Орфографический поединок
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ахметова Ландыш Камилевна

 

Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Неверно думать, что подросткам уже не нужны игровые действия. В возрасте 11–14 лет, как известно, многие школьники теряют интерес к учению. Поэтому очень важно, чтобы занятия в школе носили не только учебный, познавательный характер, но и способствовали неподдельной заинтересованности учащихся предметом, в частности русским языком, побуждали их к узнаванию нового и под руководством педагога, и самостоятельно.

Игровые методы обучения дают возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников; умение оценить себя – важная способность человека, помогающая ему в жизни. Недооценка своих способностей мешает быть инициативным, решительным, энергичным. На это направлены уроки–конкурсы, уроки–соревнования, уроки–путешествия.

Уроки игрового характера помогают развивать у подростков их творческий потенциал, расширяют кругозор, углубляют знания  по русскому языку. Подготовка к подобным занятиям помогает ученику проявлять все свои положительные личностные качества, смекалку, фантазию, творческие способности. Игра в руках хорошего организатора, по словам К.Д. Ушинского, превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников (учеников) большого умственного напряжения и в то же время принося им огромное удовольствие и удовлетворение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magarif.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Неверно думать, что подросткам уже не нужны игровые действия. В возрасте 11–14 лет, как известно, многие школьники теряют интерес к учению. Поэтому очень важно, чтобы занятия в школе носили не только учебный, познавательный характер, но и способствовали неподдельной заинтересованности учащихся предметом, в частности русским языком, побуждали их к узнаванию нового и под руководством педагога, и самостоятельно.

Игровые методы обучения дают возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников; умение оценить себя – важная способность человека, помогающая ему в жизни. Недооценка своих способностей мешает быть инициативным, решительным, энергичным. На это направлены уроки–конкурсы, уроки–соревнования, уроки–путешествия.

Уроки игрового характера помогают развивать у подростков их творческий потенциал, расширяют кругозор, углубляют знания  по русскому языку. Подготовка к подобным занятиям помогает ученику проявлять все свои положительные личностные качества, смекалку, фантазию, творческие способности. Игра в руках хорошего организатора, по словам К.Д. Ушинского, превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников (учеников) большого умственного напряжения и в то же время принося им огромное удовольствие и удовлетворение.

«Орфографический поединок»для 7 класса.

Урок–соревнование (2 часа)

Форма проведения:

Класс делится на 2 команды, в которых имеются «теоретики», «практики», «аналитики», «путешественники», «умнейшие».

«Поединок» проводится между «теоретиками» 1-й и 2-й команды,  между «практиками» и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество побед.

Цель урока: проверить степень усвоения детьми орфографических правил в правописании причастий, умение теоретически объяснить ту или иную орфограмму, преобразовать текст с употреблением причастий и причастных оборотов.

Оборудование: карточки к конкурсам – «поединкам»; схемы, изготовленные детьми, для иллюстрации орфографических правил; оформление доски – по теме урока.

Ход урока

I.        Организационный момент

Проверка готовности команд к уроку.

II.        Вступительное слово учителя:

– Александр Иванович Куприн говорил, что «Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием «от нечего делать», но насущной необходимостью».  На сегодняшнем нашем занятии в «орфографическом поединке» вы продемонстрируете все свои знания о причастии, о его правописании.

III.        Образование причастных оборотов и преобразование предложений

А.С.Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную кратность причастия вялым оборотом».

В нашем первом задании вступающие в поединок «путешественники» преобразуют предложения, используя причастные обороты. I команда использует причастные обороты с действительными причастиями, II команда – со страдательными причастиями.

1. На реке Неве … стоит город Санкт-Петербург.

2. Река Амур … течет с запада на восток.

3. Киев … стоит на реке Днепре.

4. Река Нил … впадает в Средиземное море.

5. Река Ганг …имеет огромную дельту.

 

IV.        Конкурс «Объясни!»

В поединок вступают «теоретики». Они теоретически докажут нам правильность или неправильность правописания причастий.

Задание I команде:

Ре…щий,        стро…щий;        расстрел…ый,

просе…ый;        мер…ый,        слыш…мый.

Закач…нный – закач…нный (газ в баллоне).

Задание II команде:

Кол…щий,        мол…щий,        побел…ый;

обве…ый;        муч…ый,        чита…мый.

Прове…нное – прове…вший.

  

V.        Турнир «практиков». 

Практики получают по 2 карточки.

Задание №1

Расставить знаки препинания и верно записать причастия с частицей не.

Карточка №1 (для I команды)

Была весна и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций.

