Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_klass.doc | 592 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ____________ /Зевайкина Н.М./ Протокол № ___ от «__»___________20__г. | «Утверждена» Директор школы_______________/Кротов И.В./ Приказ № ___ от «29» августа 2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 6 классе
Составитель
Зевайкина Нина Михайловна
2011 - 2012 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс русского языка 6 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Из них | Всего часов на РР | Из них
| ||
к/д | зачетов | соч. | изл. | |||
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | |||||
Повторение изученного в 5 классе. | 13 | 1 | 2 | |||
Лексика и фразеология. Культура речи. | 18 | 1 | 4 | 2 | 1 | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 25 | 1 | 1 | 6 | 2 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 130 | |||||
Имя существительное. | 22 | 3 | 1 | 1 | ||
Имя прилагательное. | 28 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 |
Имя числительное. | 18 | 1 | 4 | 2 | ||
Местоимение. | 27 | 1 | 6 | 4 | ||
Глагол. | 35 | 2 | 1 | 8 | 4 | 2 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 16 | 4 | 2 | 2 | ||
Итоговый урок | 1 | 1 | ||||
ИТОГО | 204 | 7 | 5 | 42 | 17 | 12 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (11 ч + 2 ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (14 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (19 ч+ 6 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (103 ч + 27 ч)
Имя существительное (19 ч + 3 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (23 ч + 5 ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (14 ч + 4 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (21 ч + 6 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (27 ч + 8 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (12 ч + 4 ч)
Сочинение на выбранную тему.
РАЗДЕЛ IV КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
.
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Самостоятельная работа, ч. | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||||
I четверть | ||||||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Беседа. | 1 | Определение основной мысли высказываний о русском языке. | ||
Повторение пройденного в I- V классах 11 +2 | ||||||
2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Фонетический разбор слов. | ||
3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Морфемный разбор слов. | ||
4 | Части речи. Морфологический разбор слова. | Комбинированный | 1 | Морфологический разбор слов. | ||
5 | Орфограммы в окончаниях слов. | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
6 | Словосочетание. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Разбор словосочетаний. | ||
7 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа со схемами. | ||
8 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составление предложений по схемам. | ||
9 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | Изучение нового материала | 1 | Работа с теоретическим материалом учебника. | ||
10 | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Контрольный урок | 1 | Составление диалога. | ||
11 | Р.Р. Текст. Официально-деловой стиль. | Урок развития речи. | 1 | Оформление заявления. | ||
12 | Р.Р. Официально-деловой стиль. | Урок развития речи. | 1 | Работа с текстом | ||
13 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | Урок контроля. | 1 | Грамматическое задание. | ||
14 | Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 5 классе» | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа над ошибками. | ||
Лексика и фразеологияКультура речи. 14 +4 | 18 | |||||
15 | Повторение изученного по лексике в 5 классе | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа со словарём. | ||
16 | Р.Р. Собирание материалов к сочинению | Урок развития речи. | 1 | Составление плана к сочинению. | ||
17 | Р.р. Написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя» | Урок развития речи. | 1 | Написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя» | ||
18 | Общеупотребительные слова | Комбинированный | 1 | Работа с учебником. | ||
19 | Профессионализмы | Комбинированный | 1 | Работа со словарём. | ||
20 | Диалектизмы | Комбинированный | 1 | Работа со словарём. | ||
21 | Жаргонизмы | Комбинированный | 1 | Выразить своё мнение о жаргонизмах. | ||
22 | Р.Р. Словари | Урок развития речи. | 1 | Работа с текстом. | ||
23 | Р. Р. Подробное изложение «Собиратель русских слов» | Урок развития речи. | 1 | Написание изложения. | ||
24 | Эмоционально окрашенные слова | Комбинированный | 1 | Работа со словарём. | ||
25 | Устаревшие слова. | Комбинированный | 1 | Работа со словарём. | ||
26 | Новые слова (неологизмы) | Комбинированный | 1 | Составление предложений с неологизмами. | ||
27 | Исконно русские и заимствованные слова. | Комбинированный | 1 | Работа со словарём. | ||
28 | Фразеология. Фразеологизмы. | Комбинированный | 1 | Работа с фразеологическим словарём. | ||
29 | Источники фразеологизмов | Комбинированный | 1 | Работа с фразеологическим словарём. | ||
30 | Обобщение по теме «Лексика и фразеология» | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Проверочная р | ||
31 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | Урок контроля. | 1 | Грамматическое задание. | ||
32 | Работа над ошибками. Зачет по правилам, изученным в разделе «Лексика». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа над ошибками. | ||
