Урок русского языка в 8 классе на тему: «Определение».
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему
Урок обобщения сведений об определении построен на актуальном для подросткового возраста материале морально-этического характера. Предусмотрена работа по развитию речи и по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. В основу урока положен деятельностный подход, технология проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse._opredelenie..doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Серпухова Московской области
Ф.И.О., должность:
Асланова Александра Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Определение».
Цели:
1)Обобщение сведений об определении, известных учащимся по курсу 5-7 классов.
2)Формирование умений различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения.
3)Формирование умения использовать в речи определения для характеристики предмета, явления, определения-эпитета как средства выразительности речи.
4)Подготовка к сочинению публицистического стиля и к сочинению на морально-этическую тему (на материале письма Д.Лихачева «О хороших и дурных влияниях».
5)Развитие речи учащихся, самосознания.
6)Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: дидактический материал (раздается каждому ученику в начале урока).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
I. Спишите предложения, вставляя буквы и расставляя знаки препинания.
Выделите грамматические основы, найдите определения.
- Так мчалась юн…ость бе…полезная
В пустых мечтах изнем…гая.
(А.Блок.)
2) И мысли в голове волну…тся в отваге
И рифмы ле…кие (на)встречу им бегут.
(А.С.Пушкин.)
- Заполните таблицу примерами.
Второстепенный член | Пример | Морфологическая форма определения (часть речи) | Вид определения |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Образец: доброе настроение | прилагательное | согласованное |
- Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Найдите во втором абзаце определения. Запишите их в таблицу (см. выше) вместе с определяемыми словами.
О хороших и дурных влияниях.
В жизни каждого человека есть любопытное явление: сторонние влияния. Эти
влияния бывают сильными, когда юноши и девушки взрослеют. Потом их сила
ослабевает.
Подрастающему человеку свойственно желание стать взрослым, самостоятельным. Становясь самостоятельными, молодые люди стремятся освободиться от влияния своей семьи. Отчасти в этом виноваты родители, которые не замечают, что ребенок хочет стать взрослым. Привычка слушаться еще не прошла, и вот юноша «слушается» первого человека, кто признал его взрослым.
Влияния бывают плохие и хорошие. Человек с крепкой силой воли не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Для безвольного - дурные влияния опасны. (Д.С.Лихачев.)
- Подберите из записанных в начале урока слов эпитеты к слову юность.
1)Я молод, молод…Знал ли ты 4) Выпьем, добрая подружка,
_______ юности мечты? ________ юности моей.
Или не знал, или забыл, (А.С.Пушкин.)
Как ненавидел и любил...
(М.Ю.Лермонтов.) 5) В юности моей, мятежной и _______,
Отрадного душе воспоминанья нет.
2) В _______ юности моей (Н.Некрасов.)
Я счастлив был – одну минуту!
(К.Батюшков.) 6) Когда же юности __________
Пришла Евгению пора,
3) Я полон дум о юности _______, Пора надежд и грусти нежной,
Но ничего в прошедшем мне не жаль. Monsieur прогнали со двора.
(С.Есенин.) (А.С.Пушкин.)
Этапы | Ход урока |
Приветствие. 1.Интрига.
2.Различение определений и составных именных сказуемых. Повторение изученного ранее материала. 3.Сообщение темы урока. 4. Движение темы урока.
предложений и нахождение определений ( N1 на карточке).
определения и определяемого слова (N2 на карточке). Согласованные и несогласованные определения. 3) Комплексный анализ текста. Нахождение определений, определение вида. (N3 на карточке)
4)Синонимия определений. 3.Роль эпитетов.
