Анализ стихотворения Подготовка к ЕГЭ
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Петрушевская Ирина Алексеевна

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stiha_ege.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:


Имманетный анализ текста
как элемент  подготовки
к ЕГЭ по литературе

          ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче – очень тяжелая задача для учителя-словесника. Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста. Мне очень помогает в этом имманентный анализ лирического текста. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике,  я разработала свою версию , схему имманентного анализа стихотворения.

         Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.

        В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/.         Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.

         М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному:    имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.

        В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

При подготовительной работе анализа  можно использовать различные  вопросы и задания к тексту, например:

1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?

2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?

3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?

4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.

5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?

6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?

7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д. 

Из каких этапов состоит данный вид анализа стихотворения?

1.ВОСПРИЯТИЕ:

Это стихотворение посвящено…

Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…

Можно сказать, что лирический герой…

Стихотворение представляет собой…

 2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):

Автор  хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать, что…

Здесь высказано мнение автора

2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

3. Мотив(грусти, печали, одиночества)

… звучит мотив…

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Предметный состав (все существительные, т.е образы):

В первой строфе возникают образы(существительные)…

Во второй строфе автор ведет речь о…

4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:(проанализировать  прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)

Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…

Сквозь строфы тянется цепь тропов…

Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…

Здесь автору помогает использование…

Немаловажную роль играют…

5. Действия и состояния в художественном мире произведения

(анализ  глаголов(т.е. проблем)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

6. Как выражено  пространство, время

1. Пространство  представлено весьма интересно

( описание комнаты и всего что в ней,  

от общего к частному,

от частного к общему,

описание представлено сверху вниз,

описание пространства в ширину,

выход на уровень неба, космоса…)

    2. Автор в произведении затрагивает временные рамки  ( прошлое ,настоящее, будущее)

7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Лексика

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Рифма

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…

 Стихотворение написано с использованием…рифмовки…

 Строфы имеют…рифмовку…

Синтаксис

 В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как  (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

 Используемые предложения построены …

Автор в произведении затрагивает временные рамки  ( прошлое ,настоящее, будущее

 8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …

В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

 В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…

Размер стихотворения - ...

-аллитерация (преобладание согласных звуков)

-ассонанс(преобладание гласных звуков)

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Все вышеперечисленные моменты я отразила в клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе:

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…

Тема - вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о…

Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор  хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство  представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней,  от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (  прошлое ,настоящее, будущее)

Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

 Используемые предложения построены …

Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

 В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Приведу пример имманентного  анализа стихотворения Ивана Бунина

«Настанет день - исчезну я…»

Настанет день – исчезну я

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.

В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа),  море, небо, простор (символы вечности).

Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором  (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).

 Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера  к космосу, вечности.

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.

Конспект урока литературы  в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения....

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....