Упражнения
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_napravlennye.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).
№1. Превратите предложение в аргумент: мысль раскройте так, чтобы исходное предложение стало аргументом к какому-либо тезису. Для связи частей высказывания используйте слова: поэтому; вот почему; неудивительно, что; отсюда следует; именно из-за этого и др.
Образец: В наше время вред природе, наносимый человеком, достиг огромных масштабов. – В наше время вред природе, наносимый человеком, достиг огромных масштабов, поэтому медлить с её охраной больше нельзя.
А. Современные подростки проводят за компьютером слишком много времени.
Б. В общении с людьми нужно быть вежливым.
В. В наше время необходимо знание английского языка.
Г. Настоящего друга найти трудно.
№2. Приведите аргументы «против», вежливо не соглашаясь с приведённым тезисом.
Образец: Хорошо жить в городе. – Хорошо жить в городе, но, к сожалению, состояние экологии здесь оставляет желать лучшего.
А. Правду надо говорить не всегда.
Б. Успех в жизни человека определяет случай.
В. Спортом должен заниматься тот, кому это необходимо.
Г. С приходом интернета книги утратили свою значимость.
№3. Сформулируйте тезисы к сочинениям на темы:
А. Что можно понять о человеке, судя по его речи?
Б. Трудно ли писать сочинение?
В. Надо ли стремиться к славе?
Г. «Льстец словами – змей под цветами» (пословица).
№4. Воспользовавшись сборниками цитат и афоризмов, используйте «ссылку на авторитет» в качестве аргументов к тезисам.
А. Вежливость – важное качество человека.
Б. Гордость разрушает Человека.
В. Русский язык – один из самых красивых языков мира.
№5. В данном тексте укажите тезис, сформулируйте его в виде вопроса, определите способ аргументации. Какую точку зрения разделяете вы?
Современная наука получает противоположные оценки. С одной стороны, наука рассматривается как великое благо для человечества. Она позволяет создать удобства, увеличить материальное благосостояние, избавляет людей от страшных болезней, продлевает жизнь, позволяет использовать пространство и время.
С другой стороны, наука выступает как исчадие ада. Она создаёт технику, отчуждающую людей от природы и от самих себя, оружие массового уничтожения, бесцеремонно вмешивается в человеческий организм, перекраивая его на новый лад. В этом облике она – зло, а учёные – это демонические гении, чья деятельность должна быть осуждена и запрещена.
(По материалам периодической печати)
№6. Используя «ссылку на общезначимый опыт», привести не менее двух аргументов к предложенным тезису и выводу.
Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, стал её неотъемлемой частью.
......................................
......................................
Именно поэтому современному человеку очень трудно обойтись без компьютера.
№7. Опираясь на аргументы и вывод, сформулируйте тезис, в котором звучит проблема (возможны разные виды формулировки: утверждение или вопрос).
А. ...................................
Одни держатся уважительно, и тогда стороны испытывают желание разобраться в проблемах. Другие чувствуют себя как на войне, поэтому им приходится находиться в боевой готовности. А есть горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.
Таким образом, поведение участников спора влияет на успех обсуждения, а понимание особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.
Б. ...................................
Во-первых, музыка делает людей лучше, как говорил Гендель, «высекает огонь из сердец». Во-вторых, музыка приносит людям утешение. В-третьих, она «пробуждает чувства добрые».
Музыка не развлечение, это могучее средство духовного обогащения.
№8. Прочитайте текст и выполните задания.
Что происходит в душе человека в тот момент, когда он лжёт? Люди начинают воспринимать своё лицо как маску. У одних появляется чувство растерянности, и они отводят глаза в сторону. Другие, понимая, что выдать себя нельзя, стараются повысить самоконтроль и заставляют себя смотреть прямо на того, кому лгут. Глаза их при этом сужаются, взгляд становится напряжённым, на лице появляется нелепая асимметричная улыбка.
А. Выделите тезис. Назовите способ его формулировки.
Б. Сформулируйте проблему.
В. Подчеркните в тексте слова и выражения, которые отражают авторскую позицию.
Г. Выразите своё отношение к точке зрения автора на данную проблему.
Д. Подкрепите свою позицию двумя аргументами. Каким способом аргументации вы воспользуетесь?
№9. Приведите примеры следующих проблем (3 – 4):
А. философские (добро и зло, ...)
Б. социальные (взрослые и дети, ...)
В. политические (проблема власти, ...)
Г. экологические (влияние человека на природу, ...)
Д. нравственные (любовь в жизни человека, ...)
Е. семейные (отцы и дети, ...)
№10. Установите соответствие.
Проблема | Авторская позиция |
1. Проблема воспитанности человека. | 1. Родную землю любят не за богатства и броскую красоту, а просто за то, что именно этот уголок земли научил видеть и понимать прекрасное, «как бы невзрачно на вид оно ни было»; любовь к родным местам не забудется, «как никогда не забывается первая любовь». |
2. Роль «малой» родины в жизни человека. | 2. Вода играет огромную роль в жизни людей, она обладает уникальными физико-химическими свойствами, благодаря которым сохраняется жизнь всего живого на Земле. |
3. Проблема понимания и терпимого отношения к миру и людям. | 3. Человек слова – это тот, на кого всегда можно положиться; небрежность в человеческих отношениях у многих вошла в привычку; многое в характере зависит от самого человека. |
4. Проблема уничтожения системы жизнеобеспечения на Земле. | 4. Человеческие качества зависят от той земли, на которой ты родился и вырос; родная земля «способна исправить ошибки родительского воспитания». |
5. Проблема любви к родному краю. | 5. Нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру, воспитывать в себе любознательное отношение к природе; надо глубоко познавать законы природы. |
6. Отношение человека к природе. | 6. Человек, уничтожая леса, отравляя реки, совершает самоубийство. |
7. Проблема дружбы. | 7. Интеллигентность «делает человека не только здоровым, но и красивым»; быть интеллигентным – долг человека как перед обществом, так и перед самим собой. |
8. Проблема охраны природы, проблема экологической грамотности людей. | 8. Такой человек всегда одинаково вежлив со знакомыми и незнакомыми людьми, и эта вежливость ему легка и приятна. |
9. Проблема «мелких предательств», проблема самовоспитания. | 9. Каждый человек неповторим; характер человека развивается под влиянием среды, родителей, школы и друзей, что очень сильно влияет на человеческие отношения. |
10. Проблема воды как источника жизни на Земле. | 10. Незнание человеком законов природы ведёт к большим бедам; в природе всё взаимосвязано, всё зависит одно от другого, нарушать эти законы нельзя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме«Обучение упражнений со штангой на верхний плечевой пояс и мышцы ног. Обучение и совершенствование техники выполнения упражнений на тренажёрах».
Открытое занятие...
Термины акробатических упражнений. Термины для обозначения маховых движений (махов). Термины упражнений на снарядах
Краткий словарь терминов по разделу "Гимнастика"...
План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."
Дата проведения:06.02.2014г. Место проведения: спортзал МБОУ Оболенская СОШ Серпуховского района Подмосковья....
Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие
Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...
Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...
Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.
В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...
Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.
Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...