Обучение анализу прозаического текста учащихся 5-х классов.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
У школьников – пятиклассников есть уже опыт работы с текстом. Без сомнения, в школе начального обучения учителями проделывается большая работа в этом направлении. И все же ученики не соотносят предмет литературы с жизнью и воспринимают художественное произведение как нечто отвлеченное от действительности.
Исходя из вышесказанного, моей целью на уроках становится системная работа над текстом, что позволяет научить детей видеть связь литературы с жизнью. Как учитель- филолог, я ставлю перед собой задачу – дать будущему выпускнику необходимые знания, умения и навыки работы с текстом, что позволяет решить еще одну проблему - проблему коммуникативного воспитания, так как это является залогом успешного формирования социально активной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_analizu.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения анализу прозаического текста учащихся 5- Х классов.
Дети, пришедшие в пятый класс, заметно отличаются от учеников четвертого класса. Они по-прежнему активны, они тянут руки и готовы идти к доске, но при одном условии – они должны знать, для чего им это нужно. Для чего нужна математика, биология, русский язык, литература. Если учащиеся не понимают, какую роль в их жизни играет изучение того или иного предмета, их интерес к нему падает.
У школьников – пятиклассников есть уже опыт работы с текстом. Без сомнения, в школе начального обучения учителями проделывается большая работа в этом направлении. И все же ученики не соотносят предмет литературы с жизнью и воспринимают художественное произведение как нечто отвлеченное от действительности.
Исходя из вышесказанного, моей целью на уроках становится системная работа над текстом, что позволяет научить детей видеть связь литературы с жизнью. Как учитель- филолог, я ставлю перед собой задачу – дать будущему выпускнику необходимые знания, умения и навыки работы с текстом, что позволяет решить еще одну проблему - проблему коммуникативного воспитания, так как это является залогом успешного формирования социально активной личности.
Необходимо помнить и учитывать , что пока ученик сам не осознает важности своей деятельности, его интерес к тексту может так и остаться только интересом к отдельному тексту. Чтобы выработать у детей нужную мотивацию, учитель, по моему мнению, должен стать равноправным собеседником, а не просто руководителем процесса чтения.
Следовательно, для того, чтобы научить школьника осознанно прочитывать и анализировать текст, помочь формированию ребенка как активной личности, помочь овладеть умениями и навыками анализа текста, нужно решить следующие задачи :
Помочь ученику овладеть необходимыми теоретическими (базовыми знаниями) по предмету.
Научить пользоваться базовыми знаниями.
Развить умение самостоятельной работы с текстом.
Работу в классе строю, учитывая индивидуальные, психологические особенности детей. Стараюсь учитывать и разные уровни интеллектуального развития школьников.
В пятом классе обучение анализу текста начинаю с того, что учу детей определять его тему , идею и проблему. В учебной , справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении», - пишет Г.Л. Абрамович [2] , склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии «тема» в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко они разграничены в «Литературном энциклопедическом словаре», что исключает, по крайней мере , смещение понятий. Иногда тема даже отождествляется с идеей произведения.
Считаю, что в пятом классе необходимо научить детей четко разграничивать и сами термины «тема», «проблема» , «идея», и – главное – стоящие за ними уровни художественного содержания, избегая дублирования понятий. Для пятиклассников упрощаю данные понятия и говорю, что тема произведения определяется ответом на вопрос : «О чем это произведение?» Проблему тоже можно определить вопросом : «Что же заставило автора взяться за перо? Какой вопрос, которым он хочет поделиться с нами, его волнует?» А идея – это главная мысль произведения, проще можно сказать так : это то, чему автор хочет нас научить. Иногда идея уже прописана в тексте, например, в басне. (Вспоминаем басни, которые им известны, и выясняем, что мораль басни и есть ее идея.)
Не могу согласиться с учителями, осуждающими тех, кто «перескакивает» через проблему. Согласна , что анализом проблематики пренебрегать нельзя, но, учитывая подбор детей в классе в обычной школе, надо понимать, что в этом возрасте учащимся очень трудно без подготовки выйти на проблему. Поэтому на начальном этапе работы учу определять только тему и идею.
Значительно облегчает задачу тот факт, что изучение литературы в пятом классе начинается с раздела «Фольклор». На примере сказок дети быстро учатся определять тему. Затруднения возникают в том, чтобы изложить ее кратко. Начиная формулировать тему, многие принимаются пересказывать сюжет (это термин ребятам известен с начальной школы). В этом случае я тактично останавливаю отвечающего и обращаюсь с вопросом к классу: « В чем ошибка?» На первых порах только два – три человека могут ее увидеть . Но к концу первой четверти подавляющее большинство пятиклассников умеют излагать тему кратко и четко. Параллельно учу детей определять идею текста. Вот тут они делают для себя открытие: оказывается, идея текста может быть у каждого своя! Читая сказки в начальных классах, они твердо усвоили, что «сказка – ложь, да в ней намек…» А намек в большинстве случаев сводился к тому, что добро побеждает зло. На этом этапе важным моментом считаю умение задать наводящий вопрос, который заставляет учеников посмотреть на сюжет в « объемном изображении». Схема примерно такова:
ТЕМА--- наводящие вопросы ( задает учитель)----- ИДЕЯ----ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Данную схему предлагаю рассмотреть на примере русской народной сказки «Два Ивана солдатских сына» [3; Стр. 23 – 35. ].После самостоятельного прочтения сказки дети определяют ее тему: победа над змеем. По мнению пятиклассников, идея заключается в том, что надо быть смелым, добрым, сильным, тогда зло будет наказано, а добро восторжествует.
Соглашаюсь с учениками, но предлагаю поработать с текстом повнимательнее, предлагаю поиграть в «зацепки» , т. е. начинаем «цепляться» за разные эпизоды.
ЭПИЗОД № 1. … Пошли мальчики в рост… научились грамоте и боярских, и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не умеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали, и давай близнецов каждый день поколачивать да пощипывать .
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Какие качества проявились у близнецов, а какие у боярских и купеческих детей?
ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ: Близнецы стали грамотнее всех, а боярские да купеческие дети им завидовали и обижали братьев.
В. : Как вы думаете, почему сложилась такая ситуация ?
О. : Наверное, потому, что братья были старательными и трудолюбивыми, им неоткуда было ждать помощи. А купеческие да боярские дети привыкли жить на всем готовеньком и быть лучше всех, а когда увидели, что солдатские дети умнее, стали их обижать.
В. : А как вы оцениваете поведение боярских и купеческих детей?
О. : Они неправы, так как завидуют Иванам и вместо того, чтобы постараться и быть грамотнее братьев , начинают их унижать, пользуясь своим положением.
ЭПИЗОД №2. … Долго ли нас колотить будут? Давай – ка расправляться с ними по ----своему …, как пошли сдачу сдавать : тому глаз долой , тому руку вон… Всех до единого перебили.
В. : Как вы оцениваете поведение братьев?
О.: Мнения детей разделяются : одни одобряют братьев, другие – осуждают.
В. : А как же тогда быть с идеей, которую вы только что определили ( необходимо быть добрым, сильным, чтобы победить зло)?
Важно во время обсуждения подвести учеников к мысли , что жестокость никогда не может быть оправдана, но мы можем понять , почему тот или иной человек бывает злым и безжалостным.
В.: А как вы думаете, почему царь велел освободить зачинщиков и сказал: « Они не виноваты: на зачинщиков Бог!»
В процессе обсуждения приходим к выводу: жестокость всегда наказуема. Вспоминаем золотое правило общения : «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Думаю, именно такие моменты особенно важны для формирования межличностных отношений в социуме.
ЭПИЗОД №3. … Прости нас, дедушка. Что прошли не здороваясь…
В. : В чем значимость данного эпизода?
О. : Подчеркивается важность уважительного отношения к старшим и ко всем окружающим. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
Обращаю внимание пятиклассников на то, как выдерживается поучительность сказки. Казалось бы, ничего не значащие моменты, но они имеют глубокий смысл.
ЭЛИЗОД №4. … - Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне…
В. : Почему мать так говорит сыновьям, неужели они могут оставить ее в старости?
О. : Нет, сыновья не бросают мать, просто она понимает, что ее дети рождены для каких – то важных дел, и она дает им свое благословение.
Напоминаю учащимся, что всегда на Руси существовал обычай: начинать любое дело с благословения родителей.
В. : Как по – вашему , зачем нужно благословение?
О. : Родители мудрее нас, им виднее, доброе ли дело мы затеяли, будет ли оно для нас успешным. Родителям важно, чтобы их дети были счастливы. У старших есть жизненный опыт, они ошибаются очень редко.
ЭПИЗОД № 5. … Ну. Братец, я посильнее тебя, давай поеду влево да посмотрю. Отчего может мне смерть приключиться? А ты поезжай направо: авось Бог даст – царем сделаешься!
В. : Чему учит нас этот эпизод?
О. : Старший должен всегда оберегать младшего, заботиться о нем, отвечать за него, может быть, даже решать его проблемы. В этом сила семьи.
ЭПИЗОД № 6. ... Водовоз приехал к синему морю…
Царевна заплакала:
- Не режь меня…
- Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую.
Нечего делать. Согласилась.
В. : Чем интересен этот момент?
О. : Водовоз, запугав царевну, присваивает себе чужой подвиг, он поступает подло.
В. : А почему же царевна не расскажет отцу правды?
О. ( весьма интересны): а) Она же обещала. б) Она девушка, и она, наверно, просто боится, у нее и доказательств нет. в) А может, ей было все равно, лишь бы живой остаться.
В. : А водовоз вам никого не напоминает?
О. : Напоминает боярских и купеческих детей. Он тоже подлый завистник.
ЭПИЗОД № 7. … Начали они биться смертным боем… Он обернул саблю и давай рубить змея, срубил ему все двенадцать голов…
В. : Чему нас учит этот эпизод?
О. : Иногда даже самая малая помощь может сказаться на исходе всего дела, поэтому помогать нужно тем, что в твоих силах .
ЭПИЗОД № 8. … Потом берет саблю и хочет рубить львице голову… начала слезно плакать и просить прощения… пустил ее на волю вольную.
В. : Почему так поступил Иван, ведь сестра трех змеев чуть не погубила и его брата, и его самого?
О. : Мы ведь уже говорили, что нельзя на жестокость отвечать жестокостью, так может продолжаться бесконечно. Кто – то же должен остановиться первым. Кроме того, ведь львица слезно молила и просила прощения. Надо прощать тех, кто раскаивается в своих проступках.
После того как сказка разобрана, вновь предлагаю ученикам подумать и выделить идею. Все варианты записываем, их бывает множество:
- Сказка учит уважать людей.
- Идея в том, что подлость и жестокость всегда наказуемы, и не приносят счастья тем, кто поступает подло и жестоко.
- Главная мысль сказки заключается в том, что надо уметь прощать.
- Нельзя завидовать успехам других и, пользуясь силой, унижать тех, кто успешнее тебя. Нужно самому добиваться успеха в чем – то , чтобы тебя уважали.
- Главная сила - это семья, хорошо, когда родители тебя понимают и помогают тебе.
Дети по – новому осмыслили сказку, увидели связь художественного произведения с жизнью. Я заостряю их внимание на том, что теперь( после разбора сказки) каждый вынес что-то новое для себя. Забегая вперед, проговариваю, что такое интерпретация произведения.
Интерпретация – это толкование, постижение смысла. Акцентирую внимание детей на том, что это сугубо личное ( свое ) понимание текста, оно может не совпадать с пониманием текста вашими одноклассниками, но это не значит, что кто- -то понимает текст правильно, а кто – то нет. Примером может послужить анализ эпизода № 6 , когда дети по – разному оценили поведение Царевны.
Учащиеся имеют право на свое истолкование и даже ошибку, но, ненавязчиво корректируя их восприятие текста, помня о том, что искажения неизбежны, так как детям трудно выразить художественный смысл словесно – понятийными средствами, подвожу их к истине.
Итак, разобрав сказку «Два Ивана солдатских сына», дети приобретают теоретические знания ( тема, идея, интерпретация ), развивают навыки и умения пользоваться данными терминами, учатся не просто самостоятельно, а осознанно работать с текстом. Кроме того, выполняется воспитательная функция произведения, которая заключается в том, что дети исподволь развивают свое мышление и чувства, следовательно, стали духовно богаче. Они по – новому осмыслили сказку, получили от нее наслаждение, испытали положительные эмоции, которые способствуют развитию эстетического восприятия текста. Пятиклассники получили возможность самовыразиться; непринужденная беседа раскрепощает даже детей с невысоким уровнем знаний, и у них появляется желание высказаться, а это приводит к тому, что ребенок , попадая в ситуацию успеха, на следующий урок приходит с желанием работать.
Используемая литература:
Бройтман С.Н. и др. ( Под ред. Чернец Л.В. ) « Введение литературоведение : основные понятия и термины». Учебное пособие. – М. : Высшая школа; издательский центр «Академия».
Есин А. Б. « Принципы и приемы анализа литературного произведения». Учебное пособие. – М. Флинта, Наука 1998 – 245 с.
Кутузов А.Г., Леденева В. В., Романичева Е.С., Киселев А.К. Учебное издание. « В мире литературы». 5 класс. В двух частях. – М., издательский дом «Дрофа». 2002.