Задания блока В
тест по русскому языку (11 класс) по теме
Представленный материал рекомендуется для подготовки учащихся к ЕГЭ. В вариантах представлены задания блока Б с кратким ответом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Б.8.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык древней славянской культуры. (2)Русский литературный язык, начиная с 11 века, испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. (3)Какова же его история?
(4)Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе одного из диалектов древнеболгарского языка первыми проповедниками христианства в славянских странах.
(5)В 9 веке на территории нынешней Чехии было славянское княжество Моравия. (6)В 863 году моравский князь Ростиславу обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. (7) Византийский император направил в Моравию учёных братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы они могли выполнить эту миссию.
(8)Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. (9)Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллицы».
(10)Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся вначале среди западных и южных славян. (11)После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. (12)В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. (13)Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. (14)Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.
А28 Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1)Старославянский язык – это старый славянский язык.
2)На формирование русского литературного языка старославянский язык оказал влияние.
3)Кирилл и Мефодий занимались переводом богослужебных книг с греческого на древнеболгарский язык.
4)Славянская азбука называется «кириллицей» в честь миссионера Константина.
А29 Какой тип речи представлен в этом тексте?
1)повествование с элементами рассуждения 2)рассуждение с элементами повествования
3)рассуждение с элементами описания 4) описание с элементами повествования.
А30 Укажите предложение, в котором используются контекстуальные антонимы.
1)4 2)7 3)10 4)11
В1 Из предложений 5, 11, 12 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
В2 Из предложения 8 выпишите все относительные прилагательные.
В3 Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПРОСЬБА ПРИСЛАТЬ (ЛЮДЕЙ) (предложение 6)
В4 Среди предложений 10-14 найдите сложное предложение . в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер.
В5 Среди предложений 4-9 найдите предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Напишите их номера.
В6 Среди предложений 5-7 найдите сложное предложение с придаточным цели. Напишите его номер.
В7 Среди предложений 10-14 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите его номер.
В8 Отношение автора к истории языка выражено при помощи такого средства, как….. (предложения 10), а также ….. («испытывать влияние», «оказать влияние»). Предложения связываются между собой при помощи … и….. Давая ответ на поставленный вопрос, автор использует ….
Список терминов: 1)сравнительный оборот 2)противопоставление 3)эпитеты 4)вопросно-ответная форма изложения 5)устойчивые глагольно-именные словосочетания 6)лексический повтор 7)анафорические местоимения 8)эмоционально-оценочные слова
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Познакомимся с биографией алмаза, удивительного и , пожалуй, загадочного минерала. (2) Он преподнёс учёным немало неожиданностей. (3) И никто не скажет, что их не будет впереди. (4) Вспомните: алмаз – близкий родственник чёрному, тусклому, мягкому графиту.
(5)Алмаз режет стекло, металлы, любые горные породы – графит мягок, стирается. (6)Алмаз редкостен – он стоит дорого; графит дёшев: он образует гигантские залежи. (7)И тем не менее они «братья по крови»: по своему составу один неотличим от другого. (8)Есть у алмаза ещё один брат: каменный уголь. (9)Антрацит и сверк5ающий бриллиант – тоже кровные братья. (10)Углерод связывает эти внешне различные материалы.
(11)Хотя учёные неопровержимо доказали, что состав алмаза и графита одинаков, но атомы у каждого размещены по-своему. (12)В алмазе они туго набиты. (13)Такая плотная «упаковка» и определяет его свойства: значительный удельный вес, поразительную твёрдость, высокий показатель преломления света. (14)В графите атомы расположены разрежённо, слоями, по ним легко его расколоть. (15)На карандашную начинку уходит мало графита. (16)Он обладает важным качеством: выдерживает высокую температуру. (17)Его широко используют в металлургии, электротехнике. (18)Графитовые стержни в атомном котле задерживают полёт нейтронов.
(19)Таковы различные воплощения углерода: то огн топливо, то огнеупор, то мечущий холодные брызги бриллиант.
А28 Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1)Состав алмаза и графита одинаков благодаря одинаковому размещению атомов.
2)Углерод – общий элемент таких минералов, как алмаз, графит, каменный уголь.
3)Алмаз многим удивил учёных.
4)Графит легко раскалывается из-за особого расположения атомов.
А29 Какой тип речи представлен в этом тексте?
1)повествование с элементами рассуждения 2)рассуждение с элементами повествования
3)рассуждение с элементами описания 4)описание с элементами повествования
А30 Укажите предложение, в котором используются контекстуальные антонимы.
1)19 2)5 3)6 4)11
В1 Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2 Из 11 предложения выпишите все подчинительные союзы.
В3Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВНЕШНЕ РАЗЛИЧНЫЕ (10 предложение)
В4 Среди предложений 4-8 найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Напишите его номер.
В5 Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными определениями. Напишите их номера
В6 Среди предложений 7-12 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите его номер
В7 Среди предложений 6-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите его номер.
В8 Размышляя о происхождении алмаза, автор отмечает, что этот камень преподнёс учёным немало неожиданностей. Поэтому в самом начале (предложение 1)появляются …. («удивительный», загадочный). Сравнивая алмаз с графитом, автор использует такую синтаксическую конструкцию, как… (предложение 6), а также обращается к … (удельный вес, атомы, твёрдость, преломление света, температура, нейтроны), свойственные научному стилю. Образность создаётся при помощи такого тропа, как… (родственник, упаковка, начинка, атомный котёл, братья по крови), … (дорого – дёшев, редкостен – гигантские залежи), … предложение 8.
Список терминов: 1)риторический вопрос 2)лексический повтор 3)разговорная лексика 4)научная лексика 5)метафоры 6)вопросно-ответная форма изложения 7)сравнение 8)инверсия 9)параллелизм 10)эпитеты 11)антитеза 12)антонимы
Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я живу с чувством, что когда-нибудь вернусь на родину навсегда. (2)Может быть, мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. (3)Одно дело жить и бороться , когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. (4)И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. (5)Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
(6)Я долго стыдился, что я из деревни и что деревня моя чёрт знает где – далеко. (7)Любил её молчком, не говорил много. (8)Служил действительную, как на грех, во флоте, где в то время, не знаю, как теперь, витал душок некоторого пижонства: ребятки в основном все из городов, из больших городов, я и помалкивал со своей деревней. (9)Но потом заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-нибудь стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нём до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали. (10)Смотрит какой-нибудь ясными-ясными глазами и просто говорит: «Вяцкий». (11) И с него взятки гладки. (12)Я удивился – до чего это хорошо, не стал больше прятаться со своей2 деревней. (13)Конечно, родина простит мне эту молодую дурь, но впредь я зарёкся скрывать что-нибудь, что люблю и о чём думаю.
(14)Родина… (15)И почему же живёт в сердце мысль, что когда-нибудь я останусь там навсегда? (16)Может, потому , что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе.
По В.М.Шукшину.
А28 В какой фразе раскрывается основная мысль текста?
1)1 2)3 3)9 4)16
А29 Какой тип(ы) речи представлен(ы) в этом тексте?
1)рассуждение и описание 2)повествование и рассуждение 3)рассуждение 4)повествование
А30 Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?
1)родная речь (5) 2)врачуют (5) 3)прятаться (12) 4)в крови (4)
В1Из предложения 4 выпишите слово, образованное сложносуффиксальным способом (сложение с суффиксацией)
В2 Из предложения 9 выпишите все слова в форме сравнительной степени
В3 Укажите тип связи в словосочетании СЛУЖИЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ (предложение 8)
В4 Среди предложений 1-5 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите его номе6р.
В5 Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными конструкциями. Напишите их номера.
В6 Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённые предложения, в которых есть придаточные определительные. Напишите их номера.
В7 Среди предложений 6-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите его номер.
В8 В.М.Шукшин, размышляя о родине, считает, что когда-нибудь он вернётся в родные места навсегда. Поэтому … появляется в первых предложениях (1-3_. Образность создаётся за счёт таких тропов, как… (запас прочности, коснуться животворной силы, стойкость духа, витал душок пижонства, живёт в сердце), … (чёрт знает где, взятки гладки), … (родной, огромный, ласковый). Синтаксические конструкции с … (предложения1, 6. 12), а также …. (предложение 15), … (предложение9) создают в тексте особое поэтическое настроение6, подчёркивают настроение писателя.
Список терминов: 1)метафоры 2)метонимия 3)эпитеты 4)анафора 5)сравнение 6)риторический вопрос 7)инверсия 8)противопоставление 9)фразеологические обороты 10) лексический повтор 11)литота 12)параллелизм
Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания
(1)А началось всё с собаки. (2) Одним весенним воскресным днём, пребывая в слегка приподнятом настроении, мужик угостил бегающую вокруг собаку куском булки. (3)Собака булку радостно сжевала, после чего увязалась за мужиком. 4) Дойдя до дома, мужик хотел было с двортерьером распрощаться, но… собака так посмотрела в его глаза, что он просто не смог. (5) И животное прописалось у него в квартире.
