Дидактический материал по теме "Правописание НЕ и НИ"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Фурманюк Юлия Александровна

Задания созданы на материале текстов произведений Л.Н. Толстого. Изначально предназначались для отработки знаний в 7 классе на этапе систематизации, но впоследствии много раз использовался в старших классах при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, а также при подготовке к ЕГЭ. Способствует выработке безошибочного письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_chastic_ne_i_ni.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Дидактический материал по теме “Правописание частиц НЕ и НИ”.

1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

1) Николай (н..)слыхал (н..)своего крика (н..)чувствовал того что он скачет (н..)видал (н..)собак (н..)места по которому скачет. 2) Он видел только волка который усилив свой бег скакал (н..) переменяя направления по лощине. 3) Во время своей службы Дрон (н..) разу (н..) был (н..) пьян (н..) болен. 4) (Н..)когда, (н..) после бессонных ночей, (н..)после каких (бы) то (н..)было трудов (н..)выказывал (н..)малейшей усталости и (н..)зная грамоте  (н..)когда (н..)забывал (н..)одного счета денег. 5) (Н..)сколько раз он (н..) расслышав из-за шума коляски переспрашивал у Пьера (н..) расслышанные слова. 6) По особенному блеску загоревш...ся в глазах князя Андрея Пьер видел что его слова (н..) напрасны что князь Андрей (..) перебьет его и (н..) будет смеяться над его словами. 7) Он (н..) спуская глаз смотрел на красный отблеск по синеющ... разливу. 8) Продолжавш...ся сражение (н..) (к) чему (н..) могло повести (н..) русских (н..) французов. 9) И (н..) на один только этот час и день были помрачены ум совесть этого человека. 10) Но (н..)когда (н..) мог понимать он (н..)  добра (н..) красоты (н..) истины (н..) значения своих поступков. 11) Кутузов писал что русские (н..) отступили (н.) на шаг.                     ( По Л.Н. Толстому)

2. Различай усилительную и отрицательную частицы НЕ и НИ.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

1) (Н..) кому (н..) нужен я! 2) (Н..) кому (н..) помочь (н..) пожалеть. 3) И как (н..) дороги (н..) милы мне многие люди но я их всех отдам за минуту славы. 4) Многих людей я (н..) знаю и (н..) буду знать. 5) Как (..)странно и (н..)удивительно но я хочу торжества над людьми. 6) (Н..)корявых пальцев (н..) болячек (н..) старого горя и (н..)доверия (н..)чего (н..) было видно. 7) Что(бы) (н..) увидал теперь Петя (н..) что (бы ) (н..) удивило его.

(По Л.Н. Толстому)

3. НЕ с деепричастиями.

Расставить знаки препинания.

   (Не) рассчитывая встретить (в)низу над речкою (не)приятеля и (не)чаянно в тумане наткнувшись на него (не)слыша слова одушевления от начальников с распространившимся по войскам сознанием что было опоздано и главное в густом тумане (не)видя (н..)чего (в)переди и кругом себя русские лениво и медленно перестреливались с (н..)приятелем подвигаясь (в)перед и опять останавливались (н..)получая (во)время  приказаний от начальников и адъютантов которые блудили по туману в (н..)знакомой местности (н..)находя своих частей войск. ( Л.Н. Толстой)

4. НЕ или НИ, слитно или раздельно? Не что иное, как..// ничто иное

1) Как (н..) привык он к морю он (н..)мог (н..) полюбоваться на заходящее солнце отраженное в воде. 2) Это было (н..)что иное как закат . 3) (Н..)что иное так (н..)привлекает к себе внимания. 4) Это было (н..)что иное как охота. 5) (Н..)что иное (н..)могло его оторвать от любимого занятия. 6) Как (н..) увлечься беше(н/нн)ой скачкой по голому полю! 7) (Н..)кто иной (н..) мог мчаться с такой скоростью. 8) Это был (н..)кто иной как наш Петя.

5. НЕ с разными частями речи.  Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

   В (пол)часа которые вы провели в трактире погода успела переменит..ся. Туман ра(с/сс)т..лавшийся по морю собрался в серые скучные сырые тучи и закрыл солнце. Какая(то) печальная изморо..ь сыпл..т..ся (с)верху  и моч..т крыши тротуары солда..кие шинели.

   (Н..)далекий свист ядра или бомбы (н..)приятно пор..зит вас. Какое(нибудь) отрадное воспоминание вдруг блес..нет в вашем вообр..жени.. . У вас стан..т меньше внимания (ко)всему окружающему и какое(то) (н..)приятное чу..ство (н..)решимости вдруг овладеет вами. (Н..)смотря на этот подленький голс при виде опасности вдруг заговоривший (в)нутри вас вы заставля..те молчать этот голос (н..) вольно выпрямляете грудь поднимаете выше голову и карабкаетесь (в)верх на сколь..кую глинистую гору.   ( Л.Н. Толстой)  (95 слов)

6.Тестовое задание .

1) (Н..)кто (н..)замечал кошки.

2) Кто  (н..) знает стихотворений Пушкина!

3) Что (бы) вы (н..) делали, помните о своей безопасности.

4) Чем (бы) вы (н..) занимались,  вам понадобятся знания.

5) (Н..) одна мать так (н..) любит своего ребенка, как она.

6) В (н..)когда (н..) слыханной тишине зарождается рассвет.

7) Мы (н..) признавали усталости.

8) Он (н..) мог (н..) помнить о своем обещании.

9) Стояла тишина, (н.)нарушаемая (н..)единым звуком.

10) Что (н..)день, то новая (н..)ожиданность.

11) Во что (бы) то (н..)стало я выучу правило.

12) Лужок на болоте может оказаться (н..)чем иным, как трясиной.

13) (Н..) с места!

14) Он (н..)раз вспоминал свой первый визит.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...