Орфографический поединок
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Неверно думать, что подросткам уже не нужны игровые действия. В возрасте 11–14 лет, как известно, многие школьники теряют интерес к учению. Поэтому очень важно, чтобы занятия в школе носили не только учебный, познавательный характер, но и способствовали неподдельной заинтересованности учащихся предметом, в частности русским языком, побуждали их к узнаванию нового и под руководством педагога, и самостоятельно.
Игровые методы обучения дают возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников; умение оценить себя – важная способность человека, помогающая ему в жизни. Недооценка своих способностей мешает быть инициативным, решительным, энергичным. На это направлены уроки–конкурсы, уроки–соревнования, уроки–путешествия.
Уроки игрового характера помогают развивать у подростков их творческий потенциал, расширяют кругозор, углубляют знания по русскому языку. Подготовка к подобным занятиям помогает ученику проявлять все свои положительные личностные качества, смекалку, фантазию, творческие способности. Игра в руках хорошего организатора, по словам К.Д. Ушинского, превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников (учеников) большого умственного напряжения и в то же время принося им огромное удовольствие и удовлетворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magarif.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Неверно думать, что подросткам уже не нужны игровые действия. В возрасте 11–14 лет, как известно, многие школьники теряют интерес к учению. Поэтому очень важно, чтобы занятия в школе носили не только учебный, познавательный характер, но и способствовали неподдельной заинтересованности учащихся предметом, в частности русским языком, побуждали их к узнаванию нового и под руководством педагога, и самостоятельно.
Игровые методы обучения дают возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников; умение оценить себя – важная способность человека, помогающая ему в жизни. Недооценка своих способностей мешает быть инициативным, решительным, энергичным. На это направлены уроки–конкурсы, уроки–соревнования, уроки–путешествия.
Уроки игрового характера помогают развивать у подростков их творческий потенциал, расширяют кругозор, углубляют знания по русскому языку. Подготовка к подобным занятиям помогает ученику проявлять все свои положительные личностные качества, смекалку, фантазию, творческие способности. Игра в руках хорошего организатора, по словам К.Д. Ушинского, превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников (учеников) большого умственного напряжения и в то же время принося им огромное удовольствие и удовлетворение.
«Орфографический поединок»для 7 класса.
Урок–соревнование (2 часа)
Форма проведения:
Класс делится на 2 команды, в которых имеются «теоретики», «практики», «аналитики», «путешественники», «умнейшие».
«Поединок» проводится между «теоретиками» 1-й и 2-й команды, между «практиками» и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество побед.
Цель урока: проверить степень усвоения детьми орфографических правил в правописании причастий, умение теоретически объяснить ту или иную орфограмму, преобразовать текст с употреблением причастий и причастных оборотов.
Оборудование: карточки к конкурсам – «поединкам»; схемы, изготовленные детьми, для иллюстрации орфографических правил; оформление доски – по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности команд к уроку.
II. Вступительное слово учителя:
– Александр Иванович Куприн говорил, что «Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием «от нечего делать», но насущной необходимостью». На сегодняшнем нашем занятии в «орфографическом поединке» вы продемонстрируете все свои знания о причастии, о его правописании.
III. Образование причастных оборотов и преобразование предложений
А.С.Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную кратность причастия вялым оборотом».
В нашем первом задании вступающие в поединок «путешественники» преобразуют предложения, используя причастные обороты. I команда использует причастные обороты с действительными причастиями, II команда – со страдательными причастиями.
1. На реке Неве … стоит город Санкт-Петербург. 2. Река Амур … течет с запада на восток. 3. Киев … стоит на реке Днепре. 4. Река Нил … впадает в Средиземное море. 5. Река Ганг …имеет огромную дельту. |
IV. Конкурс «Объясни!»
В поединок вступают «теоретики». Они теоретически докажут нам правильность или неправильность правописания причастий.
Задание I команде:
Ре…щий, стро…щий; расстрел…ый,
просе…ый; мер…ый, слыш…мый.
Закач…нный – закач…нный (газ в баллоне).
Задание II команде:
Кол…щий, мол…щий, побел…ый;
обве…ый; муч…ый, чита…мый.
Прове…нное – прове…вший.
V. Турнир «практиков».
Практики получают по 2 карточки.
Задание №1
Расставить знаки препинания и верно записать причастия с частицей не.