4. Обобщение материала. 5.Домашнее задание. 6.Творческая мастерская (N4 на карточке). | - Прочитайте записанные на доске слова: Печальная … … веселая. Разгульная … … бедная. Мятежная … … суровая. -Какой частью речи являются слова? -Что обозначают? -Это слова об одной поре жизни человека, о какой? Подберите к прилагательным существительное. Внимание, подсказка! Ж.Ж.Руссо говорил о ней как о втором рождении человека. Лев Толстой этот период называл временем поиска правды в себе и в других. Психологи и педагоги называют ее возрастом конфликтов. О чем идет речь? -О юности, о вашем возрасте. Печальная веселая. Разгульная юность. Юность бедная. Мятежная суровая. -Прочитайте получившиеся предложения и скажите, в каких из них прилагательные являются определениями, а в каких – входят в именную часть сказуемого? Обоснуйте свое мнение. - Тема нашего урока сегодня: «Определение» (запись). - Наша задача – обобщить материал об определении, изученный ранее, и дополнить его новыми сведениями. -Прочитайте задание. Прочтите предложения. (2 человека – у доски) -Запишите, выполнив задание. (ученики объясняют по заданию) Вопросы классу: -Что такое определение? -К какому члену предложения обычно присоединяется? -Что обозначает и на какие вопросы отвечает? -Какой частью речи чаще всего выражено? -Рассмотрим взаимоотношения определяемого слова с определением подробнее. Результаты наблюдений запишем в таблицу (см. N2). Начертите ее. -Предлагаю записать такое определение с определяемым словом: юность бесполезная -Какой частью речи выражено определение? -Определите род, число, падеж у обоих слов. Совпадают ли грамматические формы рода, числа и падежа? -Как называется такой способ связи слов? (согласование) -И определение называется согласованным. влияние семьи -Какой частью речи выражено определение? -Совпадают ли у определяемого слова и определения формы рода, числа и падежа? - Связаны ли они грамматически? -Каким способом связаны слова? (управлением) -Определение, не совпадающее с определяемым словом в роде, числе и падеже, называется несогласованным. -Все задания нашего урока построены на основе высказываний о юности. Текст третьего упражнения – письмо Дмитрия Сергеевича Лихачева, выдающегося ученого-филолога, вам, молодым, из книги «Письма о добром». Прочитаем письмо вслух. (читает ученик) -Определите стиль текста и тип речи (в случае затруднения, смотрите опорные сигналы). -Согласны ли вы с тем, что молодые стремятся как можно быстрее стать взрослыми, самостоятельными? С чем это связано? -Можно ли слова взрослый и самостоятельный назвать синонимами? Почему? -Считаете ли вы, что молодой человек, поддающийся влиянию семьи, еще ребенок? -Только ли крепкую силу воли надо иметь, чтобы противостоять дурным влияниям? -Какова тема текста и его основная мысль? -Текст насыщен определениями. Найдите их во втором абзаце, запишите в таблицу вместе с определяемым словом, выясните, чем выражено определение, согласованное ли оно. подрастающему человеку желание стать молодые люди своей семьи привычка слушаться первого человека -Найдите во втором предложении третьего абзаца определение, выраженное неделимым сочетанием слов. Запишите его. человек с крепкой силой воли -Какие определения называются согласованными? -Какими частями речи выражаются согласованные определения? -Что знаете о несогласованных определениях? -Какими частями речи выражаются несогласованные определения? -Запишите в столбик определения с определяемыми словами: (ученик у доски) сердце матери отвага юноши скромность девушки долг отца мечта о счастье -Найдите определения, подчеркните их. -Каков вид определений? -Что вы заметили, задавая вопрос к определению? -Несогласованные определения имеют дополнительное значение, к ним можно задать два разных вопроса. Такие определения играют роль разных второстепенных членов. -Замените данные несогласованные определения синонимичными согласованными ( привести пример), запишите во второй столбик.
материнское сердце юношеская отвага девичья скромность отцовский долг счастливая мечта -Сравните записи в обоих столбиках. Какие определения имеют обобщающий смысл? -Несогласованные определения богаче дополнительными значениями, а согласованные – обобщеннее. -Среди согласованных определений нередко встречаются эпитеты. Что такое эпитет? (прочитайте) -Найдите среди записанных согласованных определений эпитеты. -В каком смысле употребляются прилагательные, являющиеся эпитетами? счастливая мечта -Подберите к слову мечта определения, запишите. Мечта добрая, пугающая, беспечная, пустая, голубая. -Выделите среди записанных определений эпитеты. -Эпитеты не только образно рисуют предмет, но и передают чувства говорящего. Какие чувства передаются нашими эпитетами? -Какие определения называются согласованными и несогласованными? -В чем сходство и различие между ними? -Что такое эпитет и какова его роль в речи? Параграф 17, упражнение 177, подобрать из произведений Лермонтова примеры с использованием эпитетов. -Прочитайте задание. -При подборе эпитетов обращайте внимание на рифму (где это возможно) и на контекст. Записи делайте карандашом на листах. -Сравним с авторским вариантом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»...
Урок информатики в 6 классе на тему «Определение понятия».
Урок «Определение понятия» в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса " является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация» и знакомит с п...
Урок алгебры в 9 классе по теме"«Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе на основе деятельного подхода ....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ,...
Урок информатики в 8 классе по теме : « Определение количества информации.»
представление об алфавитном подходе к определению количества информации...
Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...