Лёд (не) окрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

С моря доносится (не) умолкающий (ни) на минуту шум прибоя.

Мне хотелось узнать о самых маленьких (не) видимых глазом животных.

Карточка №1 для II команды

Статьи (не) напечатанные при жизни писателя вышли одним томом.

Ответ который был бы (не) жданным мог быть нами и (не) получен.

Оркестр играл «(Не) оконченную симфонию» Шуберта.

(Не) скошенная вовремя пшеница стала осыпаться.

На севере Кольского полуострова расположен порт Мурманск (не) замерзающий даже зимой.



Задание №2: «Кто быстрее?»

Преподаватель засекает время, за которое команды выполнят задание. Кто быстрее – тот победил в поединке (за неверные ответы – штрафные баллы).

Карточка №2 для I команды

Карточка №2 для II команды

(Не) зависимый человек

(Не) преодолимые трудности

(Не) замеченная мною ошибка

(Не) решенный правлением вопрос

(Не) заменимый помощник

(Не) забываемое путешествие

(Не) утомимый работник

Ничем (не) нарушаемая тишина

(Не) обозримые сразу просторы

(Не) проверяемые ударением орфограммы

(Не) проходимые дебри

(Не) замерзающий ручей

(Не) заслуженный мною упрек

(Не) написанное письмо

(Не) продуманный ответ

(Не) сделанная работа

(Не) примиримые враги.

(Не) полученный аванс.

(Не) проверенное учителем задание

(Не) сделано задание

(Не) растраченная энергия

(Не) крашенный мамой пол

 

VI.        Поединок «аналитиков».

«Аналитики» получают одинаковые карточки. После трехминутной подготовки по очереди называют орфограмму, объясняя её написание.

1. Войска противника сосредоточе…ы в пункте № 2.

2. Лица студентов серьёзны и сосредоточе…ы.

3. В новом хозяйстве образова…ы три новых бригады.

4. Эти люди умны и образова…ы.

5. Медициной изыска…ы новые способы лечения оспы.

6. Манеры его не отличались простотой, а были изыска…ы.

7. Дети были капризны и избалова…ы.

8. Девочка сильно избалова…а матерью.

9. Она всегда сдержа…а и умере…а в своих требованиях.

10. Глаза Софьи были заплака…ы и заспа…ы.

 

VII.        Поединок «умнейших».

В число «умнейших» отбираются учащиеся с хорошими знаниями по русскому языку.

Задание 1. Составить словосочетания со словами, данными в карточках. Правильно прочитать их.

Карточка

для I команды

Карточка

для II команды

Пиленный

Варёный

Ученный

Сушёный

Точенный

Названый.

Пилёный

Варенный

Учёный

Сушенный

Точёный

Названный.

Ответ: Слова с одним -н- – это причастия, перешедшие в прилагательные. Различие в произношении этих слов объясняется наличием ударения в словах, являющихся главными в словосочетаниях, например:

Карточка для I команды

Карточка для II команды

П'иленный электролобзиком образец

Варёный рис

'Ученный наизусть текст

Сушёный абрикос

Т'оченный на станке бородок

Названый брат.

Пилёный лес

В'аренный на медленном огне

Учёный кот

С'ушенный на солнце гриб

Точёный стан

Н'азванный мною адрес

Задание 2.

Какое явление используется автором в стихотворении? Назовите все причастия–существительные.

Вспомним с нами отступавших,

Воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших,

С кем видались мы хоть раз,

Провожавших, вновь встречавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

Ответ

Здесь используется такое явление в русском языке, как переход одной части речи в другую, в частности, переход причастия в существительные. Например: вспомним (кого?) отступавших, павших, пропавших, провожавших, встречавших, подавших, помолившихся.

Задание 3

Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где использовались бы причастия в любой форме. Привести по 5 примеров.

Возможные варианты ответов

  1. Испуганный зверь далеко бежит. (Пословица)
  2. Неиспытанный друг, что нерасколотый орех. (Пословица)
  3. Из горящего дома что вынесешь, то и твоё. (Поговорка)
  4. У работящего в руках огнём дело горит. (Поговорка)
  5. Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с быстротой поражающей. (Высказывание М.Горького)
  6. Битый небитого везет. (Поговорка)
  7. Ходить с протянутой рукой. (Фразеологизм)
  8. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Загадка: небо, звезды, месяц)
  9. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)
  10. Жизнь дана на добрые дела. (Пословица).

VIII.        Подведение итогов «поединков».

Выступление членов жюри.

Награждение победившей команды.

Обязательно отметить лучших участников «поединков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографический поединок

Игра сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, развивая способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Неверно думать, что подросткам уже...

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...