Cловообразование. ОрфографияКультура речи. 19+6 | 25 | |||||
33-34 | Повторение пройденного по морфемике в 5 классе | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Чтение теоретического материала учебника. | ||
35 | Р.р. Описание помещения | Урок развития речи. | 1 | Сочинение-описание. | ||
36-37 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | Морфемный и словообразовательный разбор слов. | |||
38 | Этимология слов | Практикум. | 1 | Работа с этимологическим словарём. | ||
39 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Урок развития речи. | 1 | Составление плана к сочинению. | ||
40 | Буквы О и А в корне КОС и КАС | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Составление таблицы. | ||
41-42 | Буквы О и А в корне ГАР-ГОР | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | ||
43 | Буквы И и Ы после приставок | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Проверочная работа. | ||
44-47 | Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ | Урок совершенствования ЗУН | 4 | Работа с текстом. Работа по карточкам. Тестовые задания. | ||
48-49 | Р.р. Выборочное изложение | Урок развития речи. | 2 | Написание изложения. | ||
50 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
51 | Сложносокращенные слова. | Комбинированный | 1 | Работа с теоретическим материалом учебника. | ||
52 | Контрольный словарный диктант. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | ||
53 | Контрольный диктант за 1 четверть | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
54 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | . Работа над ошибками. | ||
II четверть | ||||||
55 | Повторение пройденного по теме «Словообразование и орфография». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
56-57 | Р.Р.Контрольное сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
58 | Зачёт по теме «Словообразование и орфография». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Зачёт | ||
Морфология, Орфография. Культура речи. | ||||||
Имя существительное 19+3 | 22 | |||||
59 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | Урок –путешествие. | 1 | Работа с теоретическим материалом учебника. | ||
60 | Повторение изученного в 5 классе | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
61 | Разносклоняемые имена существительные | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Исследовательская работа. | ||
62 | Буква Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа с орфограммой. | ||
63-64 | Р.Р.Контрольное изложение. | Урок развития речи. | 2 | Написание изложения. | ||
65 | Несклоняемые имена существительные | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Орфоэпическая работа. | ||
66 | Род несклоняемых имен существительных | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Творческая работа. | ||
67 | Имена существительные общего рода | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Составление предложений. | ||
68 | Морфологический разбор имени существительного | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор имени существительного | ||
69 | Р.Р. Описание настроения, чувства, впечатления. (по упр.. 236) | Урок развития речи. | 1 | Написание сочинения. | ||
70-71 | Не с существительными | Урок совершенствования ЗУН | 2 | Лингвистическая задача. | ||
72-73 | Буквы Ч и Щ в суффиксе ЧИК (ЩИК) | Урок совершенствования ЗУН | 2 | Работа по карточкам. | ||
74 | Гласные в суффиксах существительных ЕК и ИК | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
75 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | ||
76-77 | Повторение пройденного по теме «Имя существительное» | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Тестовые задания. | ||
78 | Диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
79 | Анализ диктанта по теме «Имя существительное» | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа над ошибками. | ||
80 | Итоговый тест по теме «Имя существительное» | Урок контроля | 1 | Итоговый тест. | ||
Имя прилагательное 23+5 | 28 | |||||
81-82 | Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Работа с теоретическим материалом учебника. | ||
83 | Р.Р. Описание природы | Урок развития речи. | 1 | Написание сочинения. | ||
84-86 | Степени сравнения имен прилагательных | Урок совершенствования ЗУН | 3 | Составление таблицы. | ||
87 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Проверочная работа. | ||
88 | Относительные прилагательные | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | ||
89 | Притяжательные прилагательные. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
90 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
91-92 | Р.Р. Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А.С. Пушкина «Метель») | Урок развития речи. | 2 | Написание изложения. | ||
93-94 | Не с прилагательными Контрольный словарный диктант. | Урок совершенствования ЗУН | 2 | Работа по карточкам. | ||
95 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Комбинированный | 1 | Тестовые задания. | ||
96-97 | Контрольный диктант за 1 полугодие. Анализ контрольного диктанта. | Урок контроля | 2 | Грамматическое задание. | ||
III четверть | ||||||
98-99 | Р.Р. Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
100-101 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Комбинированный | 2 | Проверочная работа. | ||
102 | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
103-104 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
