Опорные таблицы. Орфография 5 класс
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Опорные таблицы по орфографии 5 класса поможет систематизировать изученное, наглядно представить правила. Удобны в использовании на каждом уроке русского языка, так как содержат материал обобщенного характера. для их составления были проработаны следующие источники:

1. Д.Э. Розенталь. справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Рольф, 1996.

2. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. - М.: "Лист Нью", 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_tablicy_5_klass.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Безударные гласные в корне слова

Непроверяемые ударением

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяются по орфографическому словарю.

Например: бетон, ватрушка, конфорка, наваждение

Проверяемые ударением

В неударяемом слоге пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующем однокоренном слове

Например: примерять (мерить) костюм – примирить (мир) соседей; развевается (веять) флаг – развивается (развитие) промышленность.

Корни с чередующимися гласными

Правописание зависит от ударения, но не проверяется им

Правописание зависит от суффикса, следующего за корнем

Правописание зависит от буквенного

сочетания согласных в корне

Правописание зависит от значения корня

1.-гар-//-гор-  под ударением пиши А, без ударения – О. Загар, угар, угорелый, загореть.

2. –зар-//-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –А. Зарево, зорька, зарница, озарять.

3. –клан-//-клон-

под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –О. Кланяться, поклон, поклониться, поклонение.

4. –твар-//-твор-  под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –О. Тварь, творчество, творить, творец.

 

1.Корни с чередованием о//а

-лаг-//-лож-

ас-//-кос-

Если после корня есть суффикс А, то в корне пиши А, в остальных случаях – О.

Полагать-положить;

Касаться- коснуться.

2. Корни с чередованием е//и

-бер-//-бир-

ер-//-дир-

ег-//-жиг-

ер-//-мир-

-пер-//-пир-

ер-//-тир-

-стел-//-стил-

-блест-//-блист-

ет-//-чит-

Если после корня есть суффикс А, то в корне пиши И, в остальных случаях – Е.

Собирать-соберу,застилать-застелить, вычитать-вычет

Исключения: сочетать, сочетание.

3. Корни с чередованием а(я)//им,а(я)//ин. ИМ и ИН пишется, если после корня есть суффикс А.

Сжать-сжимать, понять-понимать.

1.–раст-//-рос-//-ращ А пишется перед сочетанием СТ и перед Щ, в остальных случаях –О: расти, наращение, выросший, заросль.

Исклюсения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.

2. –скак-//-скоч-

Перед К пишется А, перед Ч – О: подскакивать, подскочить.

Исключения: скачок, скачу.

1.-мак-//-мок-

ак- -значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила.

ок- -значение «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ.

2. –равн-//-ровн-

авн- -значение «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, поравняться.

овн- значение «ровный, прямой, гладкий»: ровесник, сровнять, уровень.

Правописание приставок

Приставки, не изменяемые на письме

ЗАПОМНИТЬ!

Об-(обо-)

От-(ото-)

Над-(надо-)

Под-(подо-)

Пред-(предо)

В-(во-)

За-

На-

Вы-

У-

О-

Су-

По-

Про-

Пра-  в прадед, прадедушка, прабабушка

С- ПРИСТАВКИ З НЕ БЫВАЕТ!

Исключение: з входит в корень слова: здесь, здание, здоровье, здравствуйте.

Приставки, изменяемые на письме

Приставки на з- и с-

Приставки пре- и при-

Без-//бес-                        

Воз-(вз-)//вос-(вс-)

Из-//ис-

Низ-//нис-

Раз-(роз-)//рас-(рос-)

Через-(чрез-)//черес-

З пишется перед гласными и звонкими согласными (б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р). Разбить, излить, возделывать.

С пишется перед глухими согласными (к,п,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ).Бескрайний, восход, рассказ.

Примечание 1. Написание расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать основаны на правиле: перед корнем –чет- пишется одно с (кроме бессчетный), перед корнем –чит- пишется два с.

Примечание 2. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и производных от них пишется одно з.

Примечание 3. В слове рассориться пишется два с, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся.

Примечание 4. В приставках Раз-(роз-)//рас-(рос-) под ударением пишется а, без ударения о.

