«А душу можно ль рассказать?»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Тема урока:«А душу можно ль рассказать?»
Цели и задачи урока письма:
- знакомство с письмом не только как с литературной формой, но и с документом, связывающим эпохи;
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание эстетического отношения к слову;
- воспитание творчески активной, духовно богатой личности;
- демонстрация ценностей русского языка (знакомство с лучшими образцами литературного письма);
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- возрождение традиции эпистолярного жанра.
Перед выпускниками ставилась задача показать:
- как они владеют монологической речью;
- умение выразительного чтения наизусть;
- знание литературных произведений, умение передавать характер героев;
- артистизм, творчество, любовь к слову.
Оборудование:
- мультимедийная установка (стенд);
- портреты писателей, репродукции картин Вермеера, музыкальное сопровождение.
Оформление доски:
На доске записаны тема урока и эпиграф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unina_m.n..doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интегрированного урока литературы
(урок письма)
в 11 классе
Разработала и провела
Унина Марина Николаевна,
учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ 8
г.Конаково
Тверской области.
Тема урока: «А душу можно ль рассказать?»
Цели и задачи урока письма:
- знакомство с письмом не только как с литературной формой, но и с документом, связывающим эпохи;
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание эстетического отношения к слову;
- воспитание творчески активной, духовно богатой личности;
- демонстрация ценностей русского языка (знакомство с лучшими образцами литературного письма);
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- возрождение традиции эпистолярного жанра.
Перед выпускниками ставилась задача показать:
- как они владеют монологической речью;
- умение выразительного чтения наизусть;
- знание литературных произведений, умение передавать характер героев;
- артистизм, творчество, любовь к слову.
Оборудование:
- мультимедийная установка (стенд);
- портреты писателей, репродукции картин Вермеера, музыкальное сопровождение.
Оформление доски:
На доске записаны тема урока и эпиграф.
Слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок литературы. Он будет продолжением наших уроков русского языка, на которых мы говорили о письме. Мы вспоминали, что оно относится к эпистолярному жанру, что письмо может быть написано в традиционной форме, а может быть создано в электронном виде.
Говорили о том, что типов письма множество, все зависит от того, какую информацию вы хотите сообщить адресату. Наконец мы учились составлять деловое письмо, ведь вы уже взрослые люди, совсем скоро получите дальнейшее образование, станете успешными, деловыми людьми и опыт полученный на этих уроках, вам, несомненно, пригодится.
Но сегодня на уроке мы будем вести разговор о ругой стороне письма. Тема нашего урока «А душу можно ль рассказать».
«Напиши мне письмо» - это звучит сегодня как анахронизм. Письма заменили телефонные разговоры и электронная почта. Теперь письма не пишут – составляют сообщения.
Дав, эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие времена. Многим кажется, что легче и проще позвонить по телефону. Но разве может сравнится спонтанный разговор по телефону с письмом, в которое ты вложил частичку своей души, своего сердца, которое может передать тепло твоих рук.
Сегодня мы будем говорить у чувствах, о душе. Мы поставили перед собой цель обратится к жанру письма не только как к одной из распространенных литературных форм, но обратится к письму как к документу, связывающему эпохи, позволяющему оживить память сердца.
Через несколько дней мы будем праздновать великий день в истории нашей страны – День Победы. И начнем наш разговор с писем с фронта.
Звучит песня «Темная ночь».
После песни звучит стихотворение в исполнении учителя:
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен – к переднему краю
Прорвется такая любовь.
Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем, и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем.
Это стихотворение Иосифа Уткина, фронтовика, погибшего в 1944 году.
«Хроника чувств» в письмах. Именно письма из дома, от любимых, близких помогали солдатам выжить, выстоять, поверить в Победу.
Наш разговор мы продолжим, знакомясь с письмами, но чувства будут те же. Это главные чувства в жизни человека – доброта, любовь, сострадание.
Звучит романс «Я к вам пишу случайно, право…» на стихотворение М.Лермонтова.
Ведущий: «История души человеческой едва ли не интереснее истории всего народа», - утверждал Лермонтов.
Ведущая: Но «…душу можно ль рассказать?»
Ведущий: Вопрос риторический… И все же время от времени люди прибегают к одному из способов это сделать: они пишут письма.
Ведущий: Мы предлагаем вам совершить путешествие в другую эпоху: в в старинной почтовой карете въедем в ХVIII век, философствующий, героический, «галантный век» - век любовных писем, маскарадов, интриг. С развитием путей сообщения и почты родились и расцвели «романы в письмах». Это был век, когда любили, как никогда! И это был век, когда о любви больше писали, чем любили.
Девушка: «…Могу ли я быть когда-либо свободной от страданий, пока не увижу вас? Между тем я несу их безропотно, потому что они исходят от вас. Что же? Не это ли награда, которую вы даруете мне за то, что я полюбила вас так нежно? Но будь что будет, я решилась обожать вас всю жизнь и никогда ни с кем не видеться, и я заверяю вас, что и вы хорошо поступите, если никого не полюбите. Разве вы могли бы удовлетвориться страстью менее пылкой, чем моя? Вы найдете, быть может, возлюбленную более прекрасную, но вы никогда не найдете подобной любви, а ведь все прочее – ничто. Не заполняйте более ваших писем ненужными вещами и не пишите мне более, чтобы я помнила о вас. Я не могу позабыть вас…»
Ведущий: Кто-то остроумно заметил: романы в письмах живут лишь в письмах. В самом деле, Буль расстояния в ХVIII веке не такими огромными, будь возможность у влюбленных жить рядом (звонить, летать), нашлись ли бы у них такие же возвышенные слова для длинных объяснений?
Юноша: «Если бы я мог добыть тебя ценой того, чтобы без одежды, босому, через тернии, чертополох и репейник, по скалам, льду и снегу обойти всю землю, о, я сегодня еще тронулся бы в путь, а потом, когда, истекая кровью и с последней искоркой жизненной силы, пал бы в твои объятия, у твоей любвеобильной груди, вновь питал бы сладострастие и свежую жизнь, - я уверовал бы, что добыл тебя за бесценок».
Ведущая: Возможно, кому-то язык этих чувств покажется архаичным, слог – чересчур изысканным и витиеватым. Возможно, кого-то эти строки рассмешат. И все же… Пока мужчину не оставит желание обойти всю землю, чтобы добыть любимую, его эти строки не рассмешат. А когда они рассмешат его, он перестанет быть мужчиной.
Ведущий: В душе сегодняшнего человека, порой неосознаваемо, живет тысячелетний опыт миллионов человеческих сердец с их неизреченной и неизрасходованной нежностью. Часть этого опыта отражена в письмах.
Ведущая: В письмах великих людей запечатлена живая, ищущая истины душа. Они не только о любви. Их письма – это исторический документ, отражающий в тончайших, бесценных подробностях душ эпохи, ее нравы.
Юноша: «Пишу, не увидев вас. Я пришел, хотел поцеловать у вас руку и удалиться. Придется однако, удалиться без этой награды, но разве я уже не буду вознагражденным, засвидетельствовав вам, как я вас люблю. Теперь 9 часов я пишу, что люблю вас. По крайней мере, хочу это написать, но не уверен, послушно ли мне перо?» Это первое письмо знаменитого философа Дидро к Софии Волан. Потом в течение почти 30 лет от написал ей еще 552 письма.
Ведущая: Они часто расставались. Его письма к ней – история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце.
Ведущий: А когда они не разлучались и им не нужно было писать писем, они об этом говорили. Они жили в Париже на соседних улицах.
Ведущая: Да, они часто расставались, и в то же время они не расставались никогда. Он безумно по ней тосковал, но не было минуты, чтобы он не ощущал ее рядом. Он рассказывал ей в письмах обо всем в мире. И, в сущности, рассказывал об одном – о любви к ней. Он пишет о дожде, О философских беседах, о бесчисленных мелочах… И – удивительное свойство любовь! – самые далекие от их отношений разговоры оказываются для него существенными именно потому, что имеют ощутимое им непосредственное касательство к его сердцу, наполненному страстью и нежностью.
Юноша: Когда Софии умерла, он, узнав об этом, выразил одно желание: уйти вслед за нею. Через пять месяцев это желание исполнилось. Он умер без страданий, но он жил, страдая.
Ведущий: А вот еще одно любовное письмо: «О Никиты к Ульянице. Пойди за меня» Это первое древнерусское любовное письмо. И написано оно на берестяной грамоте.
На стенде берестяная грамота.
Ведущая: А вот как выглядело письмо североамериканских индейцев. Как вы верно, поняли, это письмо не о любви: североамериканский охотник сообщает условия обмена добычи своему сородичу. И написано оно было на стене пещеры.
Ведущий: В качестве материала для письма долгое время служили камень и дерево. Если письмо было длинным, нужно было целое бревно или каменная глыба. Согласитесь, не очень удобно.
Ведущая: На смену им пришел более удобный и портативный материал. В Египте это был папирус, в Месопотамии – глина, в Древней Руси – береста.
Ведущий: А человек не переставал искать все более удобные и точные способы передачи своей речи. Рисуночное, пиктографическое, графическое – все это прародители современного письма. Наконец, появилось буквенное письмо. Его изобрели финикийцы. Но их алфавит состоял только из согласных букв. Греки усовершенствовали их письмо, введя гласные буквы.