(6) Жена, естественно, оказалась резко против. (7) Таким сюрпризам, сами понимаете, мало какая супруга обрадуется. (8)Тем более что собака не была ни декоративной, ни породистой – стандартный такой дворовый пёс.
(9) Короче, собака переночевала на коврике в прихожей, а утром жена зашлась в хриплом кашле. (10) У неё открылась аллергия на собачью шерсть (11)мужик встал перед выбором – или собака, или жена.
(12)Думаете, собаку выгнали обратно на улицу и на этом приключение закончилось?
(13)Нет (14) Русская смекалка мужика не подвела. (15) Он просто переселил собаку за дверь: на лестничную площадку своей хрущёвки. (16) Поставил там миску с кормом, постелил коврик и сообщил соседям, что его собака будет жить теперь там.
(17)Соседи отреагировали на удивление спокойно. (18) Большинство, морщась, сказали мужику4: «Пусть живёт». (19) Проблемы возникли только с двумя женщинами .
(20) Первая – молодая мать молочного младенца – была сильно недовольна необходимостью слушать собачий лай. (21) А лаяла собака довольно часто: на каждого поднимающегося по ле6стнице незнакомого человека. (22) Но сосед напомнил девушке о ночных покрикушках её ребёнка, и на этом конфликт был исчерпан.
(23) Вторая соседка – женщина лет пятидесяти – имела привычку курить на лестничной площадке. (24) Собака методично облаивала её каждый раз, когда дама выходила курить. (25)Здесь договориться было сложнее, но в итоге мужик сказал, что у его жены астма, поэтому наполнять лестницу дымом – вреднее, чем держать собаку. (26) Этот аргумент ок5азался достаточно весомым.
(27) В общем, собака успешно прописалась в подъезде. (28) Уже через ме6сяц она перенюхала всех жителей и перестала лаять по пустякам. (29) А ребёнок чуть постарше, с третьего этажа, даже подружился с животным и начал носить ему косточки.
А28 Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1)Мужик из-за собаки постоянно ругался с женой и соседями. 2)Собака жила на лестничной площадке
3)Собака была не декоративной и не породистой 4)Собака постоянно лаяла по пустякам.
А29 Какой тип(ы) речи представлен(ы) в этом тексте?
1)повествование и описание 2)повествование и рассуждение 3)рассуждение 4)повествование
А30 Какое из данных слов и сочетаний в тексте6 употреблено в прямом значении?
1)прописаться (27) 2)увязалась за мужиком (3) 3)радостно жевать (3) 4) зашлась (9)
В1 Из предложений 9-11 выпишите слова, которые образованы приставочным способом.
В2 Из предложений 20-22 выпишите притяжательное прилагательное
В3 Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
В4 Среди предложений 6-11 найдите простые предложения с вводными словами. Напишите их номера.
В5 Среди предложений 1-5 найдите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства. Напишите их номера.
В6 Среди предложений 20-26 найдите сложное предложение, одна из частей которого является придаточным следствия. Напишите его номер.
В7 Какое из предложений 24-29 связано с предыдущим при помощи личного местоимения? Напишите номер.
В8 Особенности авторского стиля и отношение к действительности проявляются в употреблении тропов: … «мужик угостил», (2), «хотел распрощаться» (4) , … «так посмотрела» (4), использовании таких синтаксических фигур, как … (12) . Мнение автора выражается при помощи …. «естественно» (6), «короче» (9) и … («мужик». «миска», «покрикушки»).
Список терминов:
1)риторический вопрос 2)разговорная лексика 3)гипербола 4)литота 5)метафора 6)вопросно-ответная форма изложения 7)сравнение 8)инверсия 9)модальные слова.
Вариант 5
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Однажды я плыл по реке на лодке. (2) День был летний, жаркий. (3) на берегу я увидел знакомого рыбака Шашкина. (4) Он крикнул мне: «Скоро будет дождь, выходите на берег».
(5)Я вышел на берег, и мы пошли по лесу. (6) И вдруг в живописном уголке леса я увидел маленький дом, который раньше не замечал.
(7) – Чей это дом? – спросил я.
