Разработка урока русского языка в 7 классе с казахским языком обучения по теме "Антонимические пары"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока по ПТТМСО. Тема: "Антонимические пары" Класс 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimicheskie_pary.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящее время – время информационного бума, быстроменяющейся обстановки. В жизни современного общества важны не только знания, сколько компетенции, которые формируются на основе полученных знаний и умений. Поэтому сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобрести практический опыт. Именно такой является технология трехмерной методической системы обучения Ж.А. Караева.
Цель данной технологии – развивающее обучение, т.е. формирование у ребенка способности творчески и самостоятельно осваивать новые способы в своей познавательной деятельности, формирование процесса саморазвития. В условиях применения технологии Ж.А. Караева, доминирует взаимозависимая деятельность ученика и учителя, а также осуществляется рефлексивное управление обучением. Данная технология позволяет стать ученикам – субъектом самостоятельной познавательной деятельности, учителям – активным руководителем учебного процесса. Отличительной особенностью ПТТМСО является наличие синектической части, когда правила, понятия даются не в готовом виде, а выводятся самими учащимися, а уровневая взаимосвязь всех компонентов методической системы обучения между собой и уровней усвоения, способствует развитию навыков самостоятельной работы, активности, качества знания, обеспечивает каждому обучаемому своей динамики развития, способствует повышению уровня самооценки учащихся.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: Антонимические пары
Цели: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами-антонимами, тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы, научить находить их в тексте; развивать умение использовать антонимы в речи; развивать творческое мышление, навыки самостоятельной работы; воспитывать чувство ответственности.
І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)
1. Лексика – это _____________________________________________________________
2. Синонимы – это ___________________________________________________________
3. Синонимические ряды –это _________________________________________________
4. Антонимы – это ___________________________________________________________
5. Продолжите синонимические ряды.
Дорожка,________________________________________________________________
Грустный,________________________________________________________________
Красивый,________________________________________________________________
ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.
1. Узнавание. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.
| -ГОРЬКИЙ - НАЧИНАТЬ - БУРЯ - РЫХЛЫЙ -ТРУДОЛЮБИВЫЙ - КОРОТКИЙ – СВЕТ |
2. Понимание. 1. Определите, к каким частям речи относятся данные слова:
Зима ( ) – лето( ) зима( ) – летний ( )
Жара ( ) – холод ( ) жаркий ( )– холод ( )
Веселый ( ) – грустный ( ) веселье( ) – грустный ( )
Бежать ( ) – стоять( ) бег( ) – стоять ( )
Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?______________________________________
2. Сделайте вывод: Антонимические пары – это _____________________________________
_________________________________________________________________________________ Сравните с правилом:
Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – провожать.
3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?
1. На уроках _____________Приведи примеры______________________________________
математики плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление
2. Антонимы встречаются в __________________. Запиши отгадки – антонимы.
загадках
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я _________
зима
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это ______
плач
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь __________
тишина
3. Антонимы встречаются в пословицах, народных сказках, баснях. Писатели используют их в названиях своих произведений , например: Л.Н.Толстой «_______________», А.П. Чехов
Война и мир
«________________», К.Симонов « _____________________ »
Толстый и тонкий Живые и мертвые
4. Применение. Вставь нужные слова в данных пословицах.
Иди вперед, а оглядывайся _______. Глупый осудит, а _______ рассудит. Каково
назад умный
начало, таков и _______. Труд кормит, ________портит. Ученье – свет, а неученье
конец лень
________.
тьма Дождик вымочит, а красное солнышко ____________. Корень учения горек, да
обсушит
плод его ________. Кто хочет много знать, тому надо ___________спать
сладок мало
5. Оценка. Все ли слова имеют противоположное значение?
ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ”
БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ,), СВЕТ (ТЬМА), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ОН, ЭТОТ, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНЫЙ), МЫ, ВЕРХНИЙ (НИЖНИЙ), ОСТРЫЙ (ТУПОЙ), ВЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, МОКРЫЙ (СУХОЙ), КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, СКУПОЙ (ЩЕДРЫЙ), ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), КОТОРЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), ОН, РУКА, ДОРОГОЙ (ДЕШЕВЫЙ), СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ), ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), СВОБОДА (РАБСТВО), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (НЕДРУГ), ПРАВИЛЬНО (НЕПРАВИЛЬНО), ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ).
ВЫВОД: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.
ІІІ этап. Уровневые задания. 1-й уровень (5 баллов).
1. Составьте с данными словами антонимические пары.
Поздно -________________________ Разлука -_______________________
Узкая -_________________________ Строить -_____________________
Вверх -_________________________ Пасмурно - ______________________
2. Подчеркните в пословицах антонимические пары.
1)Ученье – свет, а неученье – тьма. 2) С больной головы на здоровую. 3) Сытый голодного не разумеет. 4) По платью встречают, по уму провожают.
3. Закончите пословицы.
Мир строит, а война _________________ .
Легко друга потерять, трудно _________________ .
Декабрь год кончает, а зиму __________________ .
4. Прочитайте стихотворные строки, найдите антонимические пары.
К добру и злу постыдно равнодушны… Они сошлись. Волна и камень,
М. Ю. Лермонтов Стихи и проза, лёд и пламень…
А. С. Пушкин
Полюбил богатый – бедную, Если жизнь тебя обманет,
Полюбил учёный – глупую, Не печалься, не сердись,
Полюбил румяный – бледную, В день уныния смирись,
Полюбил хороший – вредную. День веселья, верь, настанет!
М.И. Цветаева А. С. Пушкин
2-й уровень (+4 балла)
1. Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь… _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)
3-й уровень (+3 балла)
1. Продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
Что такое хорошо? И что такое плохо?
– А как бы вы ответили на этот вопрос ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"
Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...
Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.
В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...
урок по теме "цвет вокруг нас", английский язык, 5 класс (1-й год обучения)
Презентация урока по теме "цвет вокруг нас", английский язык, 5 класс (1-й год обучения)...
поурочный план по английскому языку 7 класс на казахском языке
поурочный план по английскому языку 7 класс на казахском языке...
Сравнительная характеристика УМК Биболетовой М.З. Английский язык: 2 класс и Английский язык 2 класс в 2 частях, В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудова
Сравнительная характеристика двух УМК по английскому языку, находящихся в федеральном перечне ( 2 класс)...
Разработка урока для 9 го класса по родному языку для русских школ. Әмирхан Еники " Әйтелмәгән васыять"
Разделение образов в данном произведении. Поднятые проблемы перед человечеством...