотна. Предлагаем ученикам дать свои варианты вступления, которые обсуждаются в классе. После этого обсуждается содержание пункта 2, а затем выслушиваются возможные варианты заключительной части сочинения. | ||
1. Объясняем значения устаревших слов, которые необходимо будут использованы в описании картины. Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе). Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью. Предложим также выяснить по толковому словарику (см. справочник) значение слов скатный, яхонт. 2. Обращаем внимание учеников на необходимость использования синонимов (языковых и контекстных) во избежание повторов. Отметим также, что эти синонимы необходимо выбирать, имея в виде контекст. О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины. О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение. О процессе создании картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в). О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника.
О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения. О царевне: волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, жемчужная пόднизь, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы. О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова. | ||
| ||
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Создание словесного портрета героини «Сказки о царе Салтане …» Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» – Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу». «А кого же на примете Ты имеешь?» - «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть …» Продолжаем разбирать образ Царены -Лебеди (упр.№20)
2. Анализ плана сочинения (см. учебник, стр. 13, упр. №21)
3.Словарная работа Поднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе) Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью Скатный - ? Яхонт - ?
! НЕ ЗАБУДЬТЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИНОНИМОВ! О ВРУБЕЛЕ: художник, живописец, творец, создатель картины. О КАРТИНЕ: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение. О ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в)
! НЕ ЗАБУДЬТЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИНОНИМОВ! О ЦАРЕВНЕ-ЛЕБЕДИ: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, воплощение образа дивной музы художника
Запишем эпитеты, глаголы и словосочетания, которые помогут нам написать сочинение О ВПЕЧАТЛЕНИИ ОТ КАРТИНЫ: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения. О ЦАРЕВНЕ: волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперение, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, жемчужная поднизь, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы.
О ПЕЙЗАЖЕ: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова.
Пишем сочинение (0,5 – 1 страница) 80-130 слов
Домашнее задание: Повторить весь теоретический материал §1-3 и план фонетического разбора, подготовиться к тесту по повторению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
Сочинение по картине
презентация с детскими работами...
Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
Презентация к уроку развития речи...
Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...
Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б. Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...
УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)
Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....
Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока - экскурсия, который является одной из форм активизации учащихся,...