Карточка №1 (для I команды)
Была весна и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций. Лёд (не) окрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. С моря доносится (не) умолкающий (ни) на минуту шум прибоя. Мне хотелось узнать о самых маленьких (не) видимых глазом животных. |
Карточка №1 для II команды
Статьи (не) напечатанные при жизни писателя вышли одним томом. Ответ который был бы (не) жданным мог быть нами и (не) получен. Оркестр играл «(Не) оконченную симфонию» Шуберта. (Не) скошенная вовремя пшеница стала осыпаться. На севере Кольского полуострова расположен порт Мурманск (не) замерзающий даже зимой. |
Задание №2: «Кто быстрее?»
Преподаватель засекает время, за которое команды выполнят задание. Кто быстрее – тот победил в поединке (за неверные ответы – штрафные баллы).
Карточка №2 для I команды | Карточка №2 для II команды | |
(Не) зависимый человек | (Не) преодолимые трудности | |
(Не) замеченная мною ошибка | (Не) решенный правлением вопрос | |
(Не) заменимый помощник | (Не) забываемое путешествие | |
(Не) утомимый работник | Ничем (не) нарушаемая тишина | |
(Не) обозримые сразу просторы | (Не) проверяемые ударением орфограммы | |
(Не) проходимые дебри | (Не) замерзающий ручей | |
(Не) заслуженный мною упрек | (Не) написанное письмо | |
(Не) продуманный ответ | (Не) сделанная работа | |
(Не) примиримые враги. | (Не) полученный аванс. | |
(Не) проверенное учителем задание | (Не) сделано задание | |
(Не) растраченная энергия | (Не) крашенный мамой пол |
VI. Поединок «аналитиков».
«Аналитики» получают одинаковые карточки. После трехминутной подготовки по очереди называют орфограмму, объясняя её написание.
1. Войска противника сосредоточе…ы в пункте № 2. 2. Лица студентов серьёзны и сосредоточе…ы. 3. В новом хозяйстве образова…ы три новых бригады. 4. Эти люди умны и образова…ы. 5. Медициной изыска…ы новые способы лечения оспы. 6. Манеры его не отличались простотой, а были изыска…ы. 7. Дети были капризны и избалова…ы. 8. Девочка сильно избалова…а матерью. 9. Она всегда сдержа…а и умере…а в своих требованиях. 10. Глаза Софьи были заплака…ы и заспа…ы. |
VII. Поединок «умнейших».
В число «умнейших» отбираются учащиеся с хорошими знаниями по русскому языку.
Задание 1. Составить словосочетания со словами, данными в карточках. Правильно прочитать их.
Карточка для I команды | Карточка для II команды | |
Пиленный Варёный Ученный Сушёный Точенный Названый. | Пилёный Варенный Учёный Сушенный Точёный Названный. |
Ответ: Слова с одним -н- – это причастия, перешедшие в прилагательные. Различие в произношении этих слов объясняется наличием ударения в словах, являющихся главными в словосочетаниях, например:
Карточка для I команды | Карточка для II команды | |
П'иленный электролобзиком образец Варёный рис 'Ученный наизусть текст Сушёный абрикос Т'оченный на станке бородок Названый брат. | Пилёный лес В'аренный на медленном огне Учёный кот С'ушенный на солнце гриб Точёный стан Н'азванный мною адрес |
Задание 2.
Какое явление используется автором в стихотворении? Назовите все причастия–существительные.
Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, | Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас. |
Ответ
Здесь используется такое явление в русском языке, как переход одной части речи в другую, в частности, переход причастия в существительные. Например: вспомним (кого?) отступавших, павших, пропавших, провожавших, встречавших, подавших, помолившихся.
Задание 3
Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где использовались бы причастия в любой форме. Привести по 5 примеров.
Возможные варианты ответов
- Испуганный зверь далеко бежит. (Пословица)
- Неиспытанный друг, что нерасколотый орех. (Пословица)
- Из горящего дома что вынесешь, то и твоё. (Поговорка)
- У работящего в руках огнём дело горит. (Поговорка)
- Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с быстротой поражающей. (Высказывание М.Горького)
- Битый небитого везет. (Поговорка)
- Ходить с протянутой рукой. (Фразеологизм)
- Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Загадка: небо, звезды, месяц)
- Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)
- Жизнь дана на добрые дела. (Пословица).
VIII. Подведение итогов «поединков».
Выступление членов жюри.
Награждение победившей команды.
Обязательно отметить лучших участников «поединков»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографический поединок
Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Неверно думать, что подросткам уже...
Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.
В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!
Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...