Расписание – роспись, разыскать – розыск.

Правописание приставок пре- и при- зависит от значения.

Приставка ПРЕ-

1. Показывает высшую или предельную степень качества, признака или действия, можно заменить словом «очень».

Премудрый, премилый, преувеличить.

2. Значение «через», « по-иному», близкое по значению приставке Пере - . Прервать, преломить.

Приставка ПРИ-

Выражает следующие значения:

1. Присоединение: приклеить, прилететь,

2. Приближение: приклеить, прилететь, прибавить.

3. Неполнота действия: присесть, притворить, приоткрыть.

4. Пространственная близость: приморский, приусадебный.

УМЕЙ РАЗЛИЧАТЬ

СЛОВАРЬ

Предать(друга)

Предание(легенда)

Придать (значение)

Приданое

Превалировать

президиум

Преобладать

Орган управления

Предел (граница)

Придел(пристройка)

Препарат

Что-то, приготовленное для изучения, лекарство

Преемник (продолжатель)

Преемственность

Приёмник (принимающий)

Прерогатива

пресловутый

Исключительное право

Приобретший отрицательную или сомнительную славу

Превратный (ложный)

Привратник (сторож)

Престиж

претендент

Авторитет

Человек, предъявляющий претензию на обладание чем-то

Пребывать (находиться)

Прибывать (к месту)

Прецедент

Случай или поступок в прошлом, служащий примером или оправданием.

Препираться (браниться)

Припирать (дверь)

Привилегия

Преимущественное право, льгота.

Преклонять (колени)

Приклонить (голову)

примадонна

Оперная певица или балерина, исполняющая первые роли.

Преклоняться (перед кем-то)

Преклонный

Приклониться (головой)

Приватный

приоритет

Частный, неофициальный

Первенство

Презирать (труса)

Призреть (сироту)

Притязание

Требование, предъявление своих прав.

Претерпеть(вынести, вытерпеть)

Притерпеться(к неудобствам)

Примитивный

Простой, грубый, первобытный.

Беспрестанный

Престанище

                Гласные после шипящих и ц.

О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Ы-И ПОСЛЕ Ц

О-Ё в корнях после шипящих

О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

Ы

И

О

(без ударения)

В заимствованных словах

Жокей

Жонглёр

Шовинизм

Шоколад

Шоссе

Шофёр

Шотландия

О

(под ударением)

СУФФИКС

Речонка

Бережок

Камышовый

В ОКОНЧАНИЯХ

Пословицы

Птицы

Смуглолицый

В КОРНЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цилиндр

Цинга

цифра

ОКОНЧАНИЕ

Плечом

Кузьмичом

Большому

Крыльцо

деревцо

В СУФФИКСЕ

-ЫН-

сестрицын

В СЛОВАХ НА –ЦИЯ

Кульминация

репетиция

Ё

(под ударением)

Можно подобрать проверочное слова с Е

Шёлк – шелка

Зачёт – вычет

Щёголь – щеголять

Шёпот - шептать

Е

(без ударения)

СУФФИКС

Реченька

Кусочек

Ключевой

Плюшевый

Ситцевый

В СЛОВАХ

ЦЫГАН                               НА ЦЫПОЧКАХ

ЦЫПЛЕНОК

ЦЫКНУТЬ

ЦЫЦ

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

ОКОНЧАНИЕ

Зрелищем

Наташей

Большему

деревце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Опорные конспекты в таблицах" 8 класс

Вашему вниманию представлена презентация опорных конспектов в таблицах для 8 класса...

Опорные таблицы по истории России 7 класс

Позволяют систематизировать материал...

Опорные таблицы. 5 класс

Опорные таблицы по русскому языку в 5 классе коррекционной школы 8 вида....

7 класс. Настоящие времена глагола. Опорная таблица.

7 класс. Настоящие времена. Опорная таблица. В таблице кратко даны правила образования и употребления времена Present Simple и Present Continuous. Удобно использовать в качестве памятки....

Опорная таблица "Пословицы и поговорки". 5-й, 6-й классы.

Для изучения УНТ в 5-м и 6-м  классах....

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...