105 | Обобщение пройденного по теме «Имя прилагательное». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
106 | Зачет по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | 1 | |||
107 | Диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
108 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа над ошибками | ||
Имя числительное 14+4 | 18 | |||||
109 | Имя числительное как часть речи | Урок-путешествие | 1 | Знакомство с теоретическим материалом учебника. | ||
110 | Простые и составные числительные | Комбинированный | 1 | Распределительный диктант. | ||
111-112 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
113 | Разряды количественных числительных | Комбинированный | 1 | Работа с учебником. | ||
114-115 | Числительные, обозначающие целые числа | Комбинированный | 2 | Работа с учебником. | ||
116-117 | Р.Р. Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных | Урок развития речи. | 2 | Написание изложения. | ||
118 | Дробные числительные | Комбинированный | 1 | Работа с учебником. | ||
119 | Собирательные числительные | Комбинированный | 1 | |||
120 | Порядковые числительные | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
121 | Морфологический разбор имени числительного | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор имени числительного | ||
122 | Повторение пройденного по теме «Имя числительное» | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
123 | Диктант по теме «Имя числительное». | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
124 | Анализ диктанта. Зачет по правилам, изученным в разделе «Имя числительное» | Урок контроля | 1 | Работа над ошибками. | ||
125-126 | Р.Р. Публичное выступление. (по упр 388) | Урок развития речи. | 2 | Составление текста для выступления. | ||
Местоимение 21+6 | 27 | |||||
127 | Местоимение как часть речи | Урок-путешествие | 1 | Знакомство с теоретическим материалом учебника. | ||
128-129 | Личные местоимения | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
130 | Возвратное местоимение себя | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
131 | Р.р. Рассказ на тему «Как я однажды помогал маме» ( по сюжетным рисункам от 1 лица) | Урок развития речи. | 1 | Написание рассказа. | ||
132 | Вопросительные местоимения | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
133 | Относительные местоимения | Комбинированный | 1 | Творческая работа. | ||
134-135 | Неопределенные местоимения | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
136-137 | Отрицательные местоимения | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
138-139 | Словарный диктант Притяжательные местоимения | Комбинированный | 2 | Проверочная работа. | ||
140 | Р.Р. Рассуждение. | Урок развития речи. | 1 | Работа с текстом. | ||
141-142 | Указательные местоимения | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
143-144 | Определительные местоимения | Комбинированный | 2 | Тестовые задания. | ||
145-146 | Р.Р. Сочинение «Подслушанный разговор» | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
147 | Морфологический разбор местоимения | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор местоимения | ||
148-149 | Р.р. Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
150 | Повторение пройденного | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
151 | Зачет по правилам, изученным в разделе «Местоимение» | Урок контроля | 1 | Зачет | ||
152 | Диктант по теме «Местоимение» | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
153 | Работа над ошибками. Тест по теме «Местоимение». | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа над ошибками. Тест. | ||
Глагол 27+8 | 35 | |||||
154-155 | Глагол. Повторение изученного в 5 классе | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Знакомство с теоретич материалом учебника. | ||
156-157 | Контрольный диктант за 3 четверть и его анализ. | Урок контроля | 2 | Грамматическое задание. | ||
IV четверть | ||||||
158-159 | Р.Р. Сочинение - рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
160 | Разноспрягаемые глаголы | Комбинированный | 1 | Работа с текстом. | ||
161-162 | Глаголы переходные и непереходные | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
163 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Комбинированный | 1 | Работа с текстом. | ||
164-165 | Р.Р. Изложение. | Урок развития речи. | 2 | Написание изложения. | ||
166-167 | Условное наклонение | Комбинированный | 2 | Творческая работа. | ||
168-170 | Повелительное наклонение | Комбинированный | 3 | Творческая работа. | ||
171 | Различение повелительного наклонения и формы буду щего времени | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам. | ||
172-173 | Употребление наклонений | Комбинированный | 2 | Контрольное списывание. | ||
174-175 | Безличные глаголы | Комбинированный | 2 | Творческая работа. | ||
176 | Морфологический разбор глагола | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор глагола | ||
177-178 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного | Урок развития речи. | 2 | Написание рассказа. | ||
179-180 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Комбинированный | 2 | Работа по карточкам. | ||
181-182 | Повторение пройденного по теме «Глагол» | Урок -путешествие | 2 | Проверочная работа. | ||
183 | Итоговый тест по теме «Глагол» | Урок контроля | 1 | Тест. | ||
184 | Закрепление пройденного. Зачет по правилам, изученным в данном разделе | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Зачет | ||
185 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