(8) – Святослава Рихтера, музыканта. (9) А вы разве не знали? (10) Московский музыкант. (11) Жена у него певица.
(12) Я не знал, что в этом тихом безлюдном месте жил наш известный пианист.
(13) – Да неужели вы не знали, что у нас здесь музыкант живёт? (14)Душа-человек! (15)Но не любит, чтобы ему мешали играть. (16) Здесь за лесом наша деревня. (17)Наши деревенские музыку любят. (18)Каждый вечер после работы приходят сюда слушать, как он играет. (19) Я раньше мало понимал в музыке, рояль я слышал только по радио. (20)Но вот в прошлом году плыл я ночью по реке. (21) Ночь была , как сейчас , тёплая, светлая. (22) И вдруг из леса я услышал музыку. (23) Казалось, весь лес и вода в реке поёт, и берёт тебя за сердце , и уводит в неизвестность. (24)Стыдно сказать, но скажу только вам: заплакал я и всю свою жизнь вспомнил, что в ней было плохого и хорошего. (25) С тех пор, как музыкант приезжает, каждый день сюда прихожу, жду! (26) Вот какие дела!
(27) Дождь кончился, я поехал домой. (28) Становилось темно. (29) Свежие после дождя цветы и деревья удивительно пахли. (30) Я почувствовал этот нежный запах и понял внезапно, как понял Шашкин музыку, как прекрасна наша земля и как трудно бывает выразить её красоту.
К Паустовский
А28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1)Музыка помогает в нашей жизни. 2)Музыка помогает понять человеку самого себя.
3)С.Рихтеру нравится играть для деревенских жителей.
4)Деревенские жители хорошо разбираются в музыке.
А29. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в этом тексте?
1)повествование и описание 2)повествование и рассуждение 3)рассуждение и описание 4)описание
А30. В каком предложении есть оксюморон?
1)6 2)12 3)21 4)24
В1Из предложений 8-13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2 Из предложений 27-30 выпишите прилагательное в краткой форме.
В3 Из предложения 27-30 выпишите все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ
В4 Среди предложений 12-18 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер.
В5 Среди предложений 5-11 найдите предложение с приложением. Напишите его номер.
В6 Среди предложений 21-26 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите его номер.
В7 Какое из предложений 7-11 связано с предыдущим при помощи анафорического местоимения?
В8 Немалое место в сфере интересов писателя занимал культурный аспект жизни человека. Так, в данном отрывке К Пау4стовский рассуждает о воздействии музыки на человека. Спокойная, размеренная интонация и …. «а вы разве не знали? Да неужели вы не знали? (10, 13) подчёркивают заинтересованное отношение автора к проблеме. Для того чтобы выразить влияние музыки на людей, писатель использует такой троп, как … («лес и вода в реке поёт и берёт тебя за сердце» в предложении 23) и такое сре6джство выразительности , как…. (вспомнил, что в ней было плохого и хорошего « в предложении 24). Создать образность помогают …. «живописный, безлюдный, свежий, нежный» ( в предложениях 6. 12, 29. 30)
Список терминов: 1)риторический вопрос 2)эпитеты 3)антонимы 4)метонимия 5)метафора 6)вопросно-ответная форма изложения 7)сравнительный оборот 8)инверсия
Вариант 6
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я хочу рассказать историю, которая во многом определила моё отношение к миру. (2) Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4) Однажды отец взял меня в город. (5) Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7) Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9) Книга была дорогой.
(10) Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги. (12)Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно: «А вдруг книгу уже продали?» (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке. (17) И на полчаса я стал центром внимания.
(18)Поезд отошёл от Москвы. (19) Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном. (20) И вдруг, о ужас! (21)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (22)Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (23) Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(24)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (25) Я плакал и не хотел выходить из вагона. (26) Лётчик обнял меня и сказал: «ничего, поезд ещё долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлём обязательно. Где ты живёшь?»
(27) Отец дал лётчику адрес. (28) На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу. (29) А через несколько дней к нам пришёл почтальон и принёс нам большой пакет, в котором была записка от лётчика:»Я же говорил, что мы её достанем» (30) А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(31)С того времени прошло 30 лет, книжки в войну потерялись. (32) Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я даже не знаю и даже не помню в лицо. (33) Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (34) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
По В.Пескову.
А28В каком(их) предложении(ях) автор открыто высказывает свою точку зрения по отношению к людям?
1)2 2)32 3)33.34 4)29, 30
А29Какй(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в этом тексте?