Ведущая: Человечеством был пройден длинный путь в поисках «запечатленного слова». Только оно могло помочь преодолеть пространство и время, протянув связующие нити между людьми, между прошлым и настоящим.
Ведущий: Пройдут века… Письмо станет не только одним из самых распространенных способов общения. Эпистолярная форма широко будет использована и в публицистике, и в художественных произведениях.
А кому из нас не известны «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева? Почему же все-таки – письма? Вот как он объясняет это сам: «Для своих бесед с читателем я избрал форму писем… В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто».
На стенде портрет Д.С.Лихачева.
1-ый юноша: Письмо второе « Берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатство молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости сохраняются на всю жизнь. Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные усложнят и затруднят».
2-ой юноша: Письмо шестое: «Быть веселым, но не смешным. НЕ быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума. Умейте в разговоре пошутить, но редко и во время. Занимайте собой как можно меньше места. НЕ старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами. Никогда не распускайтесь, будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают».
Ведущий: Лихачеву удалось в беседе с молодыми избежать поучительного и назидательного тона. Написанные живо и интересно, письма воспринимаются как добрые советы. Согласитесь, что это большое искусство.
Ведущая: Вертуозно обыгрывает эпистолярную форму французский писатель Андре Моруа. Излюбленный тип общения с друзьями и читателями для него переписка. Моруа защищает эту угасающую традицию, тщетно конкурируя с телефоном. Подтверждением этому служат его знаменитые «Письма к незнакомке». Адресат писем – прекрасное вымышленное женщина, собирательный образ, воплощающий идеал писателя. Любой из афоризмов, рассыпанных по тексты, уже таит в себе интересный сюжет.
Девушка: «Ничто так не выводит мужчину из себя как агрессивность женщины. Амазонок обожествляют, но не обожают».
Юноша: «Женщина, которая сама себя навязывает и делает первый шаг, добъется презрения мужчины, но не его любви».
Девушка: «Нежные слова, возникшие и прозвучавшие в самый момент проявления чувства – прелестны. Нежность в затверженных выражениях раздражает».
Юноша: «Вы знаете, что женщина может быть вещью или личностью. Она – личность, если сохраняет независимость от мужчины, которого любит, самостоятельна в своих взглядах и планах, госпожа своего тела и мыслей. Она – вещь, если позволяет обращаться с собой, как с вещью, пусть прекрасной и драгоценной, но все же лишенной собственной воли, покорной желаниям и прихотям своего хозяина, похожей на лакомое блюдо, которое смакуют, когда придет охота».
Девушка: «Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобой, я думала то желаемое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу… ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощанием и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя – ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что ты когда-нибудь поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла. Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого».
Ведущая: Женщины, которая это писала, никогда не существовало в действительности. Это письмо написал Лермонтов, точнее, одна из его героинь. И вы наверняка ее узнали. Когда читаешь книги великих писателей, испытываешь трепет перед необъяснимым чудом: кто дал Лермонтову этот дар проникновения в душу женщины? Читаешь письмо Веры и начинаешь верить в подлинность этих чувств – любви, тоски…
Ведущий: А вот еще одно чудо… (берет со стола письмо).
Письмо Татьяны предо мною,
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Ведущая: История человеческих чувств – история восхождения ко все большей человечности. Быть может, самое романтичное в этой истории – романтизм русской любви. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях. Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо. Увидела, полюбила – это понятно. А вот написала письмо с романтическим и человеческим объяснение в любви… Написала первая… Кто, когда – в литературе ли, в жизни ли – отваживался из девушек на это? Да еще в век устойчивых нравов и традиций, «кропотливого материнского дозора», когда при всей фривольности дворянско-помещичьей жизни девушка не смела и помыслить о том, чтобы объясниться – в письме! – в любви первой.
Ведущий: Письмо Татьяны – героическая попытка стать выше всех условностей, нравственных традиций, чтобы поверх всех барьеров – человечно и высоко – соединиться с любимым. Она отдает себе ему со страхом и бесстрашно, открыто и со стыдом. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны.
Ведущая: Пройдет три года. Он увидит ее снова на балу, полюбит и будет отвергнут из чувства долга, хотя она будет любить его по-прежнему. Он напишет ей письмо. И мы увидим другого Онегина. Нигде так глубоко еще не раскрывался его характер, как в этом письме! И насколько любовь зрелого Онегина возвышеннее, глубже и трагичнее романтичной любви юной Татьяны!
Юноша за столиком читает письмо Онегина к Татьяне на фоне музыки.
Ведущий: Маяковский, по рассказам друзей, любил читать письмо Онегина наизусть и без конца повторял строки:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я …
Юноша читает стихотворение В.Маяковского «Лиличка! Вместо письма».
