Вводные слова
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вводные слова.
ФИО Андриенко Елена Алексеевна
Место работы ГБОУ №42 г. Санкт-Петербург
Должность Учитель русского языка
Предмет Русский язык
Класс 5
Тема и номер
урока в теме «Вводные слова» ( урок 1 )
Учебник Русский язык. 5 класс: УМК Львова С.И.
Цель и задачи урока
Цель: познакомить учащихся с вводными словами
Задачи:
- обучающие: формировать навыки правописания вводных
слов и оформлять на письме предложения с вводными словами;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся
( умения правильно произносить вводные слова, употреблять
вводные слова в предложениях, текстах ; анализировать и
делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
содействовать умений осуществлять самооценку учебной
деятельности);
- воспитательные: создавать у учащихся положительную
мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в
активную деятельность; воспитывать потребность оценивать
свою деятельность и работу товарищей; создавать условия для
формирования познавательного интереса по русскому языку,
любовь и внимание к слову; воспитывать культуру речи.
Тип урока: изучение нового материала
Необходимое оборудование: проектор, экран, интерактивная
доска, компьютер, презентация учителя.
Ход урока
Тема урока (файл №1). Эпиграф.
(беседа с учениками о смысле слов эпиграфа)
(Файл №2) Слово учителя
Вчера мне приснился сон… будто сижу я в театре, жду начала
представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова- члены предложения (подлежащее с определением и сказуемое с дополнением). Удивилась я, читаю…
Наше представление Вам понравится.
Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко, втиснулось в самую серединку, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми. Вот что получилось: Наше представление, конечно, Вам понравится.
Прочитав предложение, у меня появилось уважение к актёрам, уверенность, что оно мне понравится.
Села я поудобнее в кресло… но вдруг проснулась.
Вопрос: как вы думаете, почему мне приснился такой сон?
Работа в тетрадях (число, кл. работа, запись данных двух предложений, графика).
(Файл №3) Найди различия!
Это слово ввело себя в предложении, изменило его значение (слово конечно). Появилась уверенность.
Вопрос: какое значение внесло это слово в предложение? Верно. Это слово внесло в предложение значение уверенности. Такие слова называются (вводными).
(Файл№4) Ученики читают с интерактивной доски данное слово.
Ребята, назовите цель нашего урока из данных определений.
(Записываем тему урока в тетрадь)
Учитель проговаривает цели и задачи урока.
(Файл №5) Сегодня мы знакомимся с вводными словами уверенности -----неуверенности.
(ученики читают слова)
(Файл№6) Знакомство с пунктограммой.
Подчеркнём в предложении вводное слово
(…,+++,…).
Учитель проговаривает предложение: Кто-то стучит в дверь
(стучит по столу и говорит тихо: «Кажется кто-то стучит в
дверь».)
Вопрос: какой оттенок внесло это слово в предложение?
(Оттенок неуверенности).
Предложение: Это опоздавший ученик.
Составьте предложение с оттенком неуверенности.
(По-видимому, это опоздавший ученик. Это опоздавший
ученик, по- моему.)
Задание: запишите предложения с вводными словами,
выражающими уверенность говорящего в один столбик, в
другой – сводными словами, выражающими неуверенность.
Отметьте их условными знаками.
Липа, несомненно, одно из самых красивых, весёлых и
нежных деревьев. В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева
мощнее и красивее дуба. Не все из вас, быть может, видели
лесную калину. В клетке воробьёв, разумеется, не держат. По-
видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.
(Файл №7) Речевая ситуация.
Задание: составить предложения, используя вводные
слова, записать предложения в тетрадь, составить схемы.
(Безусловно, вся жизнь А.С.Пушкина связана с Петербургом.
(++++,…).
Разговор с библиотекарем. Введём в предложение обращение.
(Татьяна Александровна, пожалуйста, подберите книгу.)
В книжном магазине.
(Вероятно, у Вас есть книга…).
Ты прав. Ваш товарищ не уверен, что поступил правильно.
Помоги ему обрести спокойствие, уверенность.
(Ты, разумеется, прав. Ты, бесспорно, не мог поступить иначе.)
(Файл № 8) Дать отзыв на прочитанное сочинение.
(Образец. Серёжа, я с интересом читал твоё сочинение.
Но, по-видимому, ты раскрыл тему не совсем полно…
Восклицательные предложения, конечно, очень бы оживили
твой рассказ. Учти, пожалуйста мои предложения.)
(Файл №9) Подведение итогов урока.
Тест «В поход за пятёрками»
(Файл №10) Спасибо за внимание.
Домашнее задание: Ученики записывают предложение
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая
любовь бесспорно, закладывается в нас с детства (И.Соколов-
Микитов)
Вопрос: согласны ли вы с мнением русского писателя –
путешественника И.С. Соколова-Микитова? Письменно
обоснуйте вашу точку зрения. Используйте в вашем тексте
вводные слова: конечно, безусловно, может быть и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вчера мне приснился сон… ,конечно, представление понравится Вам Наше
Найди различия! Наше представление Вам понравится! Наше представление , конечно, Вам понравится!
Теория: «Вводные слова» Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. Вводные слова могут вносить в предложение разные значения. Например, уверенность, сомнение, неуверенность: Мы , наверное, поладим друг с другом. Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от членов предложения.
Уверен или неуверен? Уверенность : Конечно Разумеется Несомненно Безусловно Бесспорно Неуверенность : Вероятно Возможно Видимо Кажется Может быть
Пунктограмма Знаки препинания при вводных словах: [ +++, …] [… , +++, …] [… , +++ ]
Речевые ситуации Петербург Разговор с экскурсоводом Разговор с библиотекарем В книжном магазине Ты прав
Практика Дать отзыв на прочитанное сочинение (вставь на место пропусков вводные слова): Сережа, я с интересом читал твое сочинение. Но , +++, ты раскрыл тему не совсем полно. +++, ты увлекся перечислением действий. Ты мог бы , +++, более ярко и живо описать твою рыбалку. Восклицательные предложения , +++, очень бы оживили твой рассказ. Учти , +++, мои предложения.
Тест «В поход за пятерками» В каком предложении нет вводного слова? Кажется будет дождь. Наши ребята бесспорно проиграли. Решение задач мне кажется легким. Может быть я ее решу быстро.
Спасибо за внимание! Учитель гимназии №42 Приморского р-на, Санкт-Петербурга Андриенко Елена Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях
Урок с использованием таблиц, творческих заданий, интерактивной доски...
Вводные слова и пунктуация при вводных словах
Вводные слова и пунктуация при вводных словах...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...
Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах
Презентация к уроку...