"Забавная лексика" урок-игра
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-игра "Забавная лексика" является повторительно-обобщительным уроком по теме "Лексика" и поможет закрепить пройденный материал в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabavnaya_leksika.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Забавная лексика
(Урок-игра)
Цель урока:
- повторить сведения, полученные по теме «Лексика» ;
- развивать речевые навыки уч-ся ;
- формировать умение употреблять нужные слова и обороты речи в зависимости от
разных целей и ситуаций ;
- воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Тур первый: «Словарный диктант»
(по лексическому значению определить слова и записать их в тетрадь)
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (омонимы)
- Раздел лингвистики, изучающий слова. (лексика)
- Слова, разные по звучанию и написанию, но с одинаковым значением. (синонимы)
- Словарный запас человека. (лексикон)
- Слова с противоположным значением. (антонимы)
- Устойчивые сочетания слов. (фразеологизмы)
- Красная строка, отступ в начале строки. (абзац)
Тур второй: «Синонимы»
1.Игра «Переводчик» (кто быстрее заменит слова в предложении синонимами)
В лесу мы увидели рыжую плутовку. (Лису.) Сохатый вышел из чащи на опушку
леса. (Лось.) Караульный внимательно осмотрел здание. (Сторож.)
2.Игра «Кто быстрее» (расположить синонимы а) по усилению признака; б)по ослаблению признака)
а) Небольшой, малый, маленький, крохотный, миниатюрный, крошечный, карликовый,
микроскопический.
б) Колоссальный, исполинский, гигантский, огромный, громадный, большой.
Тур третий: «Омонимы»
«Загадки»
а) Нас много в играх набирают,а иногда и на нос одевают. (очки)
б) В воде он медленно плывёт,в станке летает взад-вперёд.(чёлн)
в) В бою и рубят,и взрывают,а после боя развлекают.(шашки)
г) На лугу –с хвостом,без хвоста-под мостом.(бык)
д) Из земли я воду извлекаю,я ваши вещи сохраняю,законы музыки пишу и ничего в
вознагражденье от человека не пршу.(ключ)
е) Она согреет вас зимой,не даст часам прийти в покой.(батарея)
д) Их у стола четыре штуки,у куклы две (но то не руки).(ножка)
2. Найти омонимы и объяснить их значение
Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,может,норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь,а норки-нет!
Тур четвёртый «Антонимы»
1.Подобрать антонимы к словам
Заболевать-(выздоравливать), недостаток-(достоинство), нищета-(богатство),
первый-(последний),гористый-(равнинный),обильный-(редкий),передовой-(от-
сталый),великий-(ничтожный),интересный-(скучный),удаляться-(приближаться).
2.«Прощальная игра»
А вот прощальная игра…Нам книгу закрывать пора.
И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь_______ .
Скажу я слово далеко, а ты ответишь________ .
Скажу я слово потолок, а ты ответишь_______ .
Скажу я слово потерял, и скажешь ты _______ .
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты _______ .
Теперь начало я скажу, ну, отвечай _________ .
Тур пятый «Фразеология»
1.Вычеркни «четвёртый лишний», объясни почему
а) Хоть пруд пруди б) Во все лопатки
Кот наплакал Сломя голову
Тьма-тьмущая Черепашьим шагом
Яблоку негде упасть В мгновение ока
в) Слово в слово г) Попасть в просак
Тютелька в тютельку Попасть на седьмое небо
Вилами на воде написано Попасть в переделку
Комар носу не подточит Попасть в переплёт
2.Отгадай фразеологические загадки
1.Его вешают,приходя в уныние;его задирают,зазнаваясь;его всюду суют.
2.Не цветы, а вянут;не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают.
3.Он в голове у легкомысленного человека;его советуют искать вполе.
4.Её заваривают,затевая какое-нибудь неприятное дело;она в голове у путаника,
её не сваришь с тем,с кем трудно сговориться.
5.Его проглатывают,не желая говорить;он хорошо подвешен у человека,который
говорит легко и бойко;за него тянут или дёргают, заставляя высказаться.
4. Жюри подводит итог игры
5.Итоги урока, оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забавная матрёшка
Тема:Забавная матрёшка. Форма:Рассказ, сравнительный анализ, творческая работа.Цели и задачи: o Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;o Формирование навык...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАБАВНЫЙ ЩЕНОК"
"Забавный щенок", изготовлен из семян репейника и семян молочая. Используемые материалы и инструменты: -семена репейника -семена молочая -клей -цветная бумага...
Конкурс "Эти забавные животные"
Вопросы можно использовать для игровых проектов, посвящённых животным, учащимся нужно выбрать один из предложенных ответов на вопрос. Конкурс действитель но забавный- и серьёзный и смешной одновременн...
Сложные правила русского языка в простой, забавной и очень наглядной форме.
Практически каждому из нас приходится писать тексты: письма, брифы, задания, посты в блоги и социальные сети, рекламные тексты самых разных объемов и назначений. И все мы...
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку “Забавный английский”, для учащихся 5 классов.
Предлагаемые виды конкурсов помогают проверить знания , умения и навыки учащихся.в игровой форме. Конкурсы составлены так , чтобы дать учащимся возмо...
Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"
Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...
"Эти забавные животные" Экологическая игра для учащихся 2-3 классов
Экологичская игра "Эти забавные животные" построена по типу известной телепередачи. Расчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Игра вызывает ж...