186 | Работа над ошибками. Анализ диктанта | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа над ошибками. | ||
187-188 | P.p. Контрольное сочинение (упр. 549) | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 11+4 | 15 | |||||
189 | Разделы науки о языке | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составление таблицы. | ||
190 | Орфография. Орфографический разбор. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Орфографический разбор. | ||
191 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Пунктуационный разбор. | ||
192-193 | Р.р. Сочинение на заданную тему | Урок развития речи. | 2 | Написание сочинения. | ||
194 | Лексика и фразеология. Контрольное списывание. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Контрольное списывание. | ||
195-196 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Морфемный и словообразовательный разбор. | ||
197-198 | Морфология. Морфологический разбор слова. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Морфологический разбор слова. | ||
199 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Синтаксический разбор. | ||
200-201 | Р.Р. Контрольное изложение. | Урок развития речи. | 2 | Написание изложения. | ||
202 | Контрольный диктант за год | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
203 | Работа над ошибками. Анализ диктанта | Урок обобщения | 1 | Работа над ошибками | ||
204 | Итоговый тест за год | Урок контроля | 1 | Тест. | ||
ИТРГО | 204 |
РАЗДЕЛ V. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (контрольно-измерительный материал).
График контрольных и творческих работ
Тема урока. Основное содержание | Дата | развитие речи | Контр. работы | |
план | факт | |||
1-я четверть | ||||
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | |||
Cучинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | 1 | |||
Подробное изложение «Собиратель русских слов» | 1 | |||
Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | 1 | |||
Р.р. Выборочное изложение | 1 | |||
Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | |||
2-я четверть | ||||
Р.Р.Контрольное сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 | |||
Зачёт по теме «Словообразование и орфография». | 1 | |||
Р.Р.Контрольное изложение. | 1 | |||
Итоговый тест по теме «Имя существительное» | 1 | |||
.Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А.С. Пушкина «Метель») | 1 | |||
Контрольный диктант за 1 полугодие. Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||
3 четверть | ||||
Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | |||
Зачет по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
Р.Р. Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных | 1 | |||
Зачет по правилам, изученным в разделе «Имя числительное» | 1 | |||
Сочинение «Подслушанный разговор» | 1 | |||
Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | 1 | |||
Зачет по правилам, изученным в разделе «Местоимение» | 1 | |||
Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | |||
4 четверть | ||||
Сочинение - рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | 1 | |||
Изложение. | 1 | |||
Итоговый тест по теме «Глагол» | 1 | |||
Зачет по правилам, изученным в данном разделе | 1 | |||
Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |||
Контрольное сочинение (упр. 549) | 1 | |||
Сочинение на заданную тему | 1 | |||
Р.Р. Контрольное изложение. | 1 | |||
Контрольный диктант за год | 1 | |||
Итоговый тест за год | 1 | |||
ИТОГО: | 20 | 7/3 |
. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
- Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
- Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
- Оценка сочинений и изложений
- Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:
- 1) умение раскрывать тему;
- 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
- Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
- Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
- Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценки | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообра зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последова тельности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи доста точно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографи ческая и 3 пунктуа ционные ошибки; 3) или 4 пунктуаци онные ошибки при отсутствии орфо графических оши бок; 4) а также 2 грамма тические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклоне ния от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последова тельности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляе мые синтаксические конструкции, встречает ся неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не дочётов в содержании и 5 речевых недочё тов. | Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб ки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуацион ных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографи ческих и 4 пунктуацион ные ошибки ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час ты случаи неправильного словоупотребле ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це лом в работе допущено до 6 недочётов в со держании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
«1» | В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
- Оценка устных ответов учащихся
- Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
- Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
- Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
- Оценка диктантов.
- Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
- Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
- Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. 1
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант 2 вариант.
1. Узкой1 1. Тяжёлые1
2. освещают2, лесные. 2 2. удержать2, подберезовики2
3. Рожь3. 3. спелой3
4. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. 4
Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)
(По Д. Зуеву)
.
Контрольный диктант за 1 четверть
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант 2 вариант.
1. Деревьев1 1. Густые1
2. Пробежала2, придорожной 2 2. зазвенела 2, беззаботной 2
3. Алмазами 3. 3. (С) пением 3
4. Составить схему 1предл., 1 абзац.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.
На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.
Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (111 слов)
Контрольный диктант за 3 четверть
Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Контрольный диктант за год
Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни. (116 слов)
Итоговый тест по теме «Имя существительное»
I. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:
Приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание-суффикс
1) Пришкольный, 2) приготовился, 3) удивительный, 4) прибли жаться.
II. Найдите слово, в котором написание гласной в корне прове
ряется ударением.
1) Выр.сли. 2) Уг..реть. 3) Бл..стеть. 4) Р..скошный. 5) Соб..рать.
III. Укажите слово, в корне которого пишется о.
1) Р..стение. 2) К..сание. 3) Распол..гаться. 4) Разг..реться.
5) Отр..сль.
IV. Найдите слово с приставкой при-.
1) Пр..пятствие. 2) Пр..сутствовать. 3) Пр..образовать. 4) Пр..вра щаться. 5) Пр..огромный.
V. Найдите разносклоняемое существительное.
1) Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея. 5) История.
VI. Укажите существительное, у которого в окончании пишет-,
ся -и.
1) К станц.. . 2) На топол.. . 3) О елк.. . 4) По дорог.. . 5) В гер-бари.. .
VII. Найдите существительное с суффиксом -щик.
1) Перебеж..ик. 2) Груз..ик. 3) Рез..ик. 4) Рассказ..ик. 5) Фасов..ик.
VIII. Найдите существительное с приставкой не-1) (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася — (не)ряха. 3) (Не) решительность шахматиста. 4) (Не)настье задержало нас в пути.
IX. Найдите среди данных слов заимствованное.
1) Весна. 2) Полотер. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.
X. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю то утро когда отец вер нулся из экспедиции. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.
Итоговый тест по русскому языку для 6 класса.
Вариант 1
ЧАСТЬ А
В каком слове все звуки мягкие:
А. чаща Б. семеро В. вернуть Г. каждый.
2.Укажите слова, в котором ударение падает на третий слог:
А. газопровод Б. прибыла В. красивее Г. копировать.
3.Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков:
А. их (ответ) – их - личное местоимение
Б. что-либо - неопределенное местоимение
В. троица - имя существительное
Г. первый – порядковое числительное.
4. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки:
а) обьединить; б) приследовать; в) приобрести; г) серебряный;
д) окрестность; е) предорожный; ж) состязание; з) искусство.
А а),б), е) Б б),е), ж) В а),е),ж) Г б),в),г)
5. Выберите слова , в которых написание гласной проверяется ударением:
а) прим...риться с другом;б) препод…ватель; в) прот…рать; г) р..сток;
д)предл…жение;е)оч…рование; ж) заг…реть; з) к…саться.
А а) , е), ж) Б а),б), ж) В а),б) ,е) Г б) ,в), з)
6. Укажите слова, в которых на месте пропуска не пишется Ь :
а) пес..ня; б) октябр…ский; в) мурав..иный; г)много задач..
д) могуч.., е) познаком…те; ж) обреж..те; з) мечтаеш...
А а),в),д) Б а),г),д) В а),ж),з) Г а), б),д)
7.Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется НН:
а)овчи…ый; б) бекаси…ый; в) румя…ый; г) ветре…ый;
д) масля…ый; е) были…ый; ж) безветре…ый; з) сви…ой.
А а),д),з) Б в),г) , д) В а), е),ж) Г д),ж),з)
8.Укажите слово,с которым НЕ пишется раздельно:
А. (не)уютный дом Б. вовсе (не)интересная книга;
В. (не)нависть; Г. (не)внимательность ученика. .
