Орфографические возможности этимологии.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Тян Планета Дмитриевна

 ЭЭтиЭтимологический анализ слова как  средство воспитания любви к родному языку,интереса к его изучению.

Этимологический анализ исконно русских слов, проводимых на уроках, дает возможность

обобщить некоторые сведения из истории слов одного словообразовательного гнезда и

показать , какие этимологические варианты может иметь тот или иной корень.Эти

сведения очень важны при изучении орфографии , так как обращают внимание на графический облик

корня и его варианты, на наличие "проверяемых" написаний для слов с орфограммами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskie_vozmozhnosti__etimologii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Орфографические возможности  этимологии.

Этимологический анализ слова  как средство воспитания любви к родному языку,

интереса к его изучению.

Упражнения  для работы  с этимологическим словарем  «Исконно русские слова».

  1. Используя  этимологический словарик ,объясните написание данных слов.

Д…влеть, д…ст…верный, п…ломник. Иску…во, иску…ный, рове…ник,

вер…ник.

  1. Какой этимологический корень выделяется в этих словах?

Объясните их написание . учитывая историю происхождения слова.

В…тчина, вл…яние, восп…тание, дос…дить, м…тяж, ув…жать,

д…лой.

  1. Какие слова имеют этимологический суффикс –СТВ-? Слова  какой части речи

образовались с помощью этого суффикса?

(богатство, искусство)

  1. Используя материалы этимологического  словарика, докажите  справедливость

 

        следующих  высказываний.

       

      Орфография  слова  есть биография  слова. (В. Шереметевский )

       Найти корень слова  -  это  значит  найти  его  внутренний ,затаенный  смысл –

       то же, что зажечь  внутри  фонаря огонек. (М. Рыбникова)

  1. Внимательно  прочитайте тексты  и отразите  их содержание в форме  статей

этимологического словарика.

Текст №1

Название  РЯБИНА  легко  связывается в нашем языковом сознании  с  глаголом  РЯБИТЬ – от ощущения   РЯБИ  в глазах при виде  спелых гроздьев рябиновых ягод.

Однако связь слов  РЯБИНА с глаголом  РЯБИТЬ, существительным  РЯБЬ  и при-

лагательным РЯБОЙ  оказывается  несколько более сложной, чем это может показаться  с первого взгляда.

Общеславянское по своему происхождению название РЯБИНА  было дано дереву по пестрому облику его соцветий. Ведь древним значением слова РЯБОЙ и было «пестрый, пятнистый». Цветущая рябина  выглядит пестрым деревом в отличие,

Скажем, от белого цвета вишни или яблони.

Интересно отметить, что в этимологическом родстве со словом РЯБИНА  находятся

такие наименования , как РЯБЧИК и сказочная  КУРОЧКА-РЯБА. Лесная птица

семейства тетеревиных  РЯБЧИК получила свое название по пестрому, «рябому»

оперению. Что касается  КУРОЧКИ-РЯБЫ, то буквально она значит «рябая курочка»-

пестрая по своему перу, пеструшка.

Кудрявое и пестрое цветение  рябины было выделено древними славянами  как

основное, оно и легло в основу названия самого растения, любимого в народе

и воспетого во многих  фольклорных произведениях.

                                                          ( З.Н. Люстрова)

   Текст №2

ДОСКОНАЛЬНЫЙ. В современном русском языке это слово значит « очень

подробный, основательный». Сходные  с этим значения имеют однокоренные

слова – это наречие  ДОСКОНАЛЬНО и существительное ДОСКОНАЛЬНОСТЬ.

Если мы обратимся к памятникам письменности 17столетия ,то найдем это слово

в форме ДОСКОНАЛЬНОСТЬ, что значило « совершенство, мудрость».Слово

ДОСКОНАЛЬНОСТЬ произошло от польского прилагательного doskonaly , что

значит  « превосходный, отличный, совершенный ».

Исторически здесь тот же корень , что и  русских словах КОНЕЦ, ДОКОНАТЬ,

то есть  «кончить», дока и дошлый.

Не  случайно В.И.Даль  слово ДОСКОНАЛЬНЫЙ  связывал со словом  КОН-

«предел, конец». «Доскональный – подлинный, истинный, точный, верный. – читаем в словаре В.И. Даля.- Досконально знаю, доконно, верно».

 

                                                                               (   И.Л. Скворцов)

  1. Объясните правописание  слов ЛЕСТНИЦА ,ПРИСУТСТВОВАТЬ  путем

этимологического анализа этих слов.

7. а)Что   обозначает в современном русском языке слово ПОЗОР? Составьте предложение с этим словом. Приведите примеры однокоренных слов.

б)В каком значении  использовано слово ПОЗОР в отрывке  из стихотворения

русского поэта начала 19 века Е.Н. Баратынского?

                    Величествен и грустен был ПОЗОР

                    Пустынных дол, лесов, долин и гор.

в) Используя данный отрывок  из стихотворения , попробуйте  догадаться об

истории образования слова ПОЗОР. Какие слова, по-вашему, являются  его

историческими родственниками? Обоснуйте свою точку зрения.

Для справки: ПОЗОР – «постыдное, унизительное для кого-либо  положение, вызывающее презрение», «бесчестье». Первоначально обозначало «взгляд»,

затем – « то, что представляется взору» - « зрелище» - « зрелище, оскорбляющее

чью-либо честь».Исторически связано со словами ЗРЕТЬ – смотреть, ср.:

зеркало, зрачок, заря

Этимологический  анализ исконно  русских слов , проводимых на уроках, дает возможность обобщить некоторые  сведения из истории слов одного словообразовательного гнезда и показать , какие  этимологические варианты может иметь

тот или иной корень. Эти сведения очень важны при изучении орфографии, так как

обращают внимание на графический облик корня и его варианты, на наличие  «проверяемых» написаний для слов с орфограммами.

Справочный материал:

            ГРУППЫ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИ  РОДСТВЕННЫХ  КОРНЕЙ

- золо(т)- , - зла(т)- , - жел(т)-,  - зел- ,  -зл-

Этимологически родственными  являются  слова ЗОЛОТО,ЗЛОТНИК,ЖЕЛТЫЙ,
ЗЕЛЕНЫЙ,ЗЕЛЕНЬ,ЗЕЛЬЕ,ЗЛАК.

-зр- , -зер- , -зир- , -зар- , -зор-

Значение корня – « видеть, наблюдать ; пространство, доступное взгляду»:

ЗРЕНИЕ,ЗРЕТЬ,ЗРИТЕЛЬ,ПРЕЗРЕНИЕ,СОЗЕРЦАНИЕ,УЗОР,НЕВЗРАЧНЫЙ,
ЗРИМЫЙ,ОБЗОР,ЗРЯЧИЙ.

-кой- ,-кои- , -чи-

Значение корня – «успокоение, спокойствие, отдых, обитель»:

СПОКОЙСТВИЕ,ПОКОЙ,ПОЧИВАТЬ,ПОКОЙНИК,ОПОЧИВАЛЬНЯ , КОЙКА.

-верх- ,- верш- , -ворох- , -ворош-

Родственные слова объединены значением « конечная часть чего-либо, противоположная низу»:

ВЕРХ,ВЕРШОК, ВОРОХ,СОВЕРШИТЬ,СВЕРХУ,ВЕРШКИ, ВОРОШИТЬ.

-вид- , -вис- ,-вед- , -веж- ,-вежд- ,вес- ,-вещ-

Основное значение корня- « восприятие окружающей действительности зрением, глазами», « знание, получаемое в процессе изучения действительности»:

ВЕДАТЬ, ВЕДЬМА, ВИДНЫЙ, СВИДЕТЕЛЬ,ЗАВИСТЬ,СОВЕСТЬ, СВИДАНИЕ,

ИЗВЕЩЕНИЕ, ВЕДОМОСТЬ , НЕВЕЖДА, РАЗВЕДКА.

-год- , -гожд- , -жд- , жид-

Значение корня – «ждать, угождать ,быть довольным; время, срок , возраст»:

ГОДИТЬСЯ,ГОД,ГОДНЫЙ,УГОЖДАТЬ,УГОДЬЕ,ВЫГОДА,ЖДАТЬ,НЕВЗГОДА,

ОЖИДАНИЕ.

-кон- , - ча- , -чин-

Корень интересен тем ,что он одновременно сочетает в себе  два противоположных

значения – «начало» и «конец»:

НАЧАЛО, ЧИНИТЬ,НАЧИНКА,ЗАЧИН,КОНЕЦ, ИСПРКОН, ЗАКОН, КОНЧИНА,
ИСКОНИ, ЗАКОНЧИТЬ.

-стил- . –стел-  , -стл- , - стол-

Основное значение  исторического корня – « класть плашмя на горизонтальную

поверхность, раскладывать»:

СТЕЛИТЬ, ПОСТЕЛЬ,СТЕЛЬКА , НАСТИЛ, СТОЛ, ПРЕСТОЛ, СТОЛИЦА,
ПОДСТИЛКА,СТЛАТЬ.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМИ  СЛОВАРЯМИ

« Значение латинских и греческих словообразовательных элементов» и «Иноязычные

слова».

  1. С помощью этимологического словарика объясните написание удвоенных согласных в словах  АККУРАТНЫЙ , АЛЛЕГОРИЯ.

  1. Используя этимологический анализ , разъясните  первоначальное  значение

собственных  наименований.

АРКТИКА ,АНТАРКТИДА , ГАЛАКТИКА.

       

  1. Учитывая значение и происхождение  иноязычных слов . запишите их в четвертую

графу таблицы.

Иноязычный элемент

Его происхождение

Значение

Слова

морф

морф

терр

терр

пед

пед

греческое

греческое

латинское

латинское

греческое

латинское

«форма»

«сон»

«земля»

«пугать»

«дитя»

«нога»

М…рфология , м…рфема , п…диатр , те…итория , п…даль, те…ор , те…аса,

Велосипед, п…дикюр , м…рфий , мопед, п…д …гогика , м…рфологический,

те…оризировать.

  1. Разделите все слова  на две группы . учитывая историю их образования:

А) ДЕКА (греч. ДЕСЯТЬ); б) ДИК(Т) ( лат. Говорить)

Д…ктатор, д…када , д…ктант , д…кан , д…ктофон , д…канат, д…ктовать.

Иноязыч.

элемент

Его значение

слово

анти

интер

архи

экстра

ультра

ит

противоположность

между

усиление

усиление

усилении

название болезней,предметов

5. Заполните таблиц иноязычными словами, которые содержат в составе указанные морфемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-орфографическое лото

Раздаточный материал к учебнику « Русский язык. 6 класс». / Авторы: М.Т. Баранов,Т.А. Ладыженская и др. –М.: Просвещение, 2006....

Опорный орфографический компакт

Русский язык в блоках. Правила в схемах и таблицах  - http://www.yamal.org/ook/...

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...