Пунктуация простого осложнённого предложения
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Пунктуация простого осложненного предложения.
Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.76 КБ |
punktuaciya_prostogo_oslozhnyonnogo_predlozheniya.ppt | 1.4 МБ |
zadaniya_k_ege.docx | 12.9 КБ |
prostoe_predlozhenie.docx | 99.77 КБ |
teksty.docx | 12.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пунктуация простого осложненного предложения.
Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий
Грамматика повелевает даже царями.
Ж.Мольер
Слайд №1
ХОД УРОКА
Слайд №2
Постановка целей.
- Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.
Повторение.
- Давайте вспомним
(Слайд№3)
- Каковы признаки простого предложения?
- Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?
- Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.
(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).
- Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?
(Ответы учеников)
- Что нужно учитывать при выборе знака препинания?
(Ответ ученика)
- Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:
(Слайд №5)
- А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.
- Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?
(Ответы учеников)
- Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.
(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)
- Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.
(Ответы учеников)
Задание. А теперь пишем под диктовку:
Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)
Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)
Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)
Проверка работы – сверка со слайдом.
(Слайд №7)
- Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.
(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)
Задание. Прокомментируйте содержание таблицы.
(Ответ ученика)
Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
(Слайд №9)
Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)
Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)
Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)
(Ответы учеников по каждому предложению)
- А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)
Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.
(Ответ ученика)
Открываются схемы, нарисованные на доске.
Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.
О и О и О
и О и О и О
Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./
Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.
(Ответы учеников)
- Предлагаю вам художественный вариант (устно),
(Слайд №11)
Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А.Бестужев-Марлинский.
«К облаку»
- Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.
(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)
- Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.
- Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:
(Слайд №13)
- Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
- Ветер здесь может быть очень сильным.
- К вечеру, однако, ветер утих.
- Однако к вечеру ветер утих.
Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.
Задание: Спишите эти предложения.
(Слайд №14)
Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
(Ответы учеников)
- Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.
(Выполняется задание)
- Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)
(Слайд № 15)
Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)
- И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.
- Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.
(Ответы учеников)
- А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:
(Слайд №16)
- Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
- Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?
Домашнее задание: п. _______, упр._______.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Задания из части А
А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.
На скамейку кто-нибудь присаживался ( ) и начинался неторопливый разговор.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.
- 1, 2, 3 2) 1 3)1, 3 4) 2, 3
А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.
- 1, 2, 3, 4 2)1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3
А24. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены)
- Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями.
- Все окна как в барском доме так и в людских отворены настежь.
- То садился он на диван то подходил к окну то принимался за книгу.
- Молнии не столько вспыхивали сколько трепетали.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Текст №1
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
Текст №2
Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.
Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....
"Простое осложнённое предложение"
Контрольная работа...
Простое осложнённое предложение. 10 класс.
Данный урок русского языка в 10 классе по теме "Простое осложнённое предложение" является обобщающим. Его целесообразно проводить как урок подготовки к ЕГЭ. В качестве дидактического материала ...
Конспект урока "Простое осложнённое предложение"
Конспект урока поможет обобщить знания, полученные в 8 классе. Девятиклассники вспомнят, чем мржет быть осложнено простое предложение, потренируются в расстановке знаков препинания....
Простое осложнённое предложение. Обобщение 11 класс . Подготовка к ЕГЭ
Ситема подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение материала по теме "Простое осложнённое предложение" позволяет применить различные методиы на пути освоения материала. Презентации и раз...
Урок русского языка в 6 классе. Пунктуация в простом осложнённом предложении.
Разработка урока русского языка....
Простое осложнённое предложение. (Понятие об осложнённом предложении)
Презентация к уроку русского языка в 8 классе....