1)повествование и описание 2)повествование и рассуждение 3)рассуждение и описание 4)описание
А30 Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?
1)история (1) 2) дорогой (9) 3)исчезла (21) 4)вагон (16)
В1Из предложений 24-26 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
В2 Из предложений 27-30 выпишите все предлоги.
В3 Из предложения 15 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ
В4 Среди предложений 3-9 найдите сложные, одна из частей которых является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номера.
В5 Среди предложений 14-23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
В6 Среди предложений 14-17 найдите сложное сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным и обстоятельственным времени. Напишите его номер.
В7 Какое из предложений 11-13 связано с предыдущим при помощи лексического повтора?
В8Случай из детства навсегда остался в памяти автора и всплывает всегда, когда речь заходит о людях. Это воспоминание пробуждает самые тёплые чувства в душе Пескова. Переживая историю, произошедшую с ним, автор прибегает к использованию таких изобразительных средств, как….»вагон радовался» (16), «лес , поля бежали» (19), «вагон помогал» (23) и … «о, ужас!» (20) Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство , как… и ….(33, 34).
Список терминов: 1)риторический вопрос 2)эпитеты 3)антонимы 4)метонимия 5)метафора 6)вопросно-ответная форма изложения 7)сравнительный оборот 8)инверсия 9)антитеза 10)восклицание
Предварительный просмотр:
А11, В2
Морфологический анализ слова
Данные задания предлагают определить принадлежность заданного слова к той или иной части речи. Чтобы успешно выполнить задание, следует помнить:
Слова в предложении стоят в определенной форме, а часть речи легче определить по начальной форме (для имен и причастий – это мужской род, единственное число, для глагола – инфинитив).
Следует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи, и значение, свойственное этому классу слов.
Многие суффиксы помогут вам определить часть речи.
Цветом выделены темы, которые наиболее часто спрашиваются в заданиях А11 и В2
имя существительное | местоимение | имя числительное | имя прилагательное | наречие | ||||||
обозначает | предмет | указывает на предмет, признак и количество, но не называет их | число и порядок при счете | признак предмета | признак предмета, действия или признака | |||||
вопрос, на который отвечает | кто? что? | кто? что? какой? чей? сколько? который? | сколько? который? какой по счету? | какой? чей? каков? | в зависимости от разряда | |||||
основные разряды, группы | собственное (ФИО, названия) | нарицательное (общее наименование) | Разряды: 1) личные (я-ты, мы-вы, он-она-оно-они) 2) возвратное (себя) 3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их) 4) указательные (тот, этот, такой, таков, столько) 5) определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой) 6) вопросительные (кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?) 7) относительные (вопросительные, но для связи основ в сложном предложении) 8) отрицательные (НЕ-/НИ + вопросит.) 9) неопределенные (НЕ/-КОЕ + вопросит.; вопросит. + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ) | Разряды: 1) количественные (сколько?): дробное две вторых, полтора це-лое пять, сто, сорок во-семь собирательное двое, трое, пятеро | Разряды: - притяжательные (чей?); - относительные (какой?); - качественные (какой?), сочетаются с наречием очень) | Разряды: 1) образа действия (как? каким образом?) 2) времени (когда? с каких пор? как долго?) 3) места (где? куда? откуда?) 4) причины (почему?) 5) цели (зачем?) 6) меры и степени (насколько? в какой мере? во сколько?) 7) вопроси-тельные (слова-вопросы как? где? куда? откуда? зачем? почему? когда?) 8) отрица-тельные (НЕ-/НИ- + вопросит.) 9) неопределенные (КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ + вопросит.) 10) указательные (здесь, так туда, там, тут, оттуда, тогда) | ||||
одушевлен-ное кто? (В.п.=Р.п.) | неодушевлен. что? (В.п.≠Р.п.) | Для качественных прилагательных: - полная форма (какой); - краткая форма (каков?) Степени сравнения (суффиксы: | ||||||||
1 склон. муж. и жен. род, оконча-ние –а/-я или нулевое | 2 склон. муж. и ср. род, оконча-ние –о/-е, нуле-вое | 3 склон. жен. род, оконча-ние нулевое | 2) порядковые (какой? который?) простое (одно слово) четыре, двенадцать составное (несколько слов) тридцать шесть, три восьмых | прос-тая | состав-ная | |||||
сравни-тельная (суффик-сы) | -ее, -ей, -е, -ше | более, менее + прилаг. | ||||||||
превос-ходная | айш, ейш | самый + прил.; ср. степ. + всего (всех) | ||||||||
общие признаки | 1) род - мужской: он, какой? который? чей? каков? - женский: она, какая? которая? чья? какова? - средний: оно, какое?, которое? чье? каково? 2) число - единственное; - множественное. 3) падеж И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем? | не изменяется | ||||||||
С какой часть речи можно спутать | С существитель-ным, прилагательным, числительным. Запомнить! Местоимения не называют, а лишь указывают. Определительные местоимения следует лишь запомнить. | С прилагательным или местоимением. Запомнить! Имя числительное указывает на точное количество | У прилагательного и наречия одинаковы степени сравнения, краткую форму прилагательного можно спутать с наречием, НО: наречия отвечают на вопрос как? | |||||||
Глагол и глагольные формы
глагол | причастие | деепричастие | ||||
значение | действие предмета | признак предмета по действию | добавочное действие | |||
вопрос | что делать? что сделать? | какой? что делающий? что сделавший? что делаемый? что сделанный? | что делая? что сделав? | |||
одинаковые признаки | 1) вид: - совершенный (что сделать?) - несовершенный (что делать?) 2) переходность: - переходные (после глагола, причастия, деепричастия можно задать вопросы кого? или что? без предлога) - непереходные (нельзя задать такого вопроса) 3) возвратность: - возвратные (-ся, -сь) - невозвратные (нет этого постфикса) 4) спряжение: - I спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –Е или –У/Ю, если безударное – то инфинитив не на –ИТЬ) - II спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –И или –А/Я, если безударное – то инфинитив на –ИТЬ) | |||||
5) время: - будущее (только у глаголов) - настоящее - прошедшее 6) число: - единственное - множественное | ||||||
отличительные признаки | Наклонение: - изъявительное - повелительное (суффикс –И-) - сослагательное или условное (глагол + БЫ) | 1) склоняется по падежам и родам 2) может иметь полную (какой?) и краткую форму (что сделан?) | неизменяемая часть речи | |||
особенности | действительное | страдательное | совершенный вид: -в, -вши(сь), -а/-я, | несовершенный: -а/-я | ||
настоящее | -ущ-/-ющ- -ащ-/-ящ- | -ем-/-ом-/-им- | ||||
прошедшее | -вш-/-ш- | -енн-/-нн-/-т- | ||||
с какой частью речи можно спутать | Прошедшее время глагола, краткое страдательное и деепричастие часто очень похожи, так как все эти части речи выражают прежде всего действие. Отличать их необходимо по суффиксам и вопросам. Полное причастие внешне похоже на отглагольное прилагательное. Запомнить! Причастие всегда образуется с помощью стандартных суффиксов, которые прилагательному не присущи. |
Служебные части речи и междометие
предлог | союз | частица | междометие | |
функция | 1) невозможно задать вопрос; 2) связывает слова в предложении, указывает на падежные формы имен | 1) невозможно задать вопрос; 2) связывает однородные члены предложения и грамматические основы | 1) невозможно задать вопрос; 2) образует формы слов, выражает отрицание, смысловые оттенки, чувства, логические выделяет среди других слов | 1) невозможно задать вопрос; 2) выражает эмоции и чувства человека |
разряды | 1) по происхождению: - непроизводные (в, на, под, у, к, с, над, от, по, до) - производные, т.е. образованные от других частей речи (в течение, в продолжение, напротив, около, благодаря, вокруг, согласно и др.) 2) по составу: - простые (из одного слова); - составные (из нескольких слов) | 1) сочинительные: - соединительные (и, да, ни-ни, и-и, не только - но и, как – так и, тоже, также) - противительные (а, но, да(=но), зато, однако) - разделительные (или, либо, то-то, не то – не то, или – или). 2) подчинительные: - временные (когда, пока, едва, лишь, только лишь) - причинные (потому что, так как, оттого что, ибо) - целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы) - условные (если, раз, когда (=если)) - уступки (хотя, несмотря на то что, пускай) - сравнительные (как, как будто, словно, точно) - следствия (так что) - изъяснительные (что, чтобы, будто) | 1) формообразующие (бы, да, пусть, пускай, давай, более, менее, самый) 2) отрицательные (не, ни) 3) модальные (ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за, как, даже, ведь и др.) | 1) непроизводные (ах! ой! увы! фу! о!) 2) производные (батюшки! брось! вот еще! вот тебе на! и т.д.) |
ÑРазбор задания
Укажите верную характеристику слова НЕСКОЛЬКО в предложении: Человек, написавший на листе бумаги несколько фраз, отражающих его впечатления и раздумья, скорее всего, не думал ни о каких жанрах.
краткое прилагательное
наречие
краткое причастие
местоимение
Рассуждение: Читаем предложение и задаем вопрос к данному слову: фраз сколько? несколько. На вопрос сколько? могут отвечать только две части речи: числительное, местоимение. В вариантах присутствует только местоимение, поэтому именно вариант 4 является верным.
При рассуждении можно пойти другим путем, действуя методом исключения. Например, краткое прилагательное отвечает только на вопрос каков?, у причастий есть специфические суффиксы. Оба эти варианта не подходят. Слово несколько указывает на некоторое количество, именно указывает, но не называет, поэтому при колебании между вариантами наречие и местоимение, следует выбрать последний.
Укажите верную характеристику слова СВЯЗАН в предложении: Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией, а человек всегда находится в непредвиденной ситуации.
наречие
краткое прилагательное
краткое причастие
деепричастие
Рассуждение: Слово связан отвечает на вопрос что сделан?, кроме того, в его состав есть суффикс –н-, что указывает на отличительные признаки краткого страдательного причастия. Правильный вариант 3.
? Потренируйся
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.
(1)… (2) К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)… в жарких безводных котлованах-впадинах между хребтами-залегают красноцветные породы. (4) Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5) В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.
А8 Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении текста?
1) не покрывалась
2) не покрывалась морем
3) которая не покрывалась морем
4) которая не покрывалась
А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
А10 Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
А11 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.
1) неровности
2) уступы
3) сооружение в виде ряда ступеней
4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.
(1)… (2) Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3) От чего же зависит тембр звука? (4) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.
А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) инструменты исполняют (предложение 2)
2) наблюдать (предложение 5)
3) можно наблюдать (предложение5)
4) появится кривая (предложение 6)
А9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложноподчиненное
А10 Укажите предложение, в котором есть неопределенное местоимение.
1) 5 2) 2 3) 6 4) 4
А11 Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.
1) то, что дает начало чему-либо
2) естественный выход подземных вод на поверхность
3) тот, кто сообщает какие-либо сведения
4) первый момент какого-либо явления
Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11
(1)… (2) Одни люди лучше запоминают то, что они прочли или увидели (зрительный тип памяти), другие должны обязательно выслушать (слуховой тип). (3) Смешанный тип памяти отмечается, если память сочетает особенности всех трех типов. 4) Для совершенствования памяти нужно в первую очередь проследить за собой и определить, какой именно вид памяти у вас преобладает. (5) И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую. (6)… если человек хорошо запоминает прочитанное, то нужно, чтобы он еще и воспринимал материал на слух или записывал его.
А8 Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) должны (предложение 2)
2) проследить (и) определить (предложение 4)
3) нужно (предложение 4)
4) развита (предложение 5)
А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложноподчиненное
2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложносочиненное
4) сложное бессоюзное
А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова РАЗВИТА (предложение5).
1) краткое прилагательное
2) деепричастие
3) страдательное причастие
4) действительное причастие
А11 Укажите значение слова ПАМЯТЬ (предложения 2 –5).
1) воспоминание
2) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления
3) совокупность сведений о каких-либо событиях
4) запас хранящихся в сознании впечатлений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков - презентаций по теме "Word"+задания
Уроки-презентации позволят более наглядно изложить новый материал.Блок содержит 3 презентации....
Задания к уроку по теме "Блоки"
Задания для самостоятельного изучения темы "Применение условия равновесия рычага к блоку". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...
Подготовка к ЕГЭ по химии. Задания блока "С-5"
Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок. ...
Тренировочные задания из блока В для 10 класса
Список заданий...
Тренировочные задания из блока А для 10 класса
Тренировочные задания блока А...
ЕГЭ по обществознанию: задания экономического блока
Данные материалы можно использовать при проверке знаний по итогам изучения экономики (как отдельного предмета) или экономического блока заданий в рамках обществознания...
Подготовка к ГИА 9 класс. Варианты заданий. Блок "Настоящее искусство"
Материал поможет учителю и учащимся при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе. Здесь содержится текст для изложения, варианты тестовых заданий, материалы для написания сочинения к заданию...