Подготовка к ГИА. Ким 2012 год; русский язык. Экзамен.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Опубликовано 21.06.2012 - 14:29 - Кабанова Наталия Леонидовна
В данной работе представлен текст для сочинения и тестовые задания части "А" и части "В" с ответами к каждому заданию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia.kim_2012g._ppt.rar | 144.64 КБ |
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 14» г. Братска Иркутской областиКабанова Наталия Леонидовна.
( 1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. - (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята. - (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, уже руку отняли. (5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. (9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории. (13)Всё в Калиново было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)и люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное. Конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов?(23) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой - работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских. (28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь. (По Л. Улицкой)
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему общение с деревенскими ребятами развеяло у учителя студенческие иллюзии?»
1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве.2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.3) Деревенские ребята в большинстве своём были неграмотными.4) Кроме литературы ему ещё приходилось преподавать географию и историю.
2
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тяжёлая» (предложение 16).
1) значительная по весу2) грозящая наказанием 3) требующая больших усилий4) вызывающая тревогу
3
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
2
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.2) В слове ВПРЯМЬ первый звук – [ф].3) В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [л,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).4) В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.
1
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) университет2) заря3) ученики4) отменялось
2
А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) приехать2) преподавать3) приспособиться4) прибрать
1
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
1) душевный 2) чинёные 3) северные4) украдено
2
В1. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
действительно
В2. Замените словосочетание «культурные ценности» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ценности культуры
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 29.
вернулись двое
В4. Среди предложений 25-31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
30
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
3,4
Всё в Калинове было бедным, (1) разрушенным, (2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были, (3) пожалуй, (4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
4
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Детство у них давно закончилось,(10 они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,(2) и даже те немногие, (3)кого матери отпускали в школу,(4) как будто испытывали неловкость,(5) что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
2
В8. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
5
В9. Среди предложений 13-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Степанова.
«Словарь языка свидетельствует, о чёмдумают люди, а грамматика – как онидумают».Аргументируя свой ответ, приведите по 1 пример изпрочитанного текста, иллюстрирующемулексические и грамматические явления (всего 2примера).Приводя примеры, указывайте номера нужных предложенийили применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическомстиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объяснить. Как Вы понимаете смыслфинала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, идетство у них было украдено. Впрочем, что тутсчитать: у одних было украдено детство, удругих – юность, у третьих – жизнь». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста,подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры,Указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
( 1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. - (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята. - (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, уже руку отняли. (5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. (9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории. (13)Всё в Калиново было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)и люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное. Конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов?(23) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой - работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских. (28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь. (По Л. Улицкой)
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему общение с деревенскими ребятами развеяло у учителя студенческие иллюзии?»
1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве.2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.3) Деревенские ребята в большинстве своём были неграмотными.4) Кроме литературы ему ещё приходилось преподавать географию и историю.
2
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тяжёлая» (предложение 16).
1) значительная по весу2) грозящая наказанием 3) требующая больших усилий4) вызывающая тревогу
3
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
2
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.2) В слове ВПРЯМЬ первый звук – [ф].3) В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [л,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).4) В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.
1
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) университет2) заря3) ученики4) отменялось
2
А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) приехать2) преподавать3) приспособиться4) прибрать
1
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
1) душевный 2) чинёные 3) северные4) украдено
2
В1. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
действительно
В2. Замените словосочетание «культурные ценности» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ценности культуры
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 29.
вернулись двое
В4. Среди предложений 25-31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
30
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
3,4
Всё в Калинове было бедным, (1) разрушенным, (2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были, (3) пожалуй, (4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
4
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Детство у них давно закончилось,(10 они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,(2) и даже те немногие, (3)кого матери отпускали в школу,(4) как будто испытывали неловкость,(5) что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
2
В8. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
5
В9. Среди предложений 13-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Степанова.
«Словарь языка свидетельствует, о чёмдумают люди, а грамматика – как онидумают».Аргументируя свой ответ, приведите по 1 пример изпрочитанного текста, иллюстрирующемулексические и грамматические явления (всего 2примера).Приводя примеры, указывайте номера нужных предложенийили применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическомстиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объяснить. Как Вы понимаете смыслфинала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, идетство у них было украдено. Впрочем, что тутсчитать: у одних было украдено детство, удругих – юность, у третьих – жизнь». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста,подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры,Указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГИА - 2012 по русскому языку
Тренировочный вариант ГИА 2012г. по русскому языку...
ГИА - 2012 по русскому языку
Тренировочный вариант ГИА 2012г. по русскому языку...
ГИА - 2012 по русскому языку
Тренировочный вариант ГИА 2012г. по русскому языку...
ГИА - 2012 по русскому языку
Тренировочный вариант ГИА 2012г. по русскому языку...
Успешная подготовка к ГИА-2012 по русскому языку
Материалы от разработчиков КИМ по русскому языку. Авторы:С.В. Драбкина, Д.И. СубботинВ настоящем пособии представлена пошаговая система подготовки к сдаче ГИА по русскому языку, в основе которо...
ГИА 2012 по русскому языку в новом варианте
новый сборник по ГИА...
КИМЫ ГИА-2012 по русскому языку
Здесь представлены 10 вариантов КИМов с ответами. Очень полезный материал для подготовки к ГИА (в соответствии с ДЕМОверсией 2012 г.)...