9.Найдите слово, в котором один корень, один суффикс, одна приставка, одно окончание:
А. выберите, Б. солнышко.
В. проехал Г. слева.
ЧАСТЬ В
Запишите ответы словами.
- Назовите указательные местоимения.
- Поставьте словосочетание 973 солдата втворительный падеж
- Образуйте все формы наклонений от глагола думать
- Образуйте все формы степеней сравнения от прилагательного красивый
Вариант 2
ЧАСТЬ А
В каком слове произносится звук Й:
А. терка Б. еда В. сюда Г. прятать
2.Укажите слова, в котором ударение падает на второй слог:
А. квартал Б. позвонит В. силос Г. торты
3.Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков:
А. негде - местоимение
Б. десятый – порядковое числительное
В. семерка – имя существительное
Г. читал бы – глагол в форме условного наклонения
4.Найдите слова , в написании которых допущены ошибки:
а) окресность; б) преследовать; в) подиграть; г) старинный;
д) прикаснуться; е) загорелый; ж) приобрести; з) опасность
А а),б), з) Б а), в), д) В б), в),г) Г а),ж),з)
5.Выберите слова , в которых написание гласной проверяется ударением:
а)р…стовщик; б) прим…рить костюм; в) разб…рать; г) р…стительность
д) насл…ждаться; е) сож…ление; ж) разг…раться; з) сл..жение
А а) ,е), ж) Б б), в), е) В б) ,д) ,е) Г д),е) , ж)
6.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Ь:
а)декабр…ский, б) камен…щик; в) лес дремуч…; г) умнож..те;
д) стекол…щик; е) январ…ский; ж) из-за туч..; з) нян…чить
А а), д), з) Б а), г), д), В б), в), ж) Г д), е), ж)
7. Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется Н:
а) румя…ый, б) улица пусты…а, в) овся…ый, г) были…ый
д) урага…ый , е) лебеди..ый, ж) безветре…ый, з) деревя…ый.
А а), д), е) Б а), б),в) В в),г), д) Г а), в) ,е
8. Укажите слова, с которыми НЕ пишется раздельно:
А. (не) высокий человек; Б. далеко ( не) красивый поступок;
В. (не) широкая, но рыбная река; Г .(не) решительность действий
9. Найдите слово, в составе которого один корень, одна приставка, один суффикс, одно окончание.
А.перечитала; Б. спишите;
В. издавна; Г. приготовилась
ЧАСТЬ В
- Назовите притяжательные местоимения.
- Поставьте словосочетание 754 рубля в творительный падеж.
- Образуйте все формы наклонений от глагола читать.
- Образуйте все формы степеней сравнения прилагательного удобный.
Правильные ответы
Вариант1
Часть А
А
Б
А
А
В
Б
В
Б
А
Часть В
1 Тот, этот, таков, такой, столько.
2.Девятьюстами семьюдесятью тремя солдатами
3.
Изъявительное наклонение думаю,
повелительное наклонение думай, думайте,
условное наклонение думал бы
4.
Простая сравнительная степень красивее,
составная сравнительная степень более красивый,
простая превосходная степень красивейший,
составная превосходная степень самый красивый
Вариант 2
Часть А
1.Б
2.А
3.А
4.Б
5.В
6.Б
7.Г
8.Б
9.Б
Часть В
1.Мой, твой, свой, ваш, наш , их, его, её .
2. Семьюстами пятьюдесятью четырьмя рублями.
3.
Изъявительное наклонение читаю,
повелительное наклонение читай, читайте,
условное наклонение читал бы.
4.
Простая сравнительная степень удобнее,
составная сравнительная степень более удобный,
простая превосходная степень удобнейший,
составная превосходная степень самый удобный.
РАЗДЕЛ VI. МАТЕРИАЛБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧНБНОГО ПРЕДМЕТА
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Диафильм.
Знаменательные (самостоятельные) части речи.
Диапозитивы.
К урокам русского языка в VII классе.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 6 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
- Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
- Колчанова С.С. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.- Волгоград, 2007 .
- Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 6 класс. – М.: «Образование», 2007.
Дополнительная учебная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
- Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 6 класса. – М.: Свет, 2009.
- Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 6 класс. – М.: Разум, 2008.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
- Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
- Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
- Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...