Грамматико - стилистические упражнения
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.
1). Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
2). Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи.
3). На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.
4). Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о молодёжи.
5). Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров.
6). Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
7). Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт.
8).Организована производственная практика студентов на заводах, лабораториях и школах.
9).Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.
10). В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет.
11). На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.
12). Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.
13). Книга не только имеет познавательную деятельность, но и большое воспитательное значение.
14). Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся восьмых классов.
2. Проанализируйте употребление деепричастий. Выберите правильные варианты.
1). Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
2). Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром.
3). Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время.
4). Читая статью, я всегда делаю выписки.
5). Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
6). Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.
7). Уезжая из родного города, мне стало грустно.
8). Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова.
9).Сделав работу и думая о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.
3. Найдите примеры речевой избыточности.
1). Долгие и продолжительные аплодисменты.
2). Памятный сувенир.
3). Мужественный и смелый человек.
4). Интенсивные продолжительные тропические ливни.
5). Грусть-тоска меня съедает.
6). Он был патриотом своей Родины.
7). Хронометраж времени.
8). Хронометраж производственных процессов.
9). Незаконные бандформирования.
10). И отправились они в путь-дорожку.
11). Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
12). Магазин букинистической книги.
13). Монументальное искусство.
14). Монументальный монумент.
15). На рабочем месте необходимо беречь каждую минуту времени.
16). Старый ветеран нашего предприятия.
4. Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка.
Чёрное кофе, чёрный кофе, больная мозоль, больной мозоль, травяная шампунь, травяной шампунь, покрыть крышу толем, покрыть крышу толью, розовый фламинго, розовое фламинго, зелёный Сочи, зелёное Сочи, красивый тюль, красивая тюль, правая рельса, правый рельс.
5. Выберите правильные варианты употребления имён числительных.
1). Трое юношей и (трое девушек, три девушки) исполняли красивый танец.
2). Школьная библиотека располагает (двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя, двумя тысячами четырёхсот восьмьюдесятью тремя, двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя) книгами.
3). Корабль находился на орбите 383 (суток, дня).
4). Машины стояли у (обоих ворот, тех и других ворот).
5). Было закуплено 22 (ножниц, штуки ножниц, пары ножниц).
6). Наш город отметил (двестипятидесятилетие, двухсотпятидесятилетие).
7). ( Трое зайцев, три зайца) прыгали по поляне.
8). Я обоими руками голосую за неё.
9). Посёлок находился в полтора километрах от города.
10). Мы добрались за полтора часа.
11). Гроссмейстер провёл сеанс одновременной игры на полтораста досках.
6. Выберите варианты в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имён существительных.
1). Роль Раневской в («Вишнёвом саду», «Вишнёвом саде»).
2). Большой выбор (чулок-чулков, носок-носков).
3). Закончить работу к первому (августу, августа).
4). Разделить на несколько равных (доль, долей).
5). В реконструированном (цехе, цеху) завода.
6). Увидеть на небе (Сириус, Сириуса).
7). Купить несколько (грамм, граммов) конфет.
8). Во главе с профессором (Львовым, Львовом).
9). Дача под (Голицыным, Голицыном).
10). Надеяться на (Юпитера, Юпитер).
11). Пара махровых (полотенцев, полотенец).
12). Пара (туфель, туфлей).
13). Первая партия (мандарин, мандаринов).
14). Погладить дюжину (простынь, простыней).
15). Построено ещё несколько (ясель, яслей).
16). Поезд сошёл с (рельс, рельсов).
7. Выберите один из вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имён прилагательных.
1). Ученик был (способен-способный) к математике.
2). Подобный ответ (бессмыслен-бессмысленен).
3). У мальчика появились и (худшие-более худшие) привычки.
4). Дверь (низка-низкая) для такой высокой комнаты.
5). Второй прыжок был (ловчее-ловче), чем первый.
6). Дом каменный и весьма (прочен-прочный).
8. Устраните речевые ошибки в употреблении местоимений.
1). Для ней нет имени.
2). Ихний ребёнок.
4). Около его толпился народ.
5). Она писала дочери в письме, что ей следует приехать.
6). Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок.
7). Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе.
8). Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
9). Хозяйка сняла чемодан со стола и отодвинула его в сторону.
10). Больной попросил сестру налить себе воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по грамматике немецкого языка "Сильное склонение прилагательных"
Die Deklination der AdjektiveStarke Deklination MaskulinaNeutraFemininaPluralNominativ Genitiv Dativ ...
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
14-16 уроки (给,在,从), краткое изложение грамматики и упражнения
Краткое изложение грамматики по теме "Предложные конструкции"...
15 урок, Счетные слова: грамматика и упражнения
Краткое изложение грамматики и соответствующие упражнения по теме "счетные слова" для учащихся шестого класса....
Задания по грамматике. Сборник упражнений с картинками
Задания по грамматике и для улучшения грамматики. Практика с помощью упражнений...
Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".
Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...
Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах
На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре...