Урок русского языка в 6 классе. Повторение и систематизация изученного по теме "Слоообразование и орфография"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок-обобщение по теме "Словообразование и орфография"
Презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_i_orfografiya.doc | 66 КБ |
slovoobrazovanie_i_orfografiya.ppt | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»
Цель: повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»
Задачи: 1) образовательная – проверить умение учащихся производить морфемный и словообразовательный разбор
2) развивающая – развивать умение учащихся формулировать цели и задачи, устные высказывания;
3) воспитательная – воспитывать творческую и познавательную активность, а также уважительное отношение к языку.
Тип урока: обобщение знаний, практикум
Оборудование: презентация, карточки с заданиями
Технологии: проблемное обучение, уровневой дифференциации, игровые, компьютерные, интеграционные
Ход урока
1. Орг.момент. Запись числа в тетради.
2. Этап целеполагания: совместное выявление и постановка целей и задач урока
Работа с эпиграфом к уроку.
- Эпиграфом к уроку являются слова Всеволода Рождественского. Прочтите их.
Ж..вут сл..ва единою семьёй
И от родных к..рней б..рут начало.
Р..стёт ..зык извечно молодой.
Так будет впредь, так и всегда бывало.
(Вс.Рождественский)
- Эти слова не случайно являются эпиграфом к сегодняшнему уроку. Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Мы будем говорить о словообразовании, цель - подвести итоги)
- В чем же заключается основная мысль слов Рождественского?
(В русском языке много способов словообразования, благодаря чему появляются новые слова. Наш язык богат и разнообразен, Рождественский называет его «извечно молодым», т.к. постоянно меняется его состав, пополняется новыми словами)
3. Этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализации компетенций учащихся)
1) Орфографическая работа.
- Вы обратили внимание на пропуски в словах эпиграфа. Давайте выпишем эти слова и сгруппируем по видам орфограмм (кому это сделать всё еще сложно, выпишите слова подряд – разберетесь позже).
- Сколько групп у вас получилось?
(3 группы: 1)жИвут – жить, слОва – слово, кОрней – корень,; 2) бЕрут, рАстёт; 3) Язык)
-В какой части слова эти орфограммы? (В корне)
- Как же связаны части слова и орфограммы? (Нам надо знать, в какой морфеме орфограмма: подбирать ли проверочное слово, или написание будет зависеть от других грамматических значений).
- С каким разделом лингвистики связана Морфемика? (С орфографией!)
- Как, используя ваши знания морфемики, вы сможете объяснить значение слова «извечно»? Какой разбор слова вам поможет? (морфемный и словообразовательный разбор!) из-веч-н-о –«из» – происхождении, направление изнутри, значит, «из вечности»!
Произведите: 1 вариант – морфемный разбор этого слова, а 2 вариант – словообразовательный // у доски
- Значит, можно сказать и о связи морфемики с другими разделами лингвистики. С какими же? (С этимологией и лексикой)
2) Устный опрос: закрепление знаний теории // обобщающие таблицы (актуализация домашнего задания)
- Что такое морфемика?
- Что такое морфема?
- Из каких морфем состоит слово?
4. Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации УУД)
1) Найдите «лишнее», выпишите это слово в тетрадь, обозначьте орфограмму
Без..скусный
От..скать
Сверх..нтересный
С..грать (сверхинтересный)
Пр..двинуть
Непр..ступный
Пр..чудливый
Пр..вращение (превращение)
Во..ход
Ра..бить
Бе..конечный
И..правление (разбить)
- Составьте с любым из выписанных слов предложение с обращением (можете поставить выбранное слово в любую форму). Какое пунктуационное оформление свойственно этому предложению?
2) Распределительный диктант.
-Распределите слова на группы с корнями –КОС- и –КАС-. Интересно, сколько таких групп у вас получится? (пишите, пропуская одну строчку, а если надо будет включить слово опять в ту же группу – место у вас еще останется!) Кто из вас самый внимательный?
Толстая коса, косить траву, коснулся мяча, косой заяц, касательная линия, косарь, косолапый медведь, тесно соприкасаться, покосился на соседа, косилка.
Самопроверка
(1) Толстая коса
2) косить траву, косарь, косилка
3) косой заяц, косолапый медведь, покосился на соседа
4) коснулся мяча, касательная линия, тесно соприкасаться
- Как называются такие корни? (Омонимичные). В чем опасность встречи с ними? (Надо знать лексическое значение корней и отличать корни с безударными гласными от корней с чередованием)
3) Физминутка + игра «Аплодисменты»
Условия игры: закройте глаза, расслабьтесь, вытяните ноги, приготовьте ладошки. Если в корне с чередованием будем писать А, то вы хлопнете в ладоши, если О – разведете руки в стороны.
Растение
Коснётся
Прелагать
Вскочить
Макать (в молоко)
(решать) уравнения
Зарница
Загорелый
Росток
Отрасль
Касаться
Предположение
А теперь мы будем хлопать, если в корне пишется буква И, если Е – поднимаем руки вверх.
Расстилать
Блестеть
Сдирать
Выжигать
Замереть
Постелить
Вытереть
Выбирать
Блистать
Запереть
4) - Что изучает словообразование?
- Какие способы образования слов вам знакомы?
- Проверим, как вы умеете определять способы образования новых слов в языке (что вызвало такое восхищение Рождественского!)
(Морфемные- приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; сложение; переход из одной части речи в другую)
- Будьте внимательны: ваша задача – выписать только нужные вам слова. Сидящие на 1 ряду – слова, образованные морфемными способами, определить их, сидящие на 2 ряду – слова, образованные способом сложения, а сидящие на 3 ряду – способом перехода из одной части речи в другую. Удачи вам!
Электровоз, учительская, лётчик, булочная, птицефабрика, престранный, мороженое, выход, кресло-кровать, подоконник, вуз, столовая, турпоход, сероватый, ванная.
Взаимопроверка!
Лётчик –суф. Престранный – прист. Выход – бессуф. Подоконник – прист.-суф. Сероватый – суф. | Электровоз –слож.корней птицефабрика, -слож.корней кресло-кровать –слож.слов вуз -аббревиатура турпоход - сложносокращ. | учительская булочная мороженое из разряда столовая прилагат. ванная |
5)***. Поиграем еще? «У кого хвост длиннее»?
Составьте с любым из слов самую длинную (насколько у вас получится цепочку словообразования! (Победит тот, кто составит самую длинную)
*Единый, сад, лист, один
6) Работа с текстом.
- Составьте из предложений текст. Из какого произведения взяты эти строчки? Кто автор?
Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его…
Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его…он ничего не замечал.
Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь.
Наконец достигнул он маленькой лощины; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью.
(3, 2,4, 1 – Пушкин «Дубровский»)
- Определите, каким стилем написан текст. Докажите. Какие морфемы выполняют функцию стилистической окраски? (-еньк-, -ек-)
-К какому типу речи можно отнести данный отрывок? Докажите.
- Найдите в тексте слова, соответствующие схемам: 1) ∩; 2) ∩^; 3) ¬∩ΛΛΛ
- В каких словах есть историческое чередование гласных? (холодный, деревьев)
5. Рефлексия. Выставление оценок
- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Действительно ли – язык становится богаче благодаря появлению новых слов?
- Что еще стоит повторить? В этом вам помогут наши участники «ученического сектора»!
6. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
Сгруппируйте слова получившегося отрывка по видам орфограмм. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «ручеёк»
Работа с текстом
- Составьте из предложений текст. Из какого произведения взяты эти строчки? Кто автор?
Владимир остановился, сел на х__лодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее ст__снились в душе его…
Он ш__л не разб__рая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его…он ничего не замечал.
Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь.
Наконец достигнул он маленькой лощины; ручеёк и__вивался молча около деревьев, (полу)обнажённых осенью.
Д/з. 1) Сгруппируйте слова получившегося отрывка по видам орфограмм. 2)Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова ручеёк.
Работа с текстом
- Составьте из предложений текст. Из какого произведения взяты эти строчки? Кто автор?
Владимир остановился, сел на х__лодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее ст__снились в душе его…
Он ш__л не разб__рая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его…он ничего не замечал.
Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь.
Наконец достигнул он маленькой лощины; ручеёк и__вивался молча около деревьев, (полу)обнажённых осенью.
Д/з. 1) Сгруппируйте слова получившегося отрывка по видам орфограмм. 2)Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова ручеёк.
Работа с текстом
- Составьте из предложений текст. Из какого произведения взяты эти строчки? Кто автор?
Владимир остановился, сел на х__лодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее ст__снились в душе его…
Он ш__л не разб__рая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его…он ничего не замечал.
Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь.
Наконец достигнул он маленькой лощины; ручеёк и__вивался молча около деревьев, (полу)обнажённых осенью.
Д/з. 1) Сгруппируйте слова получившегося отрывка по видам орфограмм. 2)Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова ручеёк.
Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»
Цель: повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»
Задачи: 1) образовательная – проверить умение учащихся производить морфемный и словообразовательный разбор
2) развивающая – развивать умение учащихся формулировать цели и задачи, устные высказывания;
3) воспитательная – воспитывать творческую и познавательную активность, а также уважительное отношение к языку.
Тип урока: обобщение знаний, практикум
Оборудование: тетради, презентация, карточки с заданиями
Технологии: проблемное обучение, уровневой дифференциации, игровые, компьютерные, интеграционные
Ход урока
1. Организационный момент. Запись числа в тетради.
2. Этап целеполагания: совместное выявление и постановка целей и задач урока
3. Этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализации компетенций учащихся)
4. Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации УУД)
5. Рефлексия.
6. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Урок русского языка_5 класс_Повторение
Повторение орфограмм (основное внимание - безударные гласные проверяемые и непроверяемые), повторение темы "Словосочетание"....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".
Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".
Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.
Предложен материал для самостоятельного повторения фонетики и орфографии...
- Мне нравится (1)