С.Соловейчик.О власти над речью.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Пушкинские проповеди Симона Соловейчика - благодатный материал для комплексного анализа текста на уроках русского языка в 5-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СИМОН СОЛОВЕЙЧИК
О ВЛАСТИ НАД СВОЕЙ РЕЧЬЮ
В пушкинской «Русалке» есть такие пронзительные строчки:
…страшно
Ума лишиться. Легче умереть.
На мертвеца глядим мы с уваженьем,
Творим о нем молитвы. Смерть равняет
С ним каждого. Но человек, лишенный
Ума, становится не человеком.
Напрасно речь ему дана, не правит
Словами он…
Вот, следовательно, чем отличается человек от не человека, безумный от нормального: нормальный правит своим словом, он понимает, что он говорит.
Безумный не понимает своей речи, не правит ею; он не властен над своими словами.
Но разве это случается лишь с безумными, с умалишенными? Разве с нами, обыкновенными, нормальными людьми, не бывает, что мы перестаем управлять своей речью?
Как часто бывает, что говорим в запальчивости, в гневе, не слыша себя и не отдавая себе отчета в том, что же мы говорим или кричим. В эти минуты ми становимся как безумные. Теряем облик человека.
Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться – они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.
Спохватимся! Возьмемся за ум! Поймем, что речь дана нам не напрасно. А для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращенное к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.
Управлять своей речью, властвовать над нею – значит не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту С.Соловейчика "О роскоши"
Материал предполагает последовательное целенаправленное обучение написанию сочинения по прочитанному тексту...

Симон Соловейчик_Педагогика для всех
Перед вами самая необычная книга о воспитании. Ее автор - известный писатель и педагог Симон Соловейчик. И, как у каждой необычной книги, у нее есть своя история. Изданная в с...

Республиканские педагогические чтения, посвящённые 80-летию С. Л. Соловейчика
Педагогика творчества: инновационные технологии, методы, идеи....

Симон Львович Соловейчик. Педагогика для всех.
Педагогика для всех" Симона Львовича СоловейчикаВслед за "Пушкинскими проповедями" и "Последней книгой" мы начинаем публиковать "Педагогику для всех".Прочитайте слова, которые написаны на обложке книг...

«Пушкинские проповеди» (Симон Соловейчик)
Проповедь - дидактическое произведение ораторского искусства, содержащее сведения этического характера.Цели: молодым людям, вступающим в жизнь, взять за основу, что только личность способна принимат...

Замечательный материал после вебинара Симона Соловейчика.
Из книги Симона Соловейчика «Непрописные истины воспитания»....

Замечательный материал после вебинара Симона Соловейчика.
Симон Соловейчик "Быть или казаться?"...