Памятки
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Памятки по орфографии помогут учащимся 9 и 11 классов подготовиться к ГИА и ЕГЭ, вспомнить трудные орфографические правила: правописание гласных и согласных в корнях и приставках, н-нн в прилагательных и причастиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfogrammy.doc | 56 КБ |
soglasnye.doc | 29.5 КБ |
pristavki.doc | 34.5 КБ |
n-nn_v_prilagatelnyh.doc | 34.5 КБ |
n-nn_v_prichastiyah.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Задание В2. Орфограммы-гласные в корне
Виды орфограмм-гласных в корне | ||||
Проверяемые ударением: | Непроверяемые ударением: | Чередующиеся: | ||
носить - нОша | бАтАльон | а//о, е//и, а(я)// ин(им): загар – сгорать блистает – блестит занять - занимать | ||
Чередующиеся гласные | ||||
Условия выбора гласных | Корень | Примеры | ||
1. Выбор зависит от ударения | -гар – гор- : без ударения О | угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь | ||
-клон – без ударения О | кланяется, поклон, наклонился | |||
зар – зор- без ударения А | зарево, зорька Исключение: зоревать | |||
твор – твар – без ударения О | творец | |||
Плав- плов под ударением и без ударения пишется о и а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | |||
2. От согласной, стоящей после корня | - лаг – лож- | слагаемое, сложение | ||
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | |||
- раст- ращ- рос-- | растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | |||
3. От суффикса -А- после корня | бер – бир-- -дер – дир-- -мер – мир-- -пер – пир-- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- - -стел – стил-- -чет – чит-- | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета | ||
-кос – кас-- | коснуться – касание | |||
-а(я) – им- -а(я) – ин - | поднять – поднимать начать – начинать | |||
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ | ||
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник |
Буквы О-Ё после шипящих
В корне | |
Ё | О |
Если есть с чередование с Е в однокоренных словах: чёрный - чернеть | 1) Нет чередования с Е: шорох, чопорный 2) без ударения в иноязычных словах: шоссе, шоколад |
В суффиксе | |
В причастиях и отглагольных прилагательных под ударением: смущённый, сгущённое | В прилагательных под ударением: парчовый, алычовый, моржовый, холщовый. |
В окончании | |
В глаголах: печёт, течёт, стережёт | В существительных под ударением: врачом, свечой, кирпичом |
Буквы И-Ы после Ц
В корне | |
Ы | И |
В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц | В остальных словах: цирк, панцирь, циклон, цифра |
В суффиксе | |
В суффиксах притяжательных прилагательных: синицын, птицын | В словах на –ция: акация, лекция, революция, аттестация. В суффиксе –ирова |
В окончании | |
Прилагательных: куцый. Существительных во множественном числе: купцы, огурцы, овцы | ----- |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Орфограммы-согласные в корне слова. Задание В2.
Согласные в корне | ||
Проверяемые | Непроверяемые | Непроизносимые: |
Снег – снега | Рюкзак, футбол, вокзал | Вестник – весть Счастливец - счастье |
При произношении происходит озвончение, когда глухой парный находится перед звонким: молотьба [д` ], просьба [с`]
При произношении происходит оглушение, когда звонкий парный находится перед глухим: подружка [ш`], зуб [п`]
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Задание В3. Правописание приставок
Неизменяемые приставки | На -З, -С | ПРЕ- и ПРИ- |
пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания | Перед звонкими согласными – З, перед глухими – С | Правописание зависит от лексического значения. ПРИ-: |
О- У- ПО- ПРО- ПРА- : прабабушка НА- : ЗА- : ОТ- (ОТО-): ОБ-(ОБО-): В- (ВО-): ВЫ - ПРЕД-: ПЕРЕ-: С- (СО-): НАД-(НАДО-) ПОД- (ПОДО-): ДО- Оглушаются перед глухими: В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ-, ОБ- Сдавать Надпилить обтянуть | БЕЗ- (БЕС-) ВОЗ- (ВОС-) ВЗ- (ВС-) ИЗ- (ИС-) НИЗ- (НИС-) РАЗ- (РАС-) РОЗ- (РОС-) ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-) ЧРЕЗ- (ЧРЕС-) Беззаботный – бессовестный; разгромить- расщедриться; розыгрыш- роспись
| 1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье; 2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, привести, привязать, пристегнуть; 3) неполноты действия: приоткрыть, прилечь, приутихнуть; 4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), придумать, прирезать; 5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться припрятать; 6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. |
ПРЕ-: 1) предельная степень действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень) 2) ПРЕ-=ПЕРЕ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание В4.
Н и НН в прилагательных, образованных от существительных
Н | НН |
1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-: гусиный, водяной, кожаный | 1) образованы с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-: торжественный, традиционный |
2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ | 2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ |
3) в непроизводных прилагательных: синий, зелёный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелёный, свиной | 3) от существительных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный |
4) от существительных на –мя: имя – именной, племя – племенной |
Формулировки заданий:
№1. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
№2. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН-/-ЕНН, пишется НН»
№3. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н»
№4. Выпишите из предложения непроизводное прилагательное с основой на -Н
№5. Выпишите из предложения слова, в которых правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н-, пишется НН»
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание В4.
Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
Полные формы | |
Причастие | Отглагольное прилагательное |
Прямое значение (причастие= который +глагол) | |
НН | Н |
1) образуются от глаголов с приставкой (кроме НЕ) рассеяННые семена | 1) нет приставки или приставка НЕ- сеяНые семена, несеяНые семена |
2) имеют зависимые слова: сеянные по полю семена | 2) нет зависимых слов: сеяНые (?) семена |
3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки (бросить – сов.вид) решЁННая задача (решить – сов.вид) | 3) образуются от глаголов несовершенного вида сеяНые (сеять – несов.вид), варЁНые овощи (варить – несов.вид) |
НН | |
Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый | |
Переносное значение | |
от глаголов совершенного вида с приставками: рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация | |
Краткие формы | |
Всегда одна Н ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа Семена рассеяНы, море взволноваНо | Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо |
Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный |
Формулировки заданий:
№1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
№2. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.
№3. Найдите в тексте слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это причастие вместе с зависимым словом.
№4. Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н»:
№5. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется НН».
№6. Из текста выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками, пишется НН».
№7.Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего времени.
№8. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним
будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....
Памятки по обучению оптимальному темпу чтения
Эти памятки разработаны мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...
Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности
Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности...
памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА
ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...
КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!
Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...
Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»
В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...