Юноша: Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще –
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят –
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Юноша: А вот еще одно письмо… (начинает звучать песня «Письмо к матери» Есенина; ведущий продолжает на фоне песни).За свою недолгую жизнь Сергей Есенин написал много стихотворений-писем: «Письмо деду», «Письмо сестре», «Письмо к женщине», «Письмо от матери»… Это автобиографические письма, в которых он попытался разобраться в себе. Песня, которую мы сейчас слушаем, стала одной из популярных в народе. Почему так легко запоминаются слова этой исповеди? Ответ прост: чувства, выраженные в «Письме…», знакомы каждому. К кому, как не к матери, обращаешься в минуты житейских невзгод и тревог?
Песня звучит до конца.
В это время вновь меняется состав участников.
Включается полный свет.
На фоне музыки юноша читает стихотворение А.А.Фета «Старые письма»
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто век любви есть в мире что-нибудь! –
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодком в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
Ведущий: Старые письма… «Свидетели немые…». Мгновения, пережитые другими, незнакомыми людьми, запечатленные в письмах, начинают оживать для нас, приобретать цвет, запах и звук – мистический смысл сверкающего потока времени. Письма – это попытка остановить мгновения, которые прекрасны. Письма – это состояние души, запечатленное в слове. «Огонь под пеплом» - так мы назвали нашу последнюю страничку.
Второй юноша читает на фоне музыки стихотворение А.С.Пушкина «Сожженное письмо».
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают…
легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный Сургут кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась.
Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Ведущая: Письмо любви, обращенное в пепел, - это святое воспоминание, которое навсегда останется с поэтом. Пепел воспоминаний – скорбь о былом, об ушедшем безвозвратно, но тревожащем до сих пор.
Третий юноша читает на фоне музыки письмо Ф.И.Тютчева «Она сидела на полу…».
Луч света направлен на репродукции картин Вермеера Дельфтского.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Ведущая: Стихотворение Тютчева посвящено поздней любви поэта Елене Денисьевой, с которой у поэта был продолжительный и мучительный для обоих роман. И это письмо – остывшая зола воспоминаний о радости и горе, о «жизни пережитой». Кажется, все сожжено, пережито, остыло, ушло… Но нет… Героиня смотрит на знакомые листы «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Письма – тело души, расставание с ними – это как смерть. НО смерть тела не означает смерть души. Можно сжечь бумагу, но слово останется живым, останется в душе.
Зачем же нам старые письма? Зачем эти будоражащие душу слова? Без этих горестных воспоминаний, слез – нет ничего.
Ведущий: Читая письма людей, существовавших в действительности или только в воображении автора, невольно обращаешься к картинам голландского художника Вермеера (на слайде изображение Картан). На картинах этого художника женщины часто пишут письма или читают их. Письмо – самое большое событие в их жизни. Чудо живописи делает чудо любви осязаемо реальным. Минута застывает в вечности, и в письме, которое читает женщина, содержится нечто, от чего зависит и наша судьба. Письма играли огромную роль в жизни людей, формировании отношений. Они были событиями, которые хотелось переживать в одиночестве и тишине, наедине с миром и солнцем.
Будем учиться перед картинами старинного живописца из тихого города Дельфт искусству читать письма. И перечитывать их.
«Как странно перебирать старые бумаги, перелистывать страницы, которые жили – и погасли для тебя, их написавшего. Они дороги и чужды, как лепестки подаренных увядших цветов, как письма женщин, в которых ты пробудил непонятность, что зовется любовью, как выцветшие портреты людей.
Ведущая: Нам хотелось подарить вам сегодня нечто большее, чем просто ряд писем – этих замечательных свидетельств величия человеческого сердца, - но мир, вечно живой и сегодняшний. Мы хотели, чтобы ожили голоса тех, кого давно знаем и любим, и тех, кто незнаком нам. Их душевный опыт, отраженный в письмах, опыт человечности сегодня, в начале третьего тысячелетия, - неоценим.
Ведущий: Этот опыт может быть выражен сегодня не в письмах, а в новых формах, более лаконичных или будничных и строгих, но он не может быть утрачен. Это то, что вошло навечно в ткань души. Это живой огонь, окутывающий Землю.
Разве можно без волнения читать строчки письма бедного Желткова из «Гранатового браслета» Куприна к знатной даме, которую он так любил, понимая, что это любовь останется без ответа.
На фоне звучащей «Аппассионаты» Бетховена юноша читает письмо Желткова из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...
«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."
Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...
Литературно-музыкальная композиция "А душу можно ль рассказать?"
Мероприятие в рамках предметной недели...
Урок по теме "Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Монолог - исповедь « А душу можно ль рассказать?»"
Наблюдая за сложным внутренним миром героя, понять мотивы его поступков; создать ситуацию сопереживания, помочь учащимся понять смысл поэмы в процессе размышления над художественным текст...