Р.п. 5р
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа 2 вида по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений по Программе под редакцией Т.А.Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._r.5.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа 2 вида по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе Программы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Сборник Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы,- М., «Просвещение», 2010год.
Программа составлена, потому что в учебном плане школы и государственной программе не совпадает количество учебных часов: в учебном плане школы 238 часов, в программе – 204 часа. Учебные часы добавлены в следующие разделы программы: «Повторение изученного в 1-4 классах», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика. Графика и орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Повторение и систематизация пройденного в 5 классе» и к урокам по развитию речи учащихся.
Цели и задачи обучения русскому языку
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Разделы, темы. | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Язык – важнейшее средство общения. | 2 | 2 |
2. | Повторение пройденного в 1-4 классах. | 17 | 22 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | 33 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 15 | 18 |
5. | Лексика. Культура речи. | 8 | 12 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 24 |
7. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 1 |
8. | Имя существительное. | 20 | 24 |
9. | Имя прилагательное. | 12 | 14 |
10. | Глагол. | 36 | 36 |
11. | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. | 6 | 13 |
12. | Развитие речи. | 36 | 40 |
Итого: | 204 | 238 |
2. Содержание обучения
Язык – важнейшее средство общения (2+1ч)
Повторение пройденного в 1-4 классах (22+3ч)
- Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
- Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (33+7ч)
- Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
- Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
- Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (18+3ч)
- Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
- Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требования учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфографических).
- Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. (12+2ч)
- Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
- Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
- Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (24+4ч)
- Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
- Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
- Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Самостоятельные и служебные части речи. (1)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (24+5ч)
- Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
- Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т.д.).
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
- Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (14+5ч)
- Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.
- Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
- Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (36+6ч)
- Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и –чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 2 спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
- Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
- Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10+4ч)
3. Практические работы
Контрольные диктанты – 8
Контрольные сочинения – 1
К. д. р. - 2
Адм. к. р. - 2
Изложения – 9
Сочинения – 16
Тесты – 5
4. Требования к подготовке учащихся по предмету
К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
5. Список учебно-методической литературы
- Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская «Русский язык. 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 34-е издание, Москва, «Просвещение», 2012.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2012.