Орфографические возможности этимологии.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
ЭЭтиЭтимологический анализ слова как средство воспитания любви к родному языку,интереса к его изучению.
Этимологический анализ исконно русских слов, проводимых на уроках, дает возможность
обобщить некоторые сведения из истории слов одного словообразовательного гнезда и
показать , какие этимологические варианты может иметь тот или иной корень.Эти
сведения очень важны при изучении орфографии , так как обращают внимание на графический облик
корня и его варианты, на наличие "проверяемых" написаний для слов с орфограммами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskie_vozmozhnosti__etimologii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфографические возможности этимологии.
Этимологический анализ слова как средство воспитания любви к родному языку,
интереса к его изучению.
Упражнения для работы с этимологическим словарем «Исконно русские слова».
- Используя этимологический словарик ,объясните написание данных слов.
Д…влеть, д…ст…верный, п…ломник. Иску…во, иску…ный, рове…ник,
вер…ник.
- Какой этимологический корень выделяется в этих словах?
Объясните их написание . учитывая историю происхождения слова.
В…тчина, вл…яние, восп…тание, дос…дить, м…тяж, ув…жать,
д…лой.
- Какие слова имеют этимологический суффикс –СТВ-? Слова какой части речи
образовались с помощью этого суффикса?
(богатство, искусство)
- Используя материалы этимологического словарика, докажите справедливость
следующих высказываний.
Орфография слова есть биография слова. (В. Шереметевский )
Найти корень слова - это значит найти его внутренний ,затаенный смысл –
то же, что зажечь внутри фонаря огонек. (М. Рыбникова)
- Внимательно прочитайте тексты и отразите их содержание в форме статей
этимологического словарика.
Текст №1
Название РЯБИНА легко связывается в нашем языковом сознании с глаголом РЯБИТЬ – от ощущения РЯБИ в глазах при виде спелых гроздьев рябиновых ягод.
Однако связь слов РЯБИНА с глаголом РЯБИТЬ, существительным РЯБЬ и при-
лагательным РЯБОЙ оказывается несколько более сложной, чем это может показаться с первого взгляда.
Общеславянское по своему происхождению название РЯБИНА было дано дереву по пестрому облику его соцветий. Ведь древним значением слова РЯБОЙ и было «пестрый, пятнистый». Цветущая рябина выглядит пестрым деревом в отличие,
Скажем, от белого цвета вишни или яблони.
Интересно отметить, что в этимологическом родстве со словом РЯБИНА находятся
такие наименования , как РЯБЧИК и сказочная КУРОЧКА-РЯБА. Лесная птица
семейства тетеревиных РЯБЧИК получила свое название по пестрому, «рябому»
оперению. Что касается КУРОЧКИ-РЯБЫ, то буквально она значит «рябая курочка»-
пестрая по своему перу, пеструшка.
Кудрявое и пестрое цветение рябины было выделено древними славянами как
основное, оно и легло в основу названия самого растения, любимого в народе
и воспетого во многих фольклорных произведениях.
( З.Н. Люстрова)
Текст №2
ДОСКОНАЛЬНЫЙ. В современном русском языке это слово значит « очень
подробный, основательный». Сходные с этим значения имеют однокоренные
слова – это наречие ДОСКОНАЛЬНО и существительное ДОСКОНАЛЬНОСТЬ.
Если мы обратимся к памятникам письменности 17столетия ,то найдем это слово
в форме ДОСКОНАЛЬНОСТЬ, что значило « совершенство, мудрость».Слово
ДОСКОНАЛЬНОСТЬ произошло от польского прилагательного doskonaly , что
значит « превосходный, отличный, совершенный ».
Исторически здесь тот же корень , что и русских словах КОНЕЦ, ДОКОНАТЬ,
то есть «кончить», дока и дошлый.
Не случайно В.И.Даль слово ДОСКОНАЛЬНЫЙ связывал со словом КОН-
«предел, конец». «Доскональный – подлинный, истинный, точный, верный. – читаем в словаре В.И. Даля.- Досконально знаю, доконно, верно».
( И.Л. Скворцов)
- Объясните правописание слов ЛЕСТНИЦА ,ПРИСУТСТВОВАТЬ путем
этимологического анализа этих слов.
7. а)Что обозначает в современном русском языке слово ПОЗОР? Составьте предложение с этим словом. Приведите примеры однокоренных слов.
б)В каком значении использовано слово ПОЗОР в отрывке из стихотворения
русского поэта начала 19 века Е.Н. Баратынского?
Величествен и грустен был ПОЗОР
Пустынных дол, лесов, долин и гор.
в) Используя данный отрывок из стихотворения , попробуйте догадаться об
истории образования слова ПОЗОР. Какие слова, по-вашему, являются его
историческими родственниками? Обоснуйте свою точку зрения.
Для справки: ПОЗОР – «постыдное, унизительное для кого-либо положение, вызывающее презрение», «бесчестье». Первоначально обозначало «взгляд»,
затем – « то, что представляется взору» - « зрелище» - « зрелище, оскорбляющее
чью-либо честь».Исторически связано со словами ЗРЕТЬ – смотреть, ср.:
зеркало, зрачок, заря
Этимологический анализ исконно русских слов , проводимых на уроках, дает возможность обобщить некоторые сведения из истории слов одного словообразовательного гнезда и показать , какие этимологические варианты может иметь
тот или иной корень. Эти сведения очень важны при изучении орфографии, так как
обращают внимание на графический облик корня и его варианты, на наличие «проверяемых» написаний для слов с орфограммами.
Справочный материал:
ГРУППЫ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИ РОДСТВЕННЫХ КОРНЕЙ
- золо(т)- , - зла(т)- , - жел(т)-, - зел- , -зл-
Этимологически родственными являются слова ЗОЛОТО,ЗЛОТНИК,ЖЕЛТЫЙ,
ЗЕЛЕНЫЙ,ЗЕЛЕНЬ,ЗЕЛЬЕ,ЗЛАК.
-зр- , -зер- , -зир- , -зар- , -зор-
Значение корня – « видеть, наблюдать ; пространство, доступное взгляду»:
ЗРЕНИЕ,ЗРЕТЬ,ЗРИТЕЛЬ,ПРЕЗРЕНИЕ,СОЗЕРЦАНИЕ,УЗОР,НЕВЗРАЧНЫЙ,
ЗРИМЫЙ,ОБЗОР,ЗРЯЧИЙ.
-кой- ,-кои- , -чи-
Значение корня – «успокоение, спокойствие, отдых, обитель»:
СПОКОЙСТВИЕ,ПОКОЙ,ПОЧИВАТЬ,ПОКОЙНИК,ОПОЧИВАЛЬНЯ , КОЙКА.
-верх- ,- верш- , -ворох- , -ворош-
Родственные слова объединены значением « конечная часть чего-либо, противоположная низу»:
ВЕРХ,ВЕРШОК, ВОРОХ,СОВЕРШИТЬ,СВЕРХУ,ВЕРШКИ, ВОРОШИТЬ.
-вид- , -вис- ,-вед- , -веж- ,-вежд- ,вес- ,-вещ-
Основное значение корня- « восприятие окружающей действительности зрением, глазами», « знание, получаемое в процессе изучения действительности»:
ВЕДАТЬ, ВЕДЬМА, ВИДНЫЙ, СВИДЕТЕЛЬ,ЗАВИСТЬ,СОВЕСТЬ, СВИДАНИЕ,
ИЗВЕЩЕНИЕ, ВЕДОМОСТЬ , НЕВЕЖДА, РАЗВЕДКА.
-год- , -гожд- , -жд- , жид-
Значение корня – «ждать, угождать ,быть довольным; время, срок , возраст»:
ГОДИТЬСЯ,ГОД,ГОДНЫЙ,УГОЖДАТЬ,УГОДЬЕ,ВЫГОДА,ЖДАТЬ,НЕВЗГОДА,
ОЖИДАНИЕ.
-кон- , - ча- , -чин-
Корень интересен тем ,что он одновременно сочетает в себе два противоположных
значения – «начало» и «конец»:
НАЧАЛО, ЧИНИТЬ,НАЧИНКА,ЗАЧИН,КОНЕЦ, ИСПРКОН, ЗАКОН, КОНЧИНА,
ИСКОНИ, ЗАКОНЧИТЬ.
-стил- . –стел- , -стл- , - стол-
Основное значение исторического корня – « класть плашмя на горизонтальную
поверхность, раскладывать»:
СТЕЛИТЬ, ПОСТЕЛЬ,СТЕЛЬКА , НАСТИЛ, СТОЛ, ПРЕСТОЛ, СТОЛИЦА,
ПОДСТИЛКА,СТЛАТЬ.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ
« Значение латинских и греческих словообразовательных элементов» и «Иноязычные
слова».
- С помощью этимологического словарика объясните написание удвоенных согласных в словах АККУРАТНЫЙ , АЛЛЕГОРИЯ.
- Используя этимологический анализ , разъясните первоначальное значение
собственных наименований.
АРКТИКА ,АНТАРКТИДА , ГАЛАКТИКА.
- Учитывая значение и происхождение иноязычных слов . запишите их в четвертую
графу таблицы.
Иноязычный элемент | Его происхождение | Значение | Слова |
морф морф терр терр пед пед | греческое греческое латинское латинское греческое латинское | «форма» «сон» «земля» «пугать» «дитя» «нога» |
М…рфология , м…рфема , п…диатр , те…итория , п…даль, те…ор , те…аса,
Велосипед, п…дикюр , м…рфий , мопед, п…д …гогика , м…рфологический,
те…оризировать.
- Разделите все слова на две группы . учитывая историю их образования:
А) ДЕКА (греч. ДЕСЯТЬ); б) ДИК(Т) ( лат. Говорить)
Д…ктатор, д…када , д…ктант , д…кан , д…ктофон , д…канат, д…ктовать.
Иноязыч. элемент | Его значение | слово |
анти интер архи экстра ультра ит | противоположность между усиление усиление усилении название болезней,предметов |
5. Заполните таблиц иноязычными словами, которые содержат в составе указанные морфемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико-орфографическое лото
Раздаточный материал к учебнику « Русский язык. 6 класс». / Авторы: М.Т. Баранов,Т.А. Ладыженская и др. –М.: Просвещение, 2006....
Опорный орфографический компакт
Русский язык в блоках. Правила в схемах и таблицах - http://www.yamal.org/ook/...
Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.
В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...