В страну Имени прилагательного.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие.
В страну Имени прилагательного.
Цель урока: закрепить полученные знания об имени прилагательном: степени сравнения
имени прилагательного, разряды, -н- и -нн- в именах прилагательных;
повторить несклоняемые имена существительные;
развивать монологическую речь;
прививать любовь к поэзии, живописи, природе.
Оборудование:оформленная доска, репродукции картин «Зимний день» Н.П.Глущенко, «Зимний пейзаж» И.Э. Грабаря, рисунки учащихся, карточки, проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
Сообщение учителем темы, цели урока.
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие на паровозике из Ромашково. Билетами нам послужат правильные ответы на задания, которые я буду предлагать вам на протяжении всего путешествия. Оценивать ответы будут наша консультанты.
Каждое купе вагона имеет четыре места, но так как у нас в классе всего шесть человек, мы разобьемся на три купе. Билеты на поезд имеют три цены: купейный, плацкартный, общий. Ответы ваши будут оцениваться тремя оценками: «5», «4», «3».
- Путешествие.
1-я станция — Глубокое.
- Любое путешествие сопровождается песней. Я предлагаю наше путешествие начать песней «Пропала собака». Прослушайте внимательно песню, потому что задание будет связано с песней.
(звучит песня «Пропала собака»)
Задание:
1. Выписать из 2-го куплета песни прилагательные, образовать сравнительную и превосходную степень сравнения.
/Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.
Он очень занятный, он очень занятный,
Совсем еще глупый, доверчивый пес./
2. Разобрать по составу слова: глупейший, занятнее.
Купе, которое выполнило задание, отвечает. Консультанты проверяют правильность ответов, выставляют баллы.
2-я станция — Дружба.
- Наш паровозик прибывает на станцию Дружба. Продолжаем продавать билеты, получить которые вы можете, успешно выполнив задание на местах.
Задание:
- Согласовать данные слова друг с другом, указать род имен существительных:
шелков... кашне, осенн... пальто, быстр... кенгуру, черн... кофе, свеж... кольраби, широк... авеню.
- Как называются эти имена существительные? Почему?
( Несклоняемые — не изменяются по падежам.)
- Зачеркните лишние имена прилагательные:
молодой, старый, простой, орлиный;
сестрин, мамин, беличий, строгий;
оловянный, сегодняшний, глиняный, каменный.
- Объясните орфограмму в последней группе слов. (У доски одно из купе выполняет задание. Консультанты считают баллы.)
3-я станция — Вынужденная остановка.
- Помните, в мультфильме паровозик из Ромашково залюбовался природой? Наш машинист тоже залюбовался картинами «Зимний день» Н.П.Глущенко, «Зимний пейзаж» И.Э Грабаря.
- Рассмотрите внимательно картины. Вспомним, что такое пейзаж? (описание местности, природы)
- Что такое эпитет? (художественное определение предмета, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему)
Задание:
1. Подберите эпитеты для описания картины «Зимний пейзаж»И.Э Грабаря.
- Небесная (лазурь), березовая (роща), глубокий (снег), нежное (небо), глубокие (тени), золотистый солнечный (свет) и др.
2. Составьте словосочетания, используя слова к теме «Природа» для описания данной
картины.
3. Произведите синтаксический разбор предложения, морфологический разбор
прилагательного; объясните выделенные орфограммы.
Удивительный зимний вечер опускается на деревянные домики,
заглядывает в пустые окна.
Один ученик делает на доске синтаксический разбор. Затем другой ученик делает морфологический разбор. Все выполняют задание в тетрадях. Проверяем. Консультанты считают баллы.
4-я станция — Литературная
- Я оформила выставку ваших рисунков, которые вы выполняли к урокам литературы по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Задание:
- Назвать произведение, его автора. Прочитать наизусть строки из этого
произведения. (даются первые строки из стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).
- Выписать прилагательные, указать их разряд. (ст-я «Зимнее утро», «Парус»)
«Зимнее утро» / Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит./
«Парус» / Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?/
- Подведение итогов.
- Наше путешествие закончилось.
Проверяем. Консультанты подводят итоги. Выявляем победителей.
Выставляются оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе.
Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе. (Преодоление аграмматической